СЕКЦИЯ 3. Планета мастеров
Дарчук Евгения Ильинична,
учитель начальных классов,
МБОУ «Школа № 94 г. Донецка»
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье представлены результаты опыта по формированию нравственного воспитания обучающихся средствами театрального искусства – воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться, правильно ориентироваться в социальной среде.
Ключевые слова: кукольный театр, куклы, память, кругозор, познания, чувства, мимика, жесты интонация, творчество, увлеченность, отдых, интерес.
Цель статьи: познакомить учителей с опытом работы организации кукольного театра в школе с целью воспитания нравственных качеств младших школьников.
Нравственная воспитанность высоко ценилась и ценится людьми любого возраста всех поколений. Социально - экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем государства, о его молодежи. В условиях кризиса в экономике, социальной сфере существует тенденция: личность теряет духовную основу. Сохранению духовности человека способствует возрождение культуры взаимоотношений человека и искусства.
Главной целью является пробуждение личностно - положительного отношения к ценностям искусства и развитие нравственной, эстетической и общей культуры учащихся посредством приобретения конкретных знаний и умений, необходимых и для полноценного восприятия, понимания и воспроизведения художественных образов, а также развитие способности к самореализации в художественной и творческой деятельности и самосовершенствования через искусство. Одной из важных содержательных линий данной образовательной области является театральное искусство.
Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства является уникальным и синтетическим. Театральное искусство - живая связь зрителя с исполнителем, творческое сотрудничество, взаимовлияние. Театральное творчество является важным фактором приобщения личности к национальным ценностям.
На современном этапе развития общества, в связи с усложнением условий жизни, театр как средство воспитания и взрослых, и детей, к сожалению, не приобретает должного значения, что объясняется неудовлетворительным материальным обеспечением учебно-воспитательного процесса, общей атмосферой неопределенности или безразличия. Анализируя культурные ориентации учащихся, наблюдаем, что на фоне общего сужения проведения досуга преобладают сугубо развлекательные, примитивные формы, связанные с экстравертной внешне направленной, физически выраженной эмоциональной деятельностью. В процессе исследования установлено, что почти у трети [32,9%] младших школьников отсутствуют особые занятия эстетической направленности, а это не может не сказаться на уровне развития их эстетической культуры. У подавляющего большинства [71,3%] младших школьников наблюдается пассивное потребление готовой для духовно - эстетического усвоения продукции, редкое обращение к такому духовно ёмкому виду искусства, как театр. 52 % респондентов категорически заявили: «Театр не посещаю». Такое явление негативно влияет на эмоциональную жизнь личности. Поэтому очень важно направить усилия педагогов на повышение эффективности эстетического воспитания младших школьников средствами театрального искусства, развитие эстетико – эмоциональных потребностей и интересов младших школьников. Одним из факторов этого процесса является организация театральной деятельности, которая влияет на нравственное и эстетическое воспитание младших школьников всесторонне (через художественное слово, песню, пластику движения, костюмы, театральные декорации и т.д.).
В начальной школе есть уроки технологии, музыки, изобразительного искусства, которые решают образовательные и воспитательные задачи. Для воспитания своих обучающихся считаю, что этого недостаточно.
На протяжении 17 лет моей работы в школе существует кружок «Кукольный театр», целью которого является формирование нравственных качеств личности обучающихся.
Моя задача - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом.
Одним из путей достижения цели и одним из средств решения поставленных задач является кукольный театр, театр, который развивает, формирует и воспитывает ученика как личность.
Работа в созданном театре начинается со знакомства детей с различными типами кукол: 1) пространственные: петрушка, марионетки, тростниковые; 2) плоскостные: теневые (силуэтные); теневые (ажурные) - марионетки. Целью таких занятий является развитие интересов к театральному искусству, желание творить прекрасное собственными руками. Для зрительного восприятия предлагается использование различных кукол для постановки кукольных спектаклей: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», сказки К. И. Чуковского. Используются репродукции, фотографии театральных действий. Важным является применение театрально - декорационной живописи, что способствует развитию пространственного мышления младших школьников, созданию разнообразных сценических решений, которые формируют активную мировоззренческую позицию зрителя через влияние на его чувства, а также создание театральной афиши, где ученики сосредотачивают внимание на зрительном образе спектакля, в котором оказывается первооснова его замысла. Процесс работы возбуждает потребность ученика делиться своими художественными эмоциями и чувствами. Наблюдения показали, что одним из условий повышения эффективности эстетического воспитания младших школьников является постепенный переход от уроков изобразительного искусства к любительскому театру, где основным элементом является игра. Каждый ученик непосредственно входит в театральное действие. Игра становится постоянным спутником каждого ребенка, формой познания, развлечением и отдыхом. В практике учебного заведения театральная деятельность младших школьников достигает воспитательной эффективности, прежде всего тогда, когда театр является постоянной жизнью ребенка.
Реализация творческого потенциала театрального искусства в учебно -воспитательном процессе начальной школы становится возможным при таких психолого - педагогических условиях:
- целостное воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся;
- ориентация в учебно-воспитательном процессе на единство общечеловеческих, национальных и личностных ценностей;
- организация учебно-воспитательного процесса как творческой совместной деятельности и общения учителей и школьников;
- опора на актуальные для младшего школьного возраста жизненные ситуации и проблемы;
- обеспечение богатого, эмоционального насыщения учащихся;
- учет и развитие индивидуально - творческих способностей младших школьников;
- комплексное использование материала разных видов искусства при проведении учебных и воспитательных занятий;
- активное участие младших школьников на всех этапах организации занятий (подготовка, проведение и итог).
Формирование педагогической модели обеспечивает развитие нравственной культуры младших школьников средствами театрального искусства.
