Класс: 7 класс
УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной
Продолжительности урока: 45 мин.
Тема урока: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным»
Номер урока в данной теме: второй урок.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме.
Познавательные УУД:
- уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,
- выбирать эпизоды для чтения и инсценирования в зависимости от поставленной цели,
- определять понятия;
Регулятивные УУД:
- выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах,
- использовать речь для регуляции своих действий;
Коммуникативные УУД:
- уметь моделировать монологическое высказывание,
- уметь взаимодействовать в группах;
Личностные УУД: - формирование навыков взаимодействия в группе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник литературы для 7 класса под ред. В.Я. Коровиной, раздаточный материал.
Используемые технологии: частично-поисковый, проблемное изложение знаний.
Методы и приемы: исследование языкового материала, поиск в тексте ответов на поставленные вопросы, ведение «бортовых» записей, словесное рисование.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Межпредметные связи: история (Смутное время, опричнина, «Домострой», картины быта Москвы XVI века); изобразительное искусство (Виктор Михайлович Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», «Встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем», «Бой Кирибеевича с Калашниковым»)
Ход урока
Видеофрагмент.
- реализация домашнего задания. Сообщения «Иван Грозный» и «опричнина».
Подведение к теме через прием «Корзина идей».
- Определить тему урока нам поможет «корзина идей». Назовите понятия, которые у вас ассоциируются со словом «Нравственность» (распределяю понятия на две колонки- «положительные» и «отрицательные»)
Нравственность
1.Внутренние – духовные и душевные –качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.
2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.
Нравственность — некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.
Доброта, честь, искренность, честность, добро, зло, внутреннее достоинство, уважение и др.
- Почему я распределила данные понятия на две колонки? (находятся в противоборстве, в борьбе между собой, между ними поединок)
- - Кого из главных героев вы отнесете к положительной стороне корзины? Калашникова
- Кого из главных героев вы отнесете к отрицательной стороне корзины? Ивана Грозного, Кирибеевича
А что же такое поединок? (Борьба двух противников).
- есть ли в произведении поединок?
-что послужило причиной этого поединка?
-кто вышел победителем?
- Можно ли данный поединок назвать нравственным? Почему?
- Таким образом, сформулируйте тему нашего урока (Что является предметом рассмотрения на уроке? – герои, их нравственные стороны)
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным
Запись темы урока, эпиграфа к уроку.
«Высшая и самая характерная черта нашего народа –
это чувство справедливости и жажда ее»
Ф.М.Достоевский
3.Мотивационный этап урока (постановка целей и задач) – 3 мин.
- Исходя из темы урока какие цели перед собой поставим?
-познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме.
Ответить на вопросы:
-В чем проявляется нравственное противоборство между героями «Песни..»?
- Какие качества героев проявляются в «Песне..»?
4.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. – 20 мин.
А) задание по группам – решение задач
1 группа – Какую идеологию представляет Калашников?
План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?
Положительные качества –
Отрицательные качества-
- Что же вышел защищать Калашников? Какие нравственные идеалы? Что для него было важным? (Честь свою, своей жены, достоинство, свою семью).
2 группа - В чем отличается, в чем совпадает историческая характеристика царя и описание его Лермонтовым? (прочитайте отрывки из поэмы и сделайте выводы об образе Ивана Грозного в «Песне..»)
«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич».
«И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие своё и веселие…»( великий грозный правитель)
«Вот нахмурил царь брови черные
И навёл на него очи зоркие,
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником».
«Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?»(суровый, подозрительный)
«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные».(щедрый по отношению к своим любимцам)
Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему:
«Как полюбишься – празднуй свадебку,
Не полюбишься – не прогневайся». (но Иван Грозный не знал, что Кирибеевич полюбил замужнюю женщину)
«… царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови чёрные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо своё»
(Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток)
Как возговорил православный царь:
«Отвечай мне по правде, по совести,
Вольной волею или нехотя,
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?» (Иван Грозный особенно грозен тогда, когда нарушаются русские традиции и православные законы, составляющие устои государства, а значит и его царской власти)
Во время казни преступника никогда на Руси не звонил большой колокол. Грозный царь звоном большого колокола ставит народ в известность о том, что купец Калашников – не преступник, хотя царь и вынужден его казнить. По законам того времени, мы можем понять и «милость» грозного царя: наточенный - навострённый топор не станет причиной мучений купца при казни, палач не выйдет на помост в одежде, испачканной кровью, как при казни преступника. И будет звонить большой колокол. Это всё, что царь может сделать для купца Калашникова в этой ситуации, поскольку сама казнь неизбежна. Иван Грозный обращается к купцу Калашникову:
«Я топор велю наточить – навострить,
Палача велю одеть – нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»
(Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашникову.)
«Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
«… царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови чёрные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо своё»
(Этими словами автор подчёркивает, что царь бывает вспыльчив и жесток)
Как возговорил православный царь:
«Отвечай мне по правде, по совести,
Вольной волею или нехотя,
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?» (Иван Грозный особенно грозен тогда, когда нарушаются русские традиции и православные законы, составляющие устои государства, а значит и его царской власти)
Во время казни преступника никогда на Руси не звонил большой колокол. Грозный царь звоном большого колокола ставит народ в известность о том, что купец Калашников – не преступник, хотя царь и вынужден его казнить. По законам того времени, мы можем понять и «милость» грозного царя: наточенный - навострённый топор не станет причиной мучений купца при казни, палач не выйдет на помост в одежде, испачканной кровью, как при казни преступника. И будет звонить большой колокол. Это всё, что царь может сделать для купца Калашникова в этой ситуации, поскольку сама казнь неизбежна. Иван Грозный обращается к купцу Калашникову:
«Я топор велю наточить – навострить,
Палача велю одеть – нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»
(Из этих слов можно сделать вывод, что в этом случае царь проявил милость к купцу Калашникову.)
«Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно». (Здесь мы видим царя, готового помочь семье осужденного человека)
Вывод: М.Ю.Лермонтов в поэме отмечает противоречивость характера Ивана Грозного. Положительные качества – Царь великий и грозный правитель.
Щедрый. Хранитель православной веры и русских традиций. Милостивый.
Готовый помочь семье осуждённого человека. Отрицательные качества-
Суровый. Подозрительный. Жестокий. Вспыльчивый. Несправедливый.
В «Песне..» идет противоборство Калашникова и Ивана Грозного.
- Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке? Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка? (Т. к. царь является символом власти, культуры, уклада жизни того времени).
- Как царь воспринимает смерть своего опричника? Кто такой опричник для Ивана Грозного? (Как трагедию, т.к. Кирибеевич был для царя правой рукой).
- Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему? (Калашников по совести ему ответил; но казнит за то, что он убил его опричника, тем самым нарушив правила кулачного боя, т.е. совершил убийство, а не просто развлекал царя).
3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич?
План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?
Положительные качества –
Отрицательные качества-
Вывод: С народной точки зрения, Кирибеевич является “разбойником”, т.к. крадет семейное счастье купца, нарушает христианские законы. Он не столько грабитель, сколько человек, попирающий “божьи законы” – законы чести и справедливости, разрушитель чужого счастья.
В) Вывод. – Кто одерживает победу в нравственном поединке? Почему?
(возвращаемся к корзине идей – правильно определили героев?)
Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Калашников совершает подвиг. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Человек из народа оказался морально выше царя, который в силу своего положения становится виновником несправедливости. Идеология купца высоконравственна: каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками за свои поступки. Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения честного человека и государственной системы, произвола, несправедливости. В этом залог нравственной победы купца. Он несет в себе идею народного добра и правды (“Не в силе Бог, но в правде”), которая противопоставляется в “Песне...” беспредельному злу “кромешников” – опричников в лице Кирибеевича. Царь и время бессильны перед этим подвигом. Окончательная и верная оценка трагедии принадлежит народу.
ИДЕОЛОГИЯ – система взглядов и идей в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу
5.Оценивание в группах. – 3 мин.
6.Рефлексия. – 5 мин.
– Сохранились ли эти ценности в настоящее время?
– Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора?
(Мы хотели бы ещё раз обратиться к “Домострою”: “Да, самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не лгать, не завидовать, не блудить, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. А люди, угодно Богу прожившие, жизнь вечную получат в Царствии Небесном”.)
- актуально ли произведение «Песня…» сегодня?
- В чём заключается актуальность произведения? (На основе этого произведения можно не только узнать об исторических фактах, характере и жизни царя Ивана Грозного, но и поразмышлять о психологии, нравственности людей на его примере, порассуждать, что хорошо, а что плохо, раскрыть понятие греха и добродетели.)
Таким образом, моно сделать вывод, что данное произведение актуально как с точки зрения изучения истории государства, так и с точки зрения изучения духовного мира человека.
7. Домашнее задание. – 2 мин. Выберите отрывок, приготовьте выразительное чтение данного отрывка, отметьте фольклорные мотивы.
1 группа – Какую идеологию представляет Калашников?
План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?
Положительные качества –
Отрицательные качества-
3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич?
План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?
Положительные качества –
Отрицательные качества-
1 группа – Какую идеологию представляет Калашников?
План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?
Положительные качества –
Отрицательные качества-
3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич?
План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?
Положительные качества –
Отрицательные качества-
1 группа – Какую идеологию представляет Калашников?
План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?
Положительные качества –
Отрицательные качества-
3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич?
План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?
Положительные качества –
Отрицательные качества-
1 группа – Какую идеологию представляет Калашников?
План ответа- Кто такой Калашников? Каковы взаимоотношения Калашникова с женой? Как речь характеризует Героя? Что отстаивает в кулачном бою Калашников?
Положительные качества –
Отрицательные качества-
3 группа – Какую идеологию представляет Кирибеевич?
План ответа – Кто такой опричник? Накладывает ли отпечаток на характер Кирибеевича то, что он является опричником? Можно ли назвать чувства к Алене Дмитриевне искренними? Как ведет себя перед боем?
Положительные качества –
Отрицательные качества-
2 группа - В чем отличается, в чем совпадает историческая характеристика царя и описание его Лермонтовым? (прочитайте отрывки из поэмы и сделайте выводы об образе Ивана Грозного в «Песне..»)
«Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич».
«И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие своё и веселие…»________________________________________
«Вот нахмурил царь брови черные
И навёл на него очи зоркие,
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником».
«Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?»____________________________________
«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные»._______________________________
Узнав причину печали Кирибеевича, царь предлагает ему:
«Как полюбишься – празднуй свадебку,
Не полюбишься – не прогневайся». Но______________________________
«… царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови чёрные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо своё» __________________________________________
Как возговорил православный царь:
«Отвечай мне по правде, по совести,
Вольной волею или нехотя,
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Кирибеевича?» _____________________________________________
«Я топор велю наточить – навострить,
Палача велю одеть – нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…» __________________________________________
«Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно». ___________________________________________
Положительные качества – Отрицательные качества-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.