Нравственное сознание и поведение подростков с задержкой психического развития: из опыта работы
Нравственное сознание и поведение подростков с задержкой психического развития могут представлять определенные особенности, но в том же времени и возможности для развития нравственных ценностей и социальной адаптации. Важно понимать, что каждый подросток уникален, и подход к их нравственному воспитанию должен быть индивидуальным.
В первую очередь необходимо создание поддерживающей и воспитательной среды. Окружение должно быть благоприятным для формирования нравственных ценностей. Для развития нужны доброжелательные отношения, понимание и поддержка со стороны семьи, педагогов и друзей.
Много лет назад я побывала на особом практикуме для учащихся вспомогательной школы города: дети во второй половине дня поехали на железнодорожный вокзал и получали практические навыки по освоению новой роли – будущий пассажир. Именно тогда я обратила внимание на то, что для ребят очень важно обучение социальным навыкам. Нашим ребятам важно развивать навыки взаимодействия с окружающими, умение решать конфликты и вести себя в обществе. Это поможет им лучше адаптироваться и вести себя нравственно.
Подростки с задержкой психического развития могут испытывать трудности в понимании своих эмоций и эмоций других людей. Обучение эмоциональной грамотности поможет им лучше понимать и контролировать свои эмоции, что важно для формирования нравственного сознания.
Учителя нашей школы стараются учитывать индивидуальные потребности и особенности каждого подростка. Мы развиваем их сильные стороны, помогаем преодолевать трудности, создаём условия для развития их нравственных качеств.
Помогая подросткам понимать чувства и потребности других людей, мы стараемся сделать их заботливыми и сострадательными.
Мы постепенно вводим подростков в мир нравственных ценностей, разъясняем, что такое добро и зло, честность, ответственность и другие важные понятия.
Подростки часто учатся на примере. Наш педагогический коллектив старается делать акцент на хороших и нравственных поступках, как в реальной жизни, так и в литературе, кино и истории.
При необходимости мы обращаемся за помощью к специалистам – психологам, педагогам, специалистам по специальному образованию. Они дают нам рекомендации и методики для развития нравственных ценностей у подростков с задержкой психического развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.