НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Оценка 4.7

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитание
09.04.2023
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В статье представлены результаты опыта по формированию нравственного воспитания обучающихся средствами театрального искусства – воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться, правильно ориентироваться в социальной среде.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.docx

СЕКЦИЯ 3. Планета мастеров

Дарчук Евгения Ильинична,

учитель начальных классов,

МБОУ «Школа № 94 г. Донецка»

 

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье представлены результаты опыта по формированию нравственного воспитания обучающихся средствами театрального искусства – воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться, правильно ориентироваться в социальной среде. 

 Ключевые слова: кукольный театр, куклы, память, кругозор, познания, чувства, мимика, жесты интонация, творчество, увлеченность, отдых, интерес.

Цель статьи: познакомить учителей с опытом работы организации кукольного театра в школе с целью воспитания нравственных качеств младших школьников.

 

Нравственная  воспитанность высоко ценилась и ценится людьми любого возраста всех поколений. Социально -  экономические   преобразования, которые  происходят   в   современном обществе, заставляют нас размышлять о  будущем  государства,  о  его  молодежи. В условиях кризиса в экономике, социальной сфере существует тенденция: личность теряет духовную основу. Сохранению духовности человека способствует возрождение культуры взаимоотношений человека и искусства. 

Главной целью является пробуждение личностно - положительного отношения к  ценностям искусства и развитие нравственной, эстетической и общей культуры учащихся посредством приобретения конкретных знаний и умений, необходимых и для полноценного восприятия, понимания и воспроизведения художественных образов, а также развитие способности к самореализации в художественной и творческой деятельности и самосовершенствования через искусство. Одной из важных содержательных линий данной образовательной области является театральное искусство.

Нравственное воспитание младших школьников средствами театрального искусства является уникальным и синтетическим. Театральное искусство - живая связь зрителя с исполнителем, творческое сотрудничество, взаимовлияние. Театральное творчество является важным фактором приобщения личности к национальным ценностям.

На современном этапе развития общества, в связи с усложнением условий жизни, театр как средство воспитания и взрослых, и детей, к сожалению, не приобретает должного значения, что объясняется неудовлетворительным материальным обеспечением учебно-воспитательного процесса, общей атмосферой неопределенности или безразличия. Анализируя культурные ориентации учащихся, наблюдаем, что на фоне общего сужения проведения досуга преобладают сугубо развлекательные, примитивные формы, связанные с экстравертной внешне направленной, физически выраженной эмоциональной деятельностью. В процессе исследования установлено, что почти у трети [32,9%] младших школьников отсутствуют особые занятия эстетической направленности, а это не может не сказаться на уровне развития их эстетической культуры. У подавляющего большинства [71,3%] младших школьников наблюдается пассивное потребление готовой для духовно - эстетического усвоения продукции, редкое обращение к такому духовно ёмкому виду искусства, как театр. 52 % респондентов категорически заявили: «Театр не посещаю». Такое явление негативно влияет на эмоциональную жизнь личности. Поэтому очень важно направить усилия педагогов на повышение эффективности эстетического воспитания младших школьников средствами театрального искусства, развитие эстетико – эмоциональных потребностей и интересов младших школьников. Одним из факторов этого процесса является организация театральной деятельности, которая влияет на нравственное и эстетическое воспитание младших школьников всесторонне (через художественное слово, песню, пластику движения, костюмы, театральные декорации и т.д.).

В начальной школе есть уроки технологии, музыки, изобразительного искусства, которые решают образовательные и воспитательные задачи. Для воспитания своих обучающихся считаю, что этого недостаточно.

На протяжении 17 лет моей работы в школе существует кружок «Кукольный театр», целью которого является формирование нравственных качеств личности обучающихся.

Моя задача - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро, через занятие интересным, важным, полезным делом.

Одним из путей достижения цели  и одним из средств решения  поставленных задач является кукольный театр, театр, который развивает, формирует и воспитывает ученика как личность. 

