Нравственные уроки сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» (урок литературы в 6 классе).
Цель урока: нравственное воздействие на учащихся посредством сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»
Задачи:
- обучающая: развитие навыков характеристики героя эпического произведения, изучаемого текстуально, на примере характеристики Русалочки из одноимённой сказки Г.-Х. Андерсена,
-развивающая: формирование базовых представлений о нравственных категориях ( любовь, предательство , красота и др.)
-воспитательная: воспитание отзывчивости , доброты, неравнодушного отношения к окружающему миру.
6 класс Любовь, самоотверженность, страдание.docx
6 класс
Нравственные уроки сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»
Цель урока:
нравственное воздействие на учащихся посредством сказки Г.Х. Андерсена
«Русалочка»
Задачи:
обучающая :
развитие навыков характеристики героя эпического произведения, изучаемого
текстуально, на примере характеристики Русалочки из одноимённой сказки Г.Х.
Андерсена
развивающая:
формирование базовых представлений о нравственных категориях ( любовь,
предательство , красота и др.)
воспитательная:
воспитание отзывчивости , доброты, неравнодушного отношения к окружающему
миру.
Ход урока:
I.Оргмомент
1.Учитель (звенит колокольчиком): Ребята, а вы знаете , благодаря чему
колокольчик звенит?
Выслушиваются предположения учеников.
2.Учитель: Оказывается, в каждый, даже самый маленький колокольчик, добавляют
немного серебра. Один мудрый человек , писатель Геннадий Циферов, писал , что если в
сказку добавить немного грусти , она тоже зазвенит. Но только великие сказочники могут
сделать это мастерски. Имя нашего сегодняшнего сказочника, знакомо вам с детства. А как
вы думаете, ребята, у самого сказочника были любимые сказки?
Звучат предположения учащихся.
«Чудеснейшая из сказок – это жизнь», писал Андерсен. 3.Учитель (представляя ЭОР №1 и №2 ) : Давайте вглядимся в портреты Андерсена.
Какую часть его лица можно считать самой выразительной?
Учащиеся озвучивают свои наблюдения
4.Учитель: Глаза. Эти глаза были даны великому мастеру от Бога, ведь они могли
замечать необычное в обычном, видеть то, что недоступно взгляду обычного человека.
Сегодня мы с вами обращаемся к сказке, героиня которой полюбилась миллионам
людей во всем мире.
За что же люди полюбили Русалочку , мы с вами и попытаемся сегодня выяснить.
II.Основная часть.
1.Учитель: Характеристику любого персонажа мы начинаем с портрета, как и в
жизни: мы в первую очередь смотрим на человека. Давайте подумаем : чем же внешне
похожи автор и его героиня?
Звучат предположения учащихся
Учитель: Действительно, и у Русалочки были прекрасные глаза. Темносиние, как
море. Сказочник наградил свою героини похожим даром смотреть на жизнь широко
открытыми глазами. Чем же еще наградила природа Русалочку?
Ученики : Необыкновенным голосом, какого не было ни у одного человека.
2.Учитель : Но если бы мы судили о герое только по внешности, мы очень ошиблись
бы, ведь как говорила героиня М.Метерлинка: «Главного глазами не увидишь». А откуда
ещё мы можем почерпнуть информацию о герое?
В ходе обсуждения с учащимися выясняем , что информацию о герое могут дать:
семья героя;
его увлечения;
поступки героя;
отношение к нему других персонажей и др.
Учитель : Давайте обратимся к сказке и попробуем понять , за что же так
полюбилась людям Русалочка.
3.Работа по группам. Все 1е парты обращаются к тексту сказки, чтобы собрать всю информацию о семье
Русалочки, 2е парты собирают информацию об увлечениях героини, 3и парты
вспоминают значимые поступки Русалочки, а 4е парты анализируют взаимоотношения
Русалочки с другими персонажами , в первую очередь, с принцем.
Поэтапное озвучивание результатов работы каждой группы.
4.Работа с финалом сказки.
Учитель: Как много узнали мы о Русалочке. а теперь давайте обратим внимание на
финал сказки. Как вам кажется, оптимистическим или пессимистическим можно считать
финал сказки?
Проводится словарная работа с терминами «оптимистический» и
«пессимистический», учащиеся делятся своими предположениями, учитель корректирует
представления учащихся. Далее ребята объясняют , каким они видят финал.
Учитель , предлагая учащимся обратиться к ЭОР №3 ,просит учащихся посчитать
«радостные» и «грустные» слова в трех заключительных абзацах сказки и выписать их в 2
столбика.
Сопоставляются выводы ребят с материалом ресурса, выясняется, что «
радостных» слов намного больше. Почему? Ребята высказывают предположения.
5. Учитель рассказывает учащимся о том , что французский поэт А. Шамиссо,
вдохновленный сказкой Андерсена, написал стихотворение «На мельнице». Учитель
демонстрирует ЭОР № 4 ,звучит вопрос : что сближает стихотворение и сказку?
Ученики высказывают предположения .
6.Демонстрируется фотография , на которой представлен памятник Русалочке.
Учитель: Как вы думаете, ребята, что это? В 1913 году жители Дании поставили
памятник Русалочке. Как вы думаете , почему они выбрали именно эту героиню
Андерсена? Ответьте на этот вопрос в тетради.
Озвучивание ответов по желанию учащихся, с остальными работами учитель
ознакомится после урока.
III.Подведение итогов.
1.Учитель говорит о том,
что сам Андерсен замечал : «Русалочка» это
единственная из моих работ , которая трогает меня самого…»
2.Завершить урок уместно небольшой притчей.
Притча о мудреце и хрупких игрушках. В одном селении жил мудрец. Он любил детей и часто дарил им что нибудь, но
всегда это были очень хрупкие предметы. Дети старались обращаться с ними
осторожно , но их новые игрушки часто ломались , и они очень горевали. Мудрец
снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие. Однажды родители не выдержали и
пришли к нему, говоря: «Ты мудрый и добрый человек, зачем ты даришь нашим
детям хрупкие игрушки? Они горько плачут, когда игрушки ломаются.» «Пройдёт
совсем немного времени, улыбнулся мудрец , и кто то подарит им своё сердце.
Может быть, с моей помощью они научатся обращаться с этим бесценным даром
бережнее.»
3.Учитель (звенит колокольчиком) : Вот и заканчивается урок. Геннадий Циферов
точно подметил : «Всякий раз после сказки Андерсена вы словно слышите звон , долгий и
робкий. Потом можно забыть, о чём она, но робкий звон остаётся в сердце…»Надеюсь, что
отзвук этой прекрасной сказки останется и в вашем сердце.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.