Сопыбек Алдияр
11 класс , школа
при КАУ,
г.Алматы
Руководитель:
Шарипбаева Г.К.
Научная работа «Восставшая из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АЛМАТЫ
АССОЦИИРОВАННАЯ ЮНЕСКО ШКОЛА ПРИ КАУ
Направление: Наука и образование: современный взгляд молодежи
Секция: История Казахстана.
Тема проекта: «Восставшая из пепла». Сарматская жрица.
Выполнил:
Ученик 11 «В» класса
Сопыбек Алдияр
Руководитель преподаватель истории:
Шарипбаева Г.К.
г. Алматы 2019г Оглавление
I. Подготовительный этап.
1.Актуальность и практическая значимость
II. Основной этап
1. История.
III. Заключительный этап.
1. Самооценка и выводы.
IV. Список литературы. выдающемуся открытию казахстанских археологов реконструкции материалов
уникального погребения знатной женщиныжрицы из кургана 6 комплекса Таксай1.
Научная работа «Возрождение из пепла» посвящена
Наши современники практически не знакомы с таким понятием , как жрец. И такая
сфера жизни как целительство, связь с высшими духовными силами для нас очень туманна
и не понятна. Но это не значит, что она не действенна и не нужна для современного
человека. И задача ученых через артефакты , которые были найдены в кургане рядом с этой
жрицей, выяснить, кем на самом деле была эта женщина, чем она занималась, каковы были
ее чаяния, цели, задачи.
Ведь это так важно знать правду. Знать, Что происходило на нашей земле в то
далекое время , какими были наши предки, что таится в наших окнах. И как это может
быть полезно для нас.
К сожалению, время оставило нам минимум информации о наших далеких предках,
а та малая толика , что дошла через века, лишь отчасти отражает картины исторического
прошлого. Это многогранная работа, которой предшествует серьезное и кропотливое
изучение источников, научноисследовательская работа и историкоискусствоведческое
изыскания. Но если отпустить все детали , десятки видов проделанных работ, месяцы
исследований и разработок, сотни, изученных книг по химии, физике, истории, искусству –
останутся 2 фотографии: до реставрации и после. Но даже тогда видно трепетное
отношение к экспонатам и любовь к своему делу. Каждый предмет здесь часть нашей
общей истории, нашей общей культуры, наше наследие.
О научнореставрационной лаборатории
«Остров Крым»
«Остров Крым» это уникальная научнореставрационная лаборатория полного
цикла работ по консервации, реставрации И комплексной реконструкции памятников
история и культуры, а также отдельных археологических предметов, единственная в
Центральной Азии, созданная и успешно работающая в годы независимости Казахстана.
Это новые оригинальные казахстанские технологии реставрации, признанные
специалистами всего мира, на которые получены соответствующие патенты; это сотни
спасенных уникальных памятников нашей истории; это возрождённые предметы гордости
всех казахстанцев. Теперь этот опыт широко используется не только в Казахстане, но и в
России , в Монголии и в ряде других стран. В коллективе работают
высококвалифицированные специалисты, кандидаты наук, сотрудники , окончившие
высшие школы реставрации за рубежом. А главное прошедшие серьезную научно
реставрационную практику в лаборатории. Основатель и директор лаборатории Крым Алтынбнков, художник – реставратор с
40летним стажем, член союза художников РК, академик Академии Художеств РК ,
кавалер ордена , «Курмет" Ребят.
Экспонаты , возрождённые в научнореставрационной лаборатории «Остров Крым»,
регулярно выставляются в крупнейших музеях Казахстанский и за рубежом. Многие из них
являются основой национальных и международных музейных экспозиций и выставок.
Среди них ригинал царского сакского сруба, костюм самарского воина, убранства и
парадное снаряжение верхового коня ранних кочевников и многие другие.
Комплект Таксай 1
Выбор комплекса Таксай для полевых работ не случаен. В 1965 году здесь при
распашке целины обнаружены предметы, которые после проверки специалистами отнесены
к сарматской эпохе. В их числе оказался серебряный питон, вскоре ставший широко
известным в научных кругах. Только в 2012 году, спустя 37 лет , эта местность
исследована более детально зафиксированы 4 курганных комплекса .
Курганных комплекс Таксай 1 расположен в Теректинском районе Западно
Казахстанской области. Комплекс состоит из 6 земельных насыпей. Высота курганов от
0.7 до 1 м. Диаметр курганов – о 25 до 45 м.