Работа в созданном театре начинается со знакомства детей с различными типами кукол: 1) пространственные: петрушка, марионетки, тростниковые; 2) плоскостные: теневые (силуэтные); теневые (ажурные) - марионетки. Целью таких занятий является развитие интересов к театральному искусству, желание творить прекрасное собственными руками. Для зрительного восприятия предлагается использование различных кукол для постановки кукольных спектаклей: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», сказки К. И. Чуковского. Используются репродукции, фотографии театральных действий. Важным является применение театрально - декорационной живописи, что способствует развитию пространственного мышления младших школьников, созданию разнообразных сценических решений, которые формируют активную мировоззренческую позицию зрителя через влияние на его чувства, а также создание театральной афиши, где ученики сосредотачивают внимание на зрительном образе спектакля, в котором оказывается первооснова его замысла. Процесс работы возбуждает потребность ученика делиться своими художественными эмоциями и чувствами. Наблюдения показали, что одним из условий повышения эффективности эстетического воспитания младших школьников является постепенный переход от уроков изобразительного искусства к любительскому театру, где основным элементом является игра. Каждый ученик непосредственно входит в театральное действие. Игра становится постоянным спутником каждого ребенка, формой познания, развлечением и отдыхом. В практике учебного заведения театральная деятельность младших школьников достигает воспитательной эффективности, прежде всего тогда, когда театр является постоянной жизнью ребенка.

Реализация творческого потенциала театрального искусства в учебно -воспитательном процессе начальной школы становится возможным при таких психолого - педагогических условиях:

- целостное воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся;

- ориентация в учебно-воспитательном процессе на единство общечеловеческих, национальных и личностных ценностей;

- организация учебно-воспитательного процесса как творческой совместной деятельности и общения учителей и школьников;

- опора на актуальные для младшего школьного возраста жизненные ситуации и проблемы;

- обеспечение богатого, эмоционального насыщения учащихся;

- учет и развитие индивидуально - творческих способностей младших школьников;

- комплексное использование материала разных видов искусства при проведении учебных и воспитательных занятий;

- активное участие младших школьников на всех этапах организации занятий (подготовка, проведение и итог).

Формирование педагогической модели обеспечивает развитие нравственной культуры младших школьников средствами театрального искусства.

Главная цель и задачи кукольного театра заключаются в создании условий для творческого и духовного развития личности в свободное от учебы время. Работа в кукольном театре удовлетворяет  образовательные потребности обучающихся путем привлечения их к активной исследовательской и творческой деятельности; развивает, стимулирует и приводит к реализации ее духовного и творческого потенциала. В процессе деятельности создаются системы поиска, развития и поддержки юных талантов и дарований для формирования творческой личности в различных областях общественной жизни. Содержание обеспечивает художественно - эстетическую образованность и воспитанность личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, способствует выработке умений приумножать культурно  - художественные традиции своего народа.

Работая в кукольном  театре, воспитанники воспринимают содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные и музыкальные возможности куклы. В процессе изготовления кукол, декораций и монтирования  дети получают разносторонние навыки в обращении с различными материалами и инструментами. Благодаря таким методам и приемам, как беседа, исследование, конструирование, экскурсии развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности к изобразительной деятельности, чувство цвета, формы художественно - изобразительного мышления.

Обращение к литературному материалу, к народной сказке привлекает учащихся к сокровищнице русской  национальной культуры.

Объединение воспитанников с целью создания спектакля и взаимозависимость их в процессе работы способствует воспитанию коллективизма, собственной ответственности, дружбы.

В работе применяются различные методы познания: рассказ, объяснение, беседа, внушение, инструктаж, пример, убеждение; методы организации деятельности и формирования опыта: упражнения, педагогические требования, общественное мнение, поручения, воспитывающие ситуации; приёмы стимулирования: поощрение, мотивация.

Одним из важных методов является метод примера - живых конкретных людей, а также пример героев театральных представлений. Психологическую основу примера составляет подражание, благодаря которому младшие школьники овладевают социальным и морально-эстетическим опытом.         Подражание - это не автоматический перенос черт, качеств, опыта определенной личности, а осмысленное чувство, которое влияет на эмоциональную сферу, углубляет чувство наслаждения и побуждает к творчеству.

Наблюдения показали, что характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Младшие школьники подражают тем, кто производит на них более сильное впечатление, поэтому при отборе материала мы учитываем его положительную эмоционально-эстетическую насыщенность.

Овладение навыками работы с куклами на материале простейших этюдов: (выход героя с веселой песенкой; грустный герой; герой отбивается от пчел и др.) способствуют развитию эстетического опыта. Тематические этюды  развивают фантазию, творческое воображение. Коллективные этюды используются в самостоятельной работе: придумывание ситуаций и разыгрывание их.

Важным средством эстетического воспитания младших школьников в театральной деятельности является язык. Техника речи способствует обучению их объединять человеческую речь с голосовыми особенностями животных, птиц, стариков, передавать характер героев: (злой, добрый, капризный и т.д.). Театральное искусство предусматривает возможность активного самовыражения школьников в процессе работы над пьесой, репетициями спектаклей. Исходя из возможностей учебного времени, каждая группа в состоянии изучить одну пьесу в течение одного полугодия. Таким образом, на каждую группу планируется два спектакля в год.

