«Нравственное поведение в конфликте»
Оценка 4.7

«Нравственное поведение в конфликте»

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
22.01.2020
«Нравственное поведение в конфликте»
улучшить коллективные взаимоотношения, вырабатывать умение конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности
Нравственное поведение в конфликте.docx

План-конспект

проведения классного занятия

Тема: «Нравственное поведение в конфликте».

Форма проведения: круглый стол с элементами тренинга.

Цель:  улучшить коллективные взаимоотношения, вырабатывать умение конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.

Задачи:

• развивать умения аргументировать свою точку зрения;

• воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

расширить представление воспитанников об основных типах и причинах конфликтов;

познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуаций;

формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям;

развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутриличностных противоречий.

Оборудование: презентация, видеоролики, план-конспект.

Использование современных образовательных технологий:

Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе

Этапы воспитательного мероприятия,

на которых применяются образовательные технологии

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Основной этап. Презентация.

Элементы личностно-ориентированных технологий

Подготовительный, заключительный этап.

Элементы технологии сотрудничества (работа в малых группах)

Основной этап. Работа в группах.

Элементы технологии проблемной деятельности

Основной этап. Активизация мыслительной деятельности, умение взаимодействовать, создавать совместный продукт.

Элементы технологии развития критического мышления

Заключительный этап. Рефлексия.

План классного часа:

I.                  Мобилизующее начало. Вступительное слово.

II.               Основная часть.

1.     Что такое конфликт. Работа с понятием.

2.     Восстановление логических цепочек. «Угадай стратегию!»

3.     Ролевая игра «Контакты и конфликты».

4.     Интерактивная беседа.

III.            Подведение итогов.

                                                   Ход мероприятия:

I.                  Мобилизующее начало. Вступительное слово.

Организационный момент.

Классный руководитель: Добрый день! Сегодня на классном часе мы будем стараться, чтобы наш класс стал еще дружнее, а мы научились еще лучше понимать друг друга.

Слайд 1.

Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал: "Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"

Вопрос ко всем:

А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку? Как это происходит? Как не допустить этого?

(ответы воспитанников)

II.               Основная часть.

1.     Что такое конфликт?

Классный руководитель: Тема нашего классного часа – конфликты и нравственное поведение в них. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (ответы воспитанников)

(Варианты ответов: ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т. п.)

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (ответы воспитанников)  (Варианты ответов: поиски истины, открытия, самоутверждение и т. п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

(ответы воспитанников)

Слайд 2.

Классный руководитель: В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновение, серьезное разногласие, спор». Давайте поработаем с этим понятием в группах. (Группы определяются по желанию воспитанников).

Первая группа объяснит, кого мы называем «конфликтным человеком»?

Вторая группа объяснит, что значит «конфликтовать».

Третья группа найдет значение выражения «конфликтная ситуация».

Четвертая группа пояснит значение слова «компромисс».

(Б течение 5 мин. дети обсуждают задания в парах.)

Классный руководитель: Теперь предлагаю высказаться. Обсуждение.

Слайд 3.

Таблица «Стратегии поведения при конфликтах» (с перепутанными позициями).

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

 

2.     Восстановление логических цепочек. «Угадай стратегию!»

Классный руководитель: Конфликт - это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (см. слайд, бланки). Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиций. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь.

(Классный руководитель читает описание поведения, воспитанники угадывают.)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

Конкуренция - стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные. (Соперничество.)

Какова же результативность этих стратегий? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

(Классный руководитель читает описание поведения, воспитанники угадывают.)

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды. (Сотрудничество.)

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы - разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Слайд 4.

3.     Ролевая игра «Контакты и конфликты».

1. Первая часть. Оценка ситуаций.

Классный руководитель: Как же выглядят эти стратегии в конкретных жизненных ситуациях?

Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфликты». Первая часть игры - оценка ситуаций. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.

(К доске выходят подготовленные воспитанники, разыгрывают ситуации. После каждой сценки проводится разбор ситуации по вопросам.)

Примерные вопросы:

- Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?

- Есть ли из нее выход?

- При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации? {При условии сотрудничества обеих сторон конфликта.)

- Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах развития конфликта:

а) если оба будут настаивать на своем (соперничество);

б) если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество);

в) если одна из сторон захочет уклониться от конфликта (избегание);

г) если одна из сторон подчиниться обстоятельствам (приспособление).

«Грамотные стали».

Покупатель:  Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?

Продавец:  С чего вы взяли?

Покупатель: «Ну вот же, на ценнике написано: вес - 200 г, Цена - 10 руб. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали.

Продавец:  Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится - идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.

«Только не надо нас пугать».

Учитель: Я пригласил вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы.

Мама ученика: А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он лучше поспит лишний часок или погуляет.

Учитель: Но вы понимаете, что оценка по литературе в аттестате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает.

Мама ученика:  Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?

(Разбирается ситуация по аналогии с предыдущей.)

«Вас никто здесь не держит».

Представитель рабочих:  Я пришел к вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату.

Начальник: Мне очень жаль, но денег нет - предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось.

Представитель рабочих: Но администрация предприятия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку.

Начальник: Эти средства взяты не из фонда заработной платы.

Представитель рабочих: Нам все равно, из каких фондов вы нам заплатите - выплатите наши деньги. Если бы не школьные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки.

Начальник:  Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать - вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите.

(Разбирается ситуация по аналогии с предыдущей.)

Слайд 5.

2. Разыгрываем конфликты.

Классный руководитель: Разыграйте эти сценки, используя более эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

(Группам раздаются  листочки с текстами ролей. Воспитанники  репетируют в течение 5-7 мин.)

Классный руководитель: Репетиции окончены, даю слово участникам конфликтов.

(Три пары участников выходят, разыгрывают ситуации.)

Что вы можете сказать о результативности стратегии поведения, выбранной участниками этих конфликтов?

(высказывания воспитанников)

4.Интерактивная беседа.

Классный руководитель: Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям - разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т.д.

Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?

Чему вас научила эта ситуация?

Как вы понимаете этот эпиграф: «В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади».  Как вы думаете, почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?

Слайд 6.

Примерные ответы: Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

Классный руководитель:  А какие черты характера нужны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их можно воспитать в себе?

(ответы воспитанников)

III. Заключительный этап:

Рефлексивный анализ.

- Какая стратегия выхода из конфликтных ситуаций вам ближе всех?

- Какой стратегии хотели бы научиться?

- Что этому мешает?

Классный руководитель:  Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других - уступит, в третьих - найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.        

Слайд 7.

Все мы очень разные. Но каждый из нас - человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.

  Очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:

Будь же сам к себе  построже,

И добрее к прочим   людям, -

Ведь и ты шагаешь тоже

По тропинкам чьих-то  судеб.

Благодарю вас за продуктивное сотрудничество и позитивные эмоции!


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект проведения классного занятия

План-конспект проведения классного занятия

Ход мероприятия: I.

Ход мероприятия: I.

Таблица «Стратегии поведения при конфликтах» (с перепутанными позициями)

Таблица «Стратегии поведения при конфликтах» (с перепутанными позициями)

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения

Грамотные стали». Покупатель:

Грамотные стали». Покупатель:

Классный руководитель: Разыграйте эти сценки, используя более эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Классный руководитель: Разыграйте эти сценки, используя более эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения

Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2020