В течении полевого сезона 2012 года раскопаны кургана $ 3,4,6. В курганах &3,4,
обнаружены погребения рядовых воинов позднесарматского периода 24 вв. н.э. В кургане
$6 открыто уникальное погребение женщина из привилегированных слоев
раннекочевнического общества.
Особенности погребения сарматской жрицы
Конструкция погребения
Центральная яма перекрыта двойным деревянным накатом, лежавшим на
поперечных балках, положенных у северной и южной стороны и ямы. Брёвна перекрывали
могилу и представляли собой, по всей видимости, первоначальное мощное перекрытие
подквадратной формы, рухнувшие в результате теория.
Одежда и головной убор погребённый, её руки и шея украшенные большим
количеством золотых изделий, которые подчеркивают её высокий статус. Богатство и
сложность погребального обряда говорит о её привилегированном положении. Кроме этого захоронение, на памятнике открыты ещё 2 погребения обезглавленных женщин в возрасте
20 25 и 560 лет, а также два ритуальных комплекса.
В соответствии с результатами исследований можно сделать вывод о том, что
данное погребение принадлежит женщиныжрице, занимавшей высокое социальное
положение в обществе, о чём свидетельствует сложенные особым образом в углу
могилы предметы ритуального предназначения и особенности погребального
обряда.
Традиции сожжения погребения.
В результате традиционной обрядовой церемонии, проведённой в момент
погребения, могила со всем её содержимым была проведена, затем закрыта землей и
замаскирована от возможных грабителей. По этой причине все вещи в могиле, хотя и
находились в первоначальном своём расположении, оказались сильно обугленными и
деформированными.
Воздействие сильного огня привело к формированию вокруг могилы слоя
прокаленной земли со шлаковыми образованиями внутри. Понадобились значительные
усилия реставраторов, чтобы возродить почти утраченные в огне находки.
Метод изъятия блоками
Вследствие естественного разрушения, а также после обрядового сожжения,
находки оказалось сложно извлекать из раскопа по отдельности. Изза нарушения
целостности предметов сохранялось вероятность их необратимого разрушения во время
извлечения из могилы. Поэтому для некоторых особенно хрупких предметов применен
эффективный метод, разработанный реставратором Крымом Алтынбековым, изъятие
археологических находок крупными блоками, позволяющие сохранить все компоненты
памятников в дошедшим до нашего времени состоянии. Извлеченные блоки доставлялись
на рентгенологическое исследование, а затем в лаборатории для последующей консервации
и реставрации.
Этапы комплексной реконструкции
Реконструкция. Восстановление первоначального облика как отдельного предмета,
так и целой композиции.
Консервация и реставрация отдельных предметов. Сохранение археологических
находок в дошедшим до нашего времени виде, защита и укрепление частично
разрушенных материалов, оставляет неприкосновенной их подлинность как исторических
источников. Проектноизыскательские работы по реконструкции отдельных предметов.
Выявление прежних функций предмета, первоначальной формы и геометрических
размеров, может выражаться в описании предмета, рисунке, чертеже, макете, модели.
Воссоздание концепции, проектов скульптурного образа, костюмного ансамбля и
его декорирования, экспозиции. Обоснование проектных решений по комплексной
реконструкции методами историкоискусствоведческих исследований и их детализация.
Создание скульптурного образа в материале. Разработка форэскиза, создание
модели в натуральную величину, мягкоймодели формы, формовка скульптуры.
Воссоздание костюма. Подбор и крашение ткани, войлока, меха, кожи, раскрой,
шитье, подгонка.
Монтаж украшение и атрибутов. Крепление украшений костюма, размещение
аксессуаров и атрибутов, корректировка экспозиции.
В раскопке было найдено, помимо органических останков, множество фрагментов
различных предметов: гребень, зеркало в футляре, деревянный сосуд с обкладками,
бронзовый котел, курильницажаровня, стеклянные сосуды, конская узда, железные ножи,
золотые изделия. Но технологию восстановления хотелось бы показать на примере двух
наиболее значимых предметах: гребне и зеркале в футляре. Так, как именно эти находки
указывают на высокий статус погребённой женщиныжрицы.
Гребень
Уникальный шедевр древнего искусства деревянный инкрустированный гребень с
изумительным объемным двусторонним резным изображением запряженной колесницы с
двумя людьми на борту возничим и лучником и противостоящим этому экипажу
человеком.
Местонахождение : юго западная часть могилы , шкатулка » в виде короба , где ,
кроме гребня , находились следующие предметы : две волчьи лапы , керамический сосуд,
железный нож с костяной ручкой , каменные пест и тёрочник.