Главная цель и задачи кукольного театра заключаются в создании условий для творческого и духовного развития личности в свободное от учебы время. Работа в кукольном театре удовлетворяет образовательные потребности обучающихся путем привлечения их к активной исследовательской и творческой деятельности; развивает, стимулирует и приводит к реализации ее духовного и творческого потенциала. В процессе деятельности создаются системы поиска, развития и поддержки юных талантов и дарований для формирования творческой личности в различных областях общественной жизни. Содержание обеспечивает художественно - эстетическую образованность и воспитанность личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, способствует выработке умений приумножать культурно - художественные традиции своего народа.
Работая в кукольном театре, воспитанники воспринимают содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные и музыкальные возможности куклы. В процессе изготовления кукол, декораций и монтирования дети получают разносторонние навыки в обращении с различными материалами и инструментами. Благодаря таким методам и приемам, как беседа, исследование, конструирование, экскурсии развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности к изобразительной деятельности, чувство цвета, формы художественно - изобразительного мышления.
Обращение к литературному материалу, к народной сказке привлекает учащихся к сокровищнице русской национальной культуры.
Объединение воспитанников с целью создания спектакля и взаимозависимость их в процессе работы способствует воспитанию коллективизма, собственной ответственности, дружбы.
В работе применяются различные методы познания: рассказ, объяснение, беседа, внушение, инструктаж, пример, убеждение; методы организации деятельности и формирования опыта: упражнения, педагогические требования, общественное мнение, поручения, воспитывающие ситуации; приёмы стимулирования: поощрение, мотивация.
Одним из важных методов является метод примера - живых конкретных людей, а также пример героев театральных представлений. Психологическую основу примера составляет подражание, благодаря которому младшие школьники овладевают социальным и морально-эстетическим опытом. Подражание - это не автоматический перенос черт, качеств, опыта определенной личности, а осмысленное чувство, которое влияет на эмоциональную сферу, углубляет чувство наслаждения и побуждает к творчеству.
Наблюдения показали, что характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Младшие школьники подражают тем, кто производит на них более сильное впечатление, поэтому при отборе материала мы учитываем его положительную эмоционально-эстетическую насыщенность.
Овладение навыками работы с куклами на материале простейших этюдов: (выход героя с веселой песенкой; грустный герой; герой отбивается от пчел и др.) способствуют развитию эстетического опыта. Тематические этюды развивают фантазию, творческое воображение. Коллективные этюды используются в самостоятельной работе: придумывание ситуаций и разыгрывание их.
Важным средством эстетического воспитания младших школьников в театральной деятельности является язык. Техника речи способствует обучению их объединять человеческую речь с голосовыми особенностями животных, птиц, стариков, передавать характер героев: (злой, добрый, капризный и т.д.). Театральное искусство предусматривает возможность активного самовыражения школьников в процессе работы над пьесой, репетициями спектаклей. Исходя из возможностей учебного времени, каждая группа в состоянии изучить одну пьесу в течение одного полугодия. Таким образом, на каждую группу планируется два спектакля в год.
Концертная деятельность способствует формированию эстетически развитой неординарной личности, успешному введению воспитанников в сложный мир художественной культуры.
Важными моментами на занятиях кукольного театра является распределение ролей, обсуждение характера образов, определение идеи, темы, действия спектакля.
Особое внимание обращается на поиск выразительных возможностей кукол в предложенных обстоятельствах спектакля, выполнение этюдов с куклами на материале спектакля, создание образов пьесы для театра кукол, которые должны быть типичными и обобщенными, язык персонажей.
В процессе проведения репетиций учитываем эстетический опыт младших школьников, который основывается на уже найденных действиях кукол, выработанных поведением самих исполнителей. Генеральная репетиция требует необходимого порядка за ширмой: исполнители должны знать свои места, задачи, поставленные перед ними. Куклы и реквизиты должны лежать на своих местах.
Результаты работы кружка позволяют сделать ряд выводов. Искусство как средство формирования эстетического сознания человека, влияет на интеллектуальную, нравственную, эмоциональную сферы, способствует гармоничному развитию личности и помогает познать мир и свое место в нем.
Кукольный театр воздействует на зрительскую аудиторию, обогащает ее новыми знаниями и эстетическим опытом. формирует и развивает мировоззренческие ориентиры; формирует и развивает художественные потребности, убеждения, идеалы; воспитывает морально-этическое отношение к собственной личности, к другим людям, их поступкам, действиям и к окружающей среде.
Театр - зрелище, которое в процессе воздействия на зрительскую аудиторию усиливает её активность художественного восприятия: желание, интерес, готовность к общению со сценическим произведением; затрагивает чувства человека, очищает и возвышает его внутренний мир; формирует определенную степень эмоционального отклика, адекватность восприятия сценического образа; совершенствует вкусовые предпочтения; раскрывает потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства, к характеру деятельности.
Театр - развлечение, которое отвлекает человека от жизненных неурядиц, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия.
Таким образом, организованная работа на основе использования средств театрального искусства способствует повышению эффективности духовно – нравственного и эстетического воспитания младших школьников.
Список литературы:
1. Марьенко И. С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников / Марьенко И. С. – Москва. Просвещение. 1982. – 159 с.
2. Никитина А. Б. Театр, где играют дети. /Никитина А. Б. – Москва, Владос. 2001. – 286 с.
3. Опарина. Н. А. Школьный театр. /Опарина. Н. А. М.: Народное образование, 2002. – 222 с.
4. Столетова В. Н. Диалоги о воспитанности. /Столетова В. Н. – Москва, Педагогика, 1985. – 288 с.
5. Сборник методических материалов по нравственному воспитанию. Яросл., 1999. – 189 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.