Нравственные законы.
Цель: формировать у воспитанников представления о моральных нормах, моральных обязанностях.
Задачи:
Развивать творческие и познавательные способности.
Формировать коммуникативные умения работать в коллективе.
Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.
Ход занятия.
Воспитатель: Ирландский драматург , писатель Бе́рнард Шо́у сказал: «Теперь, когда мы научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
- Проанализируем цитату
- Как вы ее понимаете?
- А как это жить на земле, как люди?
- Давайте поразмышляем о том, что необходимо каждому человеку для жизни в окружающем его мире? (высказывания детей)
Воспитатель: Мы живём в обществе, в котором существуют определённые
ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи
своему другу или сделать вид, что это тебя не касается. Пройти мимо бездомной
собаки или накормить её? Навредить человеку или простить его? Человек делает
выбор между добром и злом.
- Как называются общие, принятые всем
обществом правила поведения? (мораль)- Молодцы! Назовите синоним
мораль (нравственность)
Воспитатель: Нравственность – это совокупность норм поведения человека в обществе, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении. - Понятия «мораль» и «нравственность» взаимосвязаны.
Воспитатель: Прослушайте отрывок из произведения и назовите автора,
название: Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
Воспитатель: Автор, название, о ком басня, Как ведет себя свинья? ( Басня! Свинья
под дубом)
Как называется в басне поучительный вывод? Какова мораль этой басни? (Неблагодарность
свиньи, которая живет за счет других, невежа, невежда). А что такое мораль в
жизни?
Воспитатель: Как мы понимаем, какие поступки людей хорошие, положительные, а какие нет? В праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?
Воспитатель: Существует ли нравственный кодекс?
Кто следит за его соблюдением?
Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).
Воспитатель: В обществе принято жить по нормам морали - это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения, признанными обязательными для исполнения.
*Толковый словарь Ушакова: Нравственность-совокупность норм морали, определяющих поведение человека.
Воспитатель: За выполнением нравственных норм следит сам человек, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки.
Воспитатель: А Вы считаете себя нравственным человеком? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:
-Украсть пучок редиски у соседа на даче.
-Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику.
-Сделать благотворительный взнос.
-Написать анонимное письмо.
На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.
Игра « Российский
экспресс»
Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь ехали в поезде? Куда ездили? А
какие попутчики вам попадались в купе? Помните?
Работа в парах. А теперь, давайте представим себе, что ехать вам далеко,
мест в купе 4. Вы уже заняли свое место, и вам надо выбрать троих попутчиков. А
вот и список, из которого вам надо сделать свой выбор. Будьте внимательны, у
вас несколько минут. Конечно же, вам надо будет объяснить свой выбор.
Молодой человек, больной СПИДом.
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком.
Кавказец – мусульманин.
Человек из деревни с большим мешком.
Африканский студент.
Подросток похожий на наркомана.
Бывший заключенный.
Таджик в национальной одежде.
Полицейский.
(Ребята выбирают себе попутчиков и объясняют, почему сделали такой выбор.)
Воспитатель: И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща
двойственность: Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье
– болезнь и т. Д.
Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Воспитатель: А что может произойти, если не соблюдать моральные нормы?
А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам? (Ответы детей)
- о том, что нужно уметь себя сдерживать, работать над собой
-нельзя зря обижать других
-нужно уважительно относиться к другим людям.
Воспитатель: Как отличить нравственный поступок от безнравственного?
( Если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите – значит, безнравственный.)
Притча старого индейца.
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
- Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце победит?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Воспитатель: Ребята, давайте назовем простые нормы нравственности: - уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, быть вежливым, аккуратным человеком, - уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.
Воспитатель: В заключении определим ваш моральный уровень. Вам придётся ответить на вопросы. Надо отвечать ДА или НЕТ. Готовы?
Блиц-опрос:
1. Обижать младших, обманывать, брать чужое - это моральная норма? (НЕТ)
2. Моральные нормы или обязанности - это общепринятые в обществе правила? (ДА)
3. Завидовать, обзываться, пинаться - это норма? (НЕТ)
4. Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА)
5. Уметь благодарить - это норма? (ДА)
6. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)
7.Дети должны помогать родителям? (ДА)
Результаты анкетирования:
«да» 5- высокий нравственный уровень.
4-средний нравственный уровень.
3-1-низкий нравственный уровень.
Воспитатель: Давайте подведем итог нашей работы. Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и чтобы всем было приятно и комфортно жить в этом обществе, нужно следовать простым нормам нравственности. Нужно не только знать, но и соблюдать нормы морали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.