Полевая консервация : закреплена парафином, вырезан монолитом вместе с почвой,
упакован пищевой пленкой .
Размер: 158x106x7,5mm
Материал : дерево ( тополь ) , обугленное в результате сгорания без доступа
воздуха .
Состояние : составлен из отдельных кусочков угля , не скрепленных друг с другом и
сохраняющих свою форму и взаимное расположение только благодаря плотному заполнению всех трещин и пустот грунтом . Многие детали изображения смещены с
первоначального места , поверхность деформирована . Материал хрупкий , пористый .
Консервация и реставрация
По срокам это самая длительная работа по консервации и реставрации в составе
настоящего проекта , несмотря на малые размеры предмета . Причины этого : во первых ,
хрупкий ослабленный материал , требующий сверхосторожного обращения ;во вторых ,
миниатюрная скульптурная резьба , рассмотреть которую детально можно только с
помощью микроскопа .
После распаковки в лаборатории проведено дополнительное закрепление верхней
стороны: парафин вытоплен и заменен более прочной воскоканифольной смесью ,
поверхность заклеена марлей , свободно облегающей гребень по рельефу .Таким образом ,
создан защитный кожух , предохраняющий кусочки угля от смещения по горизонтали ,
после чero начата работа с нижней стороной.
Нижняя сторона гребня плотно соединена с досками короба , в котором он лежал.
Прослойка почвы между досками и гребнем дала возможность разделить их на большей
площади гребня. Остался не разобранным деформированный участок с выпуклым
выступом угля, где невозможно было идентифицировать доски и резное изделие ,
разрушенные до пылевидного состояния и беспорядочно перемешанные .Соответственно на
верхней стороне в этом месте существовало углубление .Надо было восстановить
первоначальную плоскую поверхность гребня с обеих сторон. Нижняя часть гребня
основательно залита воскоканифольной мастикой для создания прочности, после
застывания которой деформированная часть ( выпуклость ) снова разогрета и постепенно
приведена к плоскому виду , соответственно устранено углубление на верхней стороне
предмета .Основная задача на данном этапе выправление деформации успешно
выполнена .
Работа продолжена на верхней стороне , так как на нее существовала фотография
расположения гребня в раскопке . Марля удалена , проведена полная пропитка предмета на
всю толщину , после чего начата полная расчистка обугленного дерева от почвы и частичек
других сгоревших предметов . Это очень длительный процесс , после окончания которого
предмет окончательно разделился на множество кусочков угля , теперь уже прочных и
поддающихся расчистке. Расчистка этих крошечных фрагментов , размеры которых
доходили до нескольких миллиметров , проводилась под микроскопом , чтобы удалить все
загрязнения и выявить каждую черточку резьбы .
Разделения гребня на составляющие его части дало возможность более полно
исследовать скульптурную композицию . Удалось увидеть , и зафиксировать то , чего не
видел древний мастер , выполняя резьбу с двух сторон , лица в анфас ( у него с обеих
сторон было профильное изображение ).
Проектноизыскательная работа Разработка проекта реконструкции гребня , как и его консервация была
кропотливой и трудоемкой , потребовала больших затрат времени на изучение синхронных
археологических , исторических источников , поиск аналогий сюжета и отдельных
изображений . Это постоянная работа с оригиналом , исследование под микроскопом
каждой прорезанной линии , следов от утраченных элементов . Детальный эскиз выполнен в
графической компьютерной программе , в которой можно двигать все части
реконструируемого гребня . Ключевые моменты проектно изыскательских работ показаны
на иллюстрациях . Между ними пошаговые этапы по изучению деталей композиции ,
поиск их первоначального местоположения ( всего более 100 позиций ) . Каждое внесение
изменений на так называемой лицевой ( т.е. верхней ) стороне контролировалось ситуацией
на оборотной стороне ( нижней ) стороне .
В процессе проектноизыскательной работы выяснились многие не понятные ранее
детали . Так , линия на лице лучника это не прилипший уголек , а тетива , закрывающая
лицо , шпеньки на средней рамке следы инкрустации другим деревом .
Результат проектноизыскательских работ подготовка проекта полной
реконструкции для воссоздания гребня в материале .
Воссоздание гребня
Художественная резьба гребня , по классификации известного исследователя
древней деревообработки В. П . Мыльникова , относилась к сверхсложной : в композиции
соединены несколько видов резьбы ( рельефная , прорезная , скульптурная), инкрустация;
представлено целое историческое событие сложного сюжета с подробной детализацией
изображений и все это на крохотном кусочке дерева размерами 77,5x60,6мм . Резьба по
дереву один из древнейших способов художественной обработки древесины , степени
развития которых , по мнению философов , « выступает определенным показателем уровня
духовного освоения мира национального этническими группами » , и этот показатель
оказался достаточно высоким у соплеменников «таксайской жрицы». Предстояло пройти
путь древнего мастера , превосходно владевшего инструментами . Впрочем , для
художественного литья из металла специалистам приходится вырезать в воске не менее
сложные вещи . Работы по воссозданию гребня начаты не на дереве , а на более мягких
материалах , необходимо было набить руку , почувствовать объем . Вначале это был
скульптурный пластилин , потом модельный воск , а лишь затем перешли к материалу
оригинала дереву . После разметки обозначены рельефы фигур и предметов , затем
выявлен объем каждой детали с двух сторон . Перед нанесением контурной и рельефной
резьбы выполнена полировка. Вставлены подготовленные детали инкрустации . Готовое
изделие тонировано и обработано воском .
Реконструкция колесничного сюжета
Уточнить конструкцию колесницы , вырезанную на гребне из могильника Таксай 1 ,
помогает предпринятая совместно с В.А. Новоженовым реконструкция андроновской , более ранней колесницы эпохи бронзы ( конец 32тыс.дон.э ) . Основной этой
реконструкции стали материалы из раскопанных в уралоказахстанских степях более чем
полусотни колесничных комплексов , отнесенных археологами к ранним периодам
существования андроновской культурно исторической общности петровской ,
синташтинской и алакульским археологическим культурам . Находки остатков реальных
колесниц в могилах эпохи бронзы на территориях южно уральских степей и современного
Казахстана настоящая сенсация . Это открытие археологов наглядно свидетельствует о
том , что наш регион входил в сферу интересов и активного влияния древнейших
цивилизаций Старого Света . Радиоуглеродные и другие современные методы датирования
помогли определить возраст этих находок ХХ1 XVII вв до н.э .Такая датировка
соответствует самым ранним находкам реальных колесниц в Египте, Анатолии , Сирии и
позволяет ставить вопрос об изобретении колесниц как явления в истории человеческой
цивилизации именно в уралоказахстанских степях .
Реконструкция гребня с колесницей из комплекса Таксай 1 основана на детальном
анализе конструкции колесниц эпохи бронзы : работа над реконструкцией колесницы
раннего периода истории помогла нам разобраться в особенностях и деталях резного
изображения более позднего исторического периода .
Основу композиции составляет объемное изображение колесницы и трех людей ,
различных в деталях на лицевой и на обратной стороне. В процессе работы над предметом
в лабораторных условиях удалось выявить все мельчайшие детали вырезанной на гребне
миниатюры
.Она выполнена техникой объемной , сквозной по монолитному куску дерева , с
высочайшим мастерством и проработкой самых мельчайших деталей . Показаны элементы
убранства колесницы и упряжных лошадей , их анатомия , детали и декор костюмов
персонажей и даже особенности антропологического типа героев композиции . Лицевая
сторона представляет собой миниатюру из скульптурки колесницы , запряженной парой
лошадей , в кузов которой помещены возничий , управляющий повозкой , и лучник ,
стреляющий вперед в направлении к третьему персонажу , стоящему перед колесницей с
поднятой ладонью вверх правой рукой , а левой рукой удерживающему вожжи колесницы .
Зеркало в футляре
Зеркало представляет собой почти круглый плоский диск с боковой ручкой , ствол
которой декорирован рельефным чешуйчатым орнаментом , зооморфные верх и конец
ручки со стилизованными изображениями грифонов имеют гнезда для вставки частично
сохранившихся камней бирюзы .
Местонахождение : на правой руке погребенной в деревянном обугленном футляре .
Извлечение из раскопа : вырезано монолитом вместе с костями руки и почвой , упаковано
пищевой пленкой . Размеры : диаметр диска 185x178мм , длина ручки 184мм
Материал : зеркало покрыто коррозионными наслоениями зеленого и черного цвета
.Футляр не просто обуглен в пожаре , но значительно разрушен , верхняя часть его утрачена
полностью , остался лишь отпечаток на зеркале .Едва различаются следы витиеватого
рисунка .
Консервация и реставрация
Проведено тщательное удаление продуктов коррозии со всей поверхности зеркала . С
одной стороны диска сохранились следы белого металла , возможно , это покрытие
оловом . Выполнена консервация медного сплава , защищающая его от дальнейшего
разрушения . В процессе расчистки выявлено , что ручка зеркала полностью декорирована
листовым металлом желтого цвета , вероятно , золотым . В этом случае при контакте меди
и золота в почве образуется гальваническая пара , где золото является катодом и
принимает на себя продукты коррозии меди.
Остатки футляра вместе с обугленными костями руки оставлены в почве , залиты
воскоканифольной смесью и доставлены в лабораторию . Проведена комплексная
консервация блока для его экспонирования в не разобранном виде .
Проектно изыскательские работы Изучив аналогии , отталкиваясь от декора ручки
зеркала , мы разработали орнамент резьбы в скифо сакском зверином стиле . На ручке
зеркала изображены грифоны и выпуклая волнообразная рыбья чешуя . Они то и стали
основой декора футляра и воссозданы заново : из бумаги вырезана точная копия зеркала ,
затем восстановлен рисунок будущей реконструкции деревянного футляра . По размерам и
контурам самого зеркала создан чертеж предстоящей реконструкции .
Воссоздание зеркала в футляре
Копия диска изготовлена по размерам оригинала , ручка выполнена методом литья из
медного сплава с защитно декоративным покрытием желтого цвета. Восстановлена
инкрустация ручки имитацией бирюзы. Футляр изготовлен методом резьбы по дереву.
Комплексная реконструкция
Проект комплексной реконструкции по материалам погребения жрицы из
курганного комплекса Таксай 1 , предварительно датированным 65 вв до н.э. ,
предусматривает создание целостной исторической среды , «модели» той эпохи . В основе
художественной композиции женский образ , реконструкция которого выполнена по
найденным в захоронении артефактам и синхронным археологическим источникам . Под
воздействием огня многие вещи не сохранились или сохранились частично это материал
органического происхождения . По дошедшим до нас изделиям появилась уникальная
возможность воссоздания всей атрибутики погребенной жрицы . В экспозицию вошли почти
все предметы , уцелевшие п ритуального сожжения останков . Не обязательно их размещение должно быть таким , как в раскопе , мы показываем « живую » , а не
погребенную женщину . Экспозиция диктуется назначением предметов , их осле
ритуальным или утилитарным использованием .
Семантика костюма воссоздалась исходя из знакового архара, обозначенного на
металлическом каркасе украшении головного убора . Именно это удачно сохранившаяся
деталь головного убора полностью определила его форму и размер , а также его семантику
Согласно мифологии древних кочевников , архар мощное животное , обитавшее на
вершинах гор , являлось медиатором , связывающим между собой верхний и средний миры.
Отсюда следует , что обладательница данного костюма находилась на особом положении в
своем обществе . Она брала на себя священные функции посредника между духами
предков, людьми и богами, помогала вождям племени определять верное направление
военных или других действий в решении текущих проблем . К тому же следует заметить ,
что вся атрибутика обнаруженных артефактов отвечала прямым функциям жрицы . А это:
амулеты в виде волчьих клыков в составе браслетов , знаки свастики на бляшках в виде
грифонов , как образ движения солнца и бесконечного цикличного течения жизни , явные
символ ы и атрибутика жрецов и правителей . Это конечно , гривна на шее и великолепные
подвески на высоком головном уборе . Не менее важны, гривна на шее и великолепные
подвески казан и жаровня непременные атрибуты неких ритуальных действий.
Заключение.
Таким образом , в результате вышеописанных исследований и работ выполнена
комплексная научная реконструкция памятника скифосарматской эпохи . Достоверность
ее основана на аутентичных источниках . Полностью уничтоженные огнем органические
материалы воссозданы по синхронным археологическим данным и находкам . Лишь в
некоторых несущественных деталях присутствует элемент гипотезы.
Благодаря долгому и кропотливому труду археологов, долгих лет исследования,
сарматская “жрица” не осталась сожженной и погребенной под вековой толщей... Сегодня
весь мир может любоваться красотой и изяществом древней принцессы. И я своей работой
хочу внести свой маленький вклад в деле пропаганды и сохранения исторического
наследия.
В рамках реализации программы “Рухани жаңғыру ” были проведены ряд различных
проектов в Уральской области. Один из них – возведение мавзолея “Таксай ханшайым”.
Курганный комплекс Таксай в Долинском сельском округе Теректинского района внесен в
“100 сакральных мест Казахстана” Литература
1. Алтынбеков К. «Возражденная из пепла»
2. Алтынбеков К. Опыт и сохранения и презентации памятников археологии.
3. Ресурсы интернета.
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Нвучный проект Восставшая из пепла. Презентация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.