Концертная деятельность способствует формированию эстетически развитой неординарной личности, успешному введению воспитанников в сложный мир художественной культуры.

Важными моментами на занятиях кукольного театра является распределение ролей, обсуждение характера образов, определение идеи, темы, действия спектакля.

Особое внимание обращается на поиск выразительных возможностей кукол в предложенных обстоятельствах спектакля, выполнение этюдов с куклами на материале спектакля, создание образов пьесы для театра кукол, которые должны быть типичными и обобщенными, язык персонажей.

В процессе проведения репетиций учитываем эстетический опыт младших школьников, который основывается на уже найденных действиях кукол, выработанных поведением самих исполнителей. Генеральная репетиция требует необходимого порядка за ширмой: исполнители должны знать свои места, задачи, поставленные перед ними. Куклы и реквизиты должны лежать на своих местах.

Результаты работы кружка позволяют сделать ряд выводов. Искусство как средство формирования эстетического сознания человека, влияет на интеллектуальную, нравственную, эмоциональную сферы, способствует гармоничному развитию личности и помогает познать мир и свое место в нем.

Кукольный театр воздействует на зрительскую аудиторию, обогащает ее новыми знаниями и эстетическим опытом. формирует и развивает мировоззренческие ориентиры; формирует и развивает художественные потребности, убеждения, идеалы; воспитывает морально-этическое отношение к собственной личности, к другим людям, их поступкам, действиям и  к окружающей среде.

Театр - зрелище, которое в процессе воздействия на зрительскую аудиторию усиливает её активность художественного восприятия: желание, интерес, готовность к общению со сценическим произведением; затрагивает чувства человека, очищает и возвышает его внутренний мир; формирует определенную степень эмоционального отклика, адекватность восприятия сценического образа; совершенствует вкусовые предпочтения; раскрывает потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства, к характеру деятельности.

Театр - развлечение, которое отвлекает человека от жизненных неурядиц, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия.

Таким образом, организованная работа на основе использования средств театрального искусства способствует повышению эффективности духовно – нравственного и эстетического воспитания младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.                 Марьенко И. С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников / Марьенко И. С.  – Москва. Просвещение. 1982. – 159 с.

2.                 Никитина А. Б. Театр, где играют дети. /Никитина А. Б. – Москва, Владос. 2001. – 286 с.

3.                 Опарина. Н. А. Школьный театр. /Опарина. Н. А.  М.: Народное образование, 2002. – 222 с.

4.                 Столетова В. Н. Диалоги о воспитанности. /Столетова В. Н. – Москва, Педагогика, 1985. – 288 с.

5.                 Сборник методических материалов по нравственному воспитанию.  Яросл., 1999. – 189 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

СЕКЦИЯ 3. Планета мастеров Дарчук

СЕКЦИЯ 3. Планета мастеров Дарчук

Одной из важных содержательных линий данной образовательной области является театральное искусство

Одной из важных содержательных линий данной образовательной области является театральное искусство

В начальной школе есть уроки технологии, музыки, изобразительного искусства, которые решают образовательные и воспитательные задачи

В начальной школе есть уроки технологии, музыки, изобразительного искусства, которые решают образовательные и воспитательные задачи

Каждый ученик непосредственно входит в театральное действие

Каждый ученик непосредственно входит в театральное действие

В процессе деятельности создаются системы поиска, развития и поддержки юных талантов и дарований для формирования творческой личности в различных областях общественной жизни

В процессе деятельности создаются системы поиска, развития и поддержки юных талантов и дарований для формирования творческой личности в различных областях общественной жизни

Подражание - это не автоматический перенос черт, качеств, опыта определенной личности, а осмысленное чувство, которое влияет на эмоциональную сферу, углубляет чувство наслаждения и побуждает к…

Подражание - это не автоматический перенос черт, качеств, опыта определенной личности, а осмысленное чувство, которое влияет на эмоциональную сферу, углубляет чувство наслаждения и побуждает к…

Важными моментами на занятиях кукольного театра является распределение ролей, обсуждение характера образов, определение идеи, темы, действия спектакля

Важными моментами на занятиях кукольного театра является распределение ролей, обсуждение характера образов, определение идеи, темы, действия спектакля

Театр - развлечение, которое отвлекает человека от жизненных неурядиц, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия

Театр - развлечение, которое отвлекает человека от жизненных неурядиц, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2023