Необходимые условия нравственного воспитания таковы:
• направленность воспитательных воздействий педагога на формирование чувств, сознания и поведения детей в их единстве;
• включение детей в разнообразную, целесообразно организованную педагогом деятельность;
• создание ситуации самостоятельного нравственного выбора;
• развитие гуманистических взаимоотношений детей в коллективе.
Наглядный метод: экскурсии; наблюдения; просмотр видеофильмов; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов.
Нравственное воспитание младших школьников во
внеклассной работе
Процесс воспитания в современной школе направлен на
формирование всесторонне развитой личности, у которой
приоритетными являются нравственные качества. Как в наше
чересчур прагматичное время сохранить в маленьком
человеке чистоту восприятия мира, посеять в его душе
семена добра и сострадания? Психологи отмечают, что
младшие школьники способны как губка впитывать все
новое, что именно в это время у них формируются
важнейшие психические функции. Нам, учителям, важно не
только не упустить это благодатное время, суметь
пробудить в детях природные задатки, но и заложить
понятия общечеловеческих, нравственных ценностей,
которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести
свое место в социуме.
Нравственные ценности, которые действуют в любом
обществе: доброта и милосердие, мужество и скромность,
справедливость и толерантность.
Наше подрастающее поколение, к сожалению, утрачивает ряд
нравственных качеств. Нравственное формирование личности
младшего школьника предполагает становление отношений
ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, труду,
своим обязанностям, к самому себе. В процессе
нравственного воспитания школа формирует у младшего
школьника чувства патриотизма, гражданственности,
интернационализма, активное отношение к
действительности, уважение к людям.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы
социально необходимые требования общества педагоги
превратили во внутренние стимулы личности каждого
ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.Необходимые условия нравственного воспитания таковы:
направленность воспитательных воздействий педагога
на формирование чувств, сознания и поведения детей в
их единстве;
включение детей в разнообразную, целесообразно
организованную педагогом деятельность;
создание ситуации самостоятельного нравственного
выбора;
развитие гуманистических взаимоотношений детей в
коллективе.
От младших школьников требуется:
знать гимн, гордиться своей Родиной;
уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и
дома, обслуживать себя, устранять мелкие неполадки в
домашнем и школьном хозяйстве;
любить людей трудолюбивых, активных, инициативных,
творческих, честных, справедливых, организованных;
любить читать, мастерить, делать добро окружающим
людям;
дружить со всеми детьми и выбрать себе друга,
которому можно все доверить и которого никогда не
подведешь;
трудиться с пользой для себя и людей дома, в школе,
на уроках труда;
бороться с собственной ленью и другими недостатками,
критиковать недостатки своих товарищей;
беречь общественное добро и родную природу; помогать старшим, инвалидам, пенсионерам, своим
товарищам в учебе, труде, общественной работе;
творчески относиться к самостоятельной работе на
уроке, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки,
участвовать в инсценировках.
В младшем школьном возрасте у детей закрепляются
привычки культурного поведения, интенсивно накапливаются
знания о нравственных нормах. При оценке поведения
учащихся в этот период с точки зрения прилежания и
успешности учитывается не только прочность поведенческих
умений, навыков, привычек, но и знания моральных
требований, умение критиковать свое поведение и
поведение своих товарищей.
Какие же основные методы нравственного воспитания может
использовать учитель в своей работе?
Наглядный метод: экскурсии; наблюдения; просмотр
видеофильмов; рассматривание книжных иллюстраций,
репродукций, предметов.
Виды экскурсий:
Экскурсии в природу: парки, зооцентры. Общение с
природой прекрасная школа воспитания у детей доброты,
отзывчивости, чуткости. Дети наблюдают за сезонными
изменениями в природе, играют, собирают природный
материал. Наблюдая за природой, ребята в дальнейшем с
удовольствием принимают участие в школьных акциях
«Кормушка», «Помощь бездомным животным» и др.
Экскурсии, знакомящие с трудом людей. Это экскурсии в
музеи, на различные предприятия города.
Экскурсии по городу. Дети видят, как изменяется и
хорошеет наш город. Это способствует формированию
чувства уважения к людям труда, эстетических чувств и
чувства патриотизма.Словесный метод: чтение и разбор литературных
произведений; этические беседы с учащимися; диспуты;
проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно
ролевые, дидактические, игрыдраматизации и др.); разбор
житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов,
тематических вечеров.
Очень важно, чтобы в начальных классах с детьми
проводились беседы о морали этические беседы. Они
должны включать основные вопросы, дающие возможность
выработать у школьников нравственные представления. Тему
для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка
должна быть выразительной и содержать правило, вывод,
указывающий на то, как надо поступать. Например: «Друга
ищи, а нашел береги», «Говорить легко делать
трудно». Запланировать такие беседы заранее очень
сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую
связана с жизнью и событиями в классном коллективе.
Иногда этические беседы приходится проводить с группой
учащихся или индивидуально с отдельными учениками.
Практический метод используется, когда необходима
организация продуктивной деятельности (выставки,
конкурсы, концерты);
проведение тематических классных часов;
организация работы по созданию исследовательских работ
учащихся;
проведение экскурсий различной направленности;
организация вечеров с родителями, для родителей и
сверстников.
Игровая деятельность детей всегда связана с
возникновением и развитием между детьми определенных
отношений. Задача учителя внимательно наблюдая за
детьми, выявлять, на какой нравственной основе строятся
их взаимоотношения, и активно воздействовать наформирование гуманных отношений. Для этого надо вдумчиво
подходить к созданию играющих групп, помочь робким,
застенчивым найти себе товарищей, тщательно оценивать
первые успехи детей в игре, проявление их товарищеских
отношений, симпатий. К сожалению, наши дети всё реже
играют в подвижные и ролевые игры, отдавая предпочтение
компьютерным, что лишает воспитателя возможности в
полной мере использовать это действенное средство
нравственного воспитания.
Развитию нравственных взаимоотношений в классном
коллективе способствуют ролевые поручения учащимся. Эти
поручения обязательно меняются, чтобы каждый ребенок
смог поучаствовать в различных делах класса и выбрать
занятие по душе.
Занятия клубного типа интересная форма внеклассной
работы, позволяющая учителю успешно решать задачи
нравственного воспитания школьников. Дети принимают
активное участие в конкурсах, праздниках, конференциях.
Важнейшую роль в нравственном воспитании детей
оказывают родители. Учителю нужно стараться превратить
родителей в единомышленников. Совместные праздники,
экскурсии всё это способствует формированию
нравственных качеств детей.
Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то
викторина, беседа, играпутешествие или соревнование,
способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы
классных часов нужно подбирать разнообразные, с учетом
интересов учащихся и конкретных задач воспитания на
данном этапе.
Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная
воспитанность учащихся проявляется в единстве развитогонравственного сознания, мышления, воли, чувств и
поведения. Она достигается при условии целостности и
систематичности процесса воспитания, единства
формирования нравственного сознания и поведения, участия
школьников в общественной жизни и отношениях.