Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе

  • Памятки
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Необходимые условия нравственного воспитания таковы: • направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве; • включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность; • создание ситуации самостоятельного нравственного выбора; • развитие гуманистических взаимоотношений детей в коллективе. Наглядный метод: экскурсии; наблюдения; просмотр видеофильмов; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов.
Иконка файла материала Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе.doc
Нравственное воспитание младших школьников во  внеклассной работе Процесс воспитания в современной школе направлен на  формирование всесторонне развитой личности, у которой  приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить в маленьком  человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе  семена добра и сострадания? Психологи отмечают, что  младшие школьники способны как губка впитывать все  новое, что именно в это время у них формируются  важнейшие психические функции. Нам, учителям, важно не  только не упустить это благодатное время, суметь  пробудить в детях природные задатки, но и заложить  понятия общечеловеческих, нравственных ценностей,  которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести  свое место в социуме. Нравственные ценности, которые действуют в любом  обществе: доброта и милосердие, мужество и скромность,  справедливость и толерантность. Наше подрастающее поколение, к сожалению, утрачивает ряд нравственных качеств. Нравственное формирование личности младшего школьника предполагает становление отношений  ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду,  своим обязанностям, к самому себе. В процессе  нравственного воспитания школа формирует у младшего  школьника чувства патриотизма, гражданственности,  интернационализма, активное отношение к  действительности, уважение к людям. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы  социально необходимые требования общества педагоги  превратили во внутренние стимулы личности каждого  ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.Необходимые условия нравственного воспитания таковы:  направленность воспитательных воздействий педагога  на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве;  включение детей в разнообразную, целесообразно  организованную педагогом деятельность;  создание ситуации самостоятельного нравственного  выбора;  развитие гуманистических взаимоотношений детей в  коллективе. От младших школьников требуется:  знать гимн, гордиться своей Родиной;  уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и  дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;  любить людей трудолюбивых, активных, инициативных,  творческих, честных, справедливых, организованных;  любить читать, мастерить, делать добро окружающим  людям;  дружить со всеми детьми и выбрать себе друга,  которому можно все доверить и которого никогда не  подведешь;  трудиться с пользой для себя и людей дома, в школе,  на уроках труда;  бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;  беречь общественное добро и родную природу; помогать старшим, инвалидам, пенсионерам, своим  товарищам в учебе, труде, общественной работе;  творчески относиться к самостоятельной работе на  уроке, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки,  участвовать в инсценировках. В младшем школьном возрасте у детей закрепляются  привычки культурного поведения, интенсивно накапливаются знания о нравственных нормах. При оценке поведения  учащихся в этот период с точки зрения прилежания и  успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных  требований, умение критиковать свое поведение и  поведение своих товарищей.  Какие же основные методы нравственного воспитания может  использовать учитель в своей работе?  Наглядный метод: экскурсии; наблюдения; просмотр  видеофильмов; рассматривание книжных иллюстраций,  репродукций, предметов. Виды экскурсий: Экскурсии в природу: парки, зооцентры. Общение с  природой ­ прекрасная школа воспитания у детей доброты,  отзывчивости, чуткости. Дети наблюдают за сезонными  изменениями в природе, играют, собирают природный  материал. Наблюдая за природой, ребята в дальнейшем с  удовольствием принимают участие в школьных акциях  «Кормушка», «Помощь бездомным животным» и др. Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Это экскурсии в  музеи, на различные предприятия города. Экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и  хорошеет наш город. Это способствует формированию  чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и  чувства патриотизма.Словесный метод: чтение и разбор литературных  произведений; этические беседы с учащимися; диспуты;  проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно­ ролевые, дидактические, игры­драматизации и др.); разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов,  тематических вечеров. Очень важно, чтобы в начальных классах с детьми  проводились беседы о морали ­ этические беседы. Они  должны включать основные вопросы, дающие возможность  выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка  должна быть выразительной и содержать правило, вывод,  указывающий на то, как надо поступать. Например: «Друга  ищи, а нашел ­ береги», «Говорить легко ­ делать  трудно». Запланировать такие беседы заранее очень  сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую  связана с жизнью и событиями в классном коллективе.  Иногда этические беседы приходится проводить с группой  учащихся или индивидуально с отдельными учениками. Практический метод используется, когда необходима организация продуктивной деятельности (выставки,  конкурсы, концерты); проведение тематических классных часов; организация работы по созданию исследовательских работ  учащихся; проведение экскурсий различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей и  сверстников. Игровая деятельность детей всегда связана с  возникновением и развитием между детьми определенных  отношений. Задача учителя ­ внимательно наблюдая за  детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся  их взаимоотношения, и активно воздействовать наформирование гуманных отношений. Для этого надо вдумчиво подходить к созданию играющих групп, помочь робким,  застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать  первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских  отношений, симпатий. К сожалению, наши дети всё реже  играют в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение  компьютерным, что лишает воспитателя возможности в  полной мере использовать это действенное средство  нравственного воспитания.  Развитию нравственных взаимоотношений в классном  коллективе способствуют ролевые поручения учащимся. Эти  поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок  смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать  занятие по душе. Занятия клубного типа ­ интересная форма внеклассной  работы, позволяющая учителю успешно решать задачи  нравственного воспитания школьников. Дети принимают  активное участие в конкурсах, праздниках, конференциях.  Важнейшую роль  в нравственном воспитании детей  оказывают родители. Учителю нужно стараться превратить  родителей в единомышленников. Совместные праздники,  экскурсии ­ всё это способствует формированию  нравственных качеств детей.  Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то  викторина, беседа, игра­путешествие или соревнование,  способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы  классных часов нужно подбирать разнообразные, с учетом  интересов учащихся и конкретных задач воспитания на  данном этапе. Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная  воспитанность учащихся проявляется в единстве развитогонравственного сознания, мышления, воли, чувств и  поведения. Она достигается при условии целостности и  систематичности процесса воспитания, единства  формирования нравственного сознания и поведения, участия школьников в общественной жизни и отношениях.