Консультация
Нравственно-волевая подготовка к школе!
Поступление в школу - важное событие в жизни ребёнка. Учёба в школе – не лёгкий труд, к которому должен быть подготовлен ребёнок. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику.
Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами, как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.
Учебная деятельность предъявляет ребёнку большие требования. Задача родителей – помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить.
Некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – это научить ребёнка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, многие проходят с ребёнком почти всю программу 1 класса.
Безусловно, специальная подготовка важна, но её недостаточно для успешного учения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания, полученные до школы, иссякли. Нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относится к учению с позиции «Я всё знаю, всё умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.
Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке ребёнка к обучению в школе. Каждый ребёнок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др. Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте.
Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение. Дошкольников подготавливают к этому постепенно: внушают им, что учёба в школе – серьёзный труд, в результате которого они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное. При этом важно поставить перед детьми перспективу, сформировать социально ценные мотивы учения.
Родители, иногда говорят, детям, что будущая учёба – сплошной праздник: «Пойдёшь в школу – будешь ходить на экскурсии», «В школе вам будут читать интересные книжки, проводить с вами интересные сборы, вечера» и т. п. Другие, наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Поступишь в школу – там за тебя возьмутся».
Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, деловитой, ободряющей. Пусть дети почувствуют: дома понимают важность их новых обязанностей, ждут от них старания и ответственности, верят в их силы. Мотивация учения, которые следует формировать у детей, могут быть такие: «В школе ты начнёшь трудиться, как трудится мама и папа», «Теперь и ты у нас становишься взрослым, и у тебя появятся новые трудовые обязанности».
Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Старшие дошкольники могут накрывать стол, убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и.т.д. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнить. Практика показывает, что если до поступления в школу дети имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они научились управлять своим поведением, а в учебной деятельности: могли без труда переключиться с интересной игры на не всегда увлекательные уроки, без напоминаний выполняли указания учителя.
Формирование умения доводить начатое до конца, преодолевать трудности – важная задача, стоящая перед родителями. Ребёнка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают. Отношение взрослых к детям, к их делам также имеет значение. Если дошкольники видят серьёзное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем и требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ним.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.