«Реализация нравственного воспитания в начальной школе»
Подготовила учитель начальных классов Григорьева Т.М.
Дети младшего школьного возраста активно накапливают нравственный опыт. Систематическое духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка и в дальнейшем обеспечивает его успешное социальное и гармоничное развитие, а также формирование личности.
В соответствии с ФГОС в школе приоритетным стало духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, которому уделяется большое внимание, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В своей педагогической работе я выделяю и ставлю перед собой такие основные цели духовно-нравственного воспитания:
- воспитывать в детях милосердие, сострадание, учить прощать и забывать обиды;
-учить замечать тех, кому сейчас нужна твоя помощь, развивать желание помогать нуждающимся, быть терпимым, толерантным, мирным во взаимоотношениях со всеми;
- формировать основы духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром;
- побуждать действовать и поступать честно, не на словах, а на деле, в повседневной жизни, избегать зла, зависти, учить довольствоваться и быть благодарным за то, что имеешь;
- способствовать сохранению чистоты и целомудрия.
Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Поэтому в нашем классе проводится много мероприятий совместно с родителями.
Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей. На родительских собраниях совместно с родителями рассматривались следующие вопросы:
- «Семья и семейные ценности. Сотрудничество семьи и школы»;
- «Как помочь ребенку учиться?»;
- «Трудовое обучение ребенка в семье»;
- «Чтение без принуждения»;
- «Воспитание гражданина в семье»
- «О слове, речи и культуре общения» и др.
В течении прошлого учебного года учащиеся моих классов принимали активное участие в классных и общешкольных мероприятиях. Таких как: Осенняя и Новогодняя ярмарки, Бал Осени, концерт к Дню Матери, новогоднее представление, Масленица, Зарница, концерт к дню 8 марта, конкурсы и др. Два раза в год проводили Дни Здоровья, в которых принимают участие все учащиеся.
В течение учебного года проведена серия классных часов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся. Такие как: Если хочешь быть здоровым, Осторожно огонь, Все профессии важны, Спор о вреде и пользе курения, Лучшее слово о дружбе, Разговор о вежливости, Честен тот, кто работает на совесть, серия классных часов по ПДД и другие.
Учащиеся активно приняли участие в акциях и конкурсах как школьного, так и муниципального уровня, таких как «Тепло родного дома», «Спешите творить добро» и др. В рамках акции «Тепло родного дома» были проведены следующие мероприятия: Отправка писем-поздравлений военнослужащим, Изготовление сувениров и подарков для военнослужащих, прошедших службу в Вооруженных силах РФ, Спортивное мероприятие «Папа + сын = школа настоящих мужчин», Конкурсная программа с чаепитием «Школа наш второй дом!», Классный час «Наша служба и опасна и трудна».
В зимний период 2019 - 2020 года приняли участие в областной акции «Птичьи кормушки», заняли 1 место в номинации «Птичье кафе».
В течении учебного года проводились мероприятий и классные часы патриотического характера, посвященных Дню Великой победы, 80 –летию Саратовской губернии, России. В ходе которых у ребят формируется устойчивый интерес к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.
Совместно с Домом Дружбы были проведены мероприятия: День Защиты детей, Поговорим о толерантности, Покрова Пресвятой Богородицы и др.
Спортивные мероприятия ориентированы на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Использую нетрадиционные формы обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, игры, коллективные работы.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.