О ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
(Из опыта работы МБОУ «Лицей № 12 г. Донецка»)
Буше Ю.Н., заместитель директора,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 12 города Донецка»
г. Донецк, ДНР
АННОТАЦИЯ. Поднимается проблема педагогической культуры родителей на современном этапе развития общества. Рассматриваются направления деятельности педагогического коллектива общеобразовательного учреждения по формированию и повышению уровня педагогической культуры родителей, формы и методы воздействия на родительскую общественность.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая культура, учебно – воспитательный процесс, направления деятеьности, анкетирование, сотрудничество.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А.Сухомлинский
Сегодня в условиях социальной нестабильности, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С. Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен, если в этом процессе будет принимать участие только школа без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.
Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым, эффективным.
Но еще более эффективным педагогический процесс будем в том случае, когда семья и школа действуют вместе.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Каждая семья – это зеркало общества, поэтому жизнь в семье должна строиться на чуткости и требовательности, любви и сердечности к детям, чтобы они «прошли школу человечности» .
Население Донецкой Народной Республики в современных условиях переживает кризисный период. И вся тяжесть в решении возникающих в связи с этим в обществе проблем ложится прежде всего на семью и школу. Именно семья, будучи первичным институтом социализации личности, влияет на формирование и изменение социальных установок обучающихся.
Однако и современные семьи переживают не лучшие времена: в большинстве из них основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни – 30 минут.
Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Известные педагоги справедливо говорят: «Дайте мне воспитанную мать, и я вам дам воспитанное поколение». Однако в современном обществе не существует образовательного учреждения, где учили бы на родителей, бабушек и дедушек.
Необходимость повышения педагогической функции семьи отмечают и сами родители. Так, отвечая на вопросы традиционной анкеты во время первого родительского собрания, около 30 % из них на вопрос: «Считаете ли вы себя достаточно педагогически подготовленными к воспитанию детей?» - ответили отрицательно, 20% - «Не совсем». Многочисленные факты подтверждают, что иногда между родителями и детьми складываются конфликтные отношения из-за незнания первыми особенностей детской возрастной психологии, отсутствия элементарных знаний о методах педагогического воздействия на детей в условиях семейного воспитания.
Правильно воспитывать детей в семье, успешно справиться с ролью родителя удается далеко не каждому. Педагогическая неподготовленность отцов и матерей, непонимание ими сложного процесса развития ребенка, неумение распознать его характер приводят к серьезным ошибкам и неудачам в семейном воспитании. Значит, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях в большей степени сосредотачивается на педагогической подготовке родителей. Вот почему актуальны проблемы формирования педагогической культуры родителей, которая способствует повышению качества образования и воспитания детей.
Современные родители, как правило, люди от 30 до 40 лет. По мнению геронтологов, это благоприятный период для освоения педагогических знаний, благодаря образованию повышается уровень интеллектуального развития, способность к логическим обобщениям и умение выделять конкретные связи. Возраст современных родителей является сензитивным (чувствительным) для повышения уровня педагогической культуры.
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей.
Сотрудничество – вот что является основой для повышения педагогической культуры родителей.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь образовательного учреждения, постоянно держать в курсе всех событий. Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь ребенка и в образовательном учреждении, и дома, а школа будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к взрослой жизни, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка – ему только на пользу.
Ведущую роль в объединении этих усилий должно сыграть, конечно же, образовательное учреждение.
В МБОУ «Лицей № 12 г. Донецка» повышение педагогической культуры родителей стало возможным, благодаря четко спланированной и организованной работе, которая ведется по нескольким направлениям:
1) информационно-аналитическому;
2) познавательному;
3) наглядно-информационному;
4) совместной деятельности.
Информационно-аналитическое направление предусматривает выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Работа по этому направлению проходит обычно в течении учебного года. С целью знакомства педагога с родителями класса проводится вступительное анкетирование, анкета «Какой вы родитель?» (Приложение 1), комплексные тесты и анкеты для детей и их родителей, которые дают нужную информацию классному руководителю, помогают заложить фундамент отношений в детском и родительском коллективе, а также между родителями и педагогом. (Приложение 2).
Познавательное направление – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
В этом направлении традиционной для лицея формой работы являются родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся в лицее не реже одного раза в четверть и за последнее время стали школой просвещения родителей, расширяют их педагогический кругозор, стимулируют желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность продемонстрировать достижения ребенка и уровень подготовленности педагога, что в целом является одной из составляющих престижности образовательного учреждения. Тематика и методика собрания обязательно учитывают возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, но администрация лицея требует пересмотра форм и обновления методов и приемов организации и проведения родительского собрания. Согласно теории ситемно-деятельносного подхода в обучении и воспитании обучаться нужно в деятельности, следовательно от простой подачи информации следует уходить и вести диалог с использованием методов активизации родителей. Педагоги лицея проявляют творческий подход к материалу: используют такие методы и приемы активизации деятельности родителей, которые направлены на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом обязательно учитывается потребность родителей в знаниях. Главное – родители не являются только пассивными слушателями. Педагоги задают вопросы, приводят примеры из практики воспитания детей в семье и школе, анализируют педагогические ситуации, предлагают родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, обучающих фильмов и т. д. Тему рекомендуется формулировать проблемно, особенно в среднