Иваниченко О. В.
Предмет Изобразительное искусство
Класс 5
Урок № 25
Дата 16.03.2020
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Общая тема: «Декор – человек, общество, время»
Тема: О чем рассказывают гербы и эмблемы
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ художественной культуры.
Метапредметные: формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Оборудование: презентация по теме урока, иллюстративный материал на доске, ноутбук, альбом, карандаши, краски, кисти, баночки для воды.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
- Как называется государство, в котором мы живем? (ответы детей)
У России, как и у любого государства есть свои символы.
-Какие символы государства вы знаете?
-А для чего они нужны? (ответы детей)
Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны.
Смотря на изображения гербов на экране, ученики формируют содержание темы урока
-Россия
-Герб, флаг, гимн.
-Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране.
Так как вы думаете, что же мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (ответы детей)
Верно, на сегодняшнем уроке мы будем говорить о символах государства, а точнее об одном из них - гербе.
- Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе? (ответы детей)
Самые первые гербы появились в Западной Европе в Средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые помещали на боевых щитах. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.
Сегодня я расскажу вам историю одного рыцаря, который жил в 16 веке, в Германии. Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не передал своему сыну по наследству родовой знак собственности. Рыцарь влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили на порог дворца, так как у него не было знака отличия. Тогда рыцарь стал совершать ратные подвиги, побеждать в рыцарских турнирах, участвовать в крестовых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите. Именно в те времена и появилось слово герб.
Каждый знак и цвет в гербе имели определенное значение и символически рассказывали о том, кто этот человек. В эпоху Средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука - ГЕРАЛЬДИКА, связанная с составлением гербов.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Основные части герба. Основой герба является щит – как поле для изображения эмблемы. В геральдике встречаются гербы самых разных форм. Итальянский, Исландский, Немецкий, Варяжский, Французский.
Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит. Этот щит давно применяется как основной. В основе всех гербов лежат три геометрические фигуры: ромб, квадрат и круг. В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем. Поле щита может быть однотонное – простое или разделенное – сложное.
Слайд 3
Фигуры, которые делят щит на части, называются геральдическими.
Особое значение в геральдике имеет цвет.
Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями.
Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной.
Кроме того, в гербах использовались изображения животных. В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера, каждое условное обозначение имеет свое значение: Все эти фигуры называются негеральдическими.
Факел, раскрытая книга - знание;
Змея - ум, изворотливость;
Собака – преданность;
Солнце – свет, богатство, изобилие;
Феникс – бессмертие;
Овца – кротость.
Слайд 4
Слайд 5
Герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орёл – символ власти, господства и государственной прозорливости.
Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого, (двумя мелкими коронами и – над ними – одной большой короной, объединенной лентой). В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство РФ и независимость её от других государств.
Слайд 6
Свои гербы имеют
государства и отдельные города. В гербах отражают то характерное, что присуще
данному городу: природу, историю, образы народных сказаний.
3. Физкультминутка
4. Самостоятельная работа учащихся
Слайд 7
А сейчас я предлагаю вам создать эмблему класса, которая будет являться отличительным знаком вашего класса. Далее идет обсуждение, какие особенности класса, какой формы выбрать щит, что изобразить на нем.
Показ образцовых работ
Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
Учащиеся выполняют творческое задание, изображают эскиз эмблемы класса в карандаше, работают парами.
5. Закрепление пройденного материала
Слайд 8
Вопросы для повторения
- Что такое герб?
- Кто такой герольд? (Люди, создававшие гербы и правила называются – герольдами.)
- Как герб был связан с рыцарем?
- Что такое геральдика?
- Расскажите о символике цвета в гербах?
- Назовите основные части герба?
6. Итог. Рефлексия.
Теперь давайте посмотрим, что уже вас получилось. Представляют варианты своих эмблем класса.
Продолжите фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю…
-Для меня было открытием…
-У меня получилось…
-Мне понравилось…
Приложение 1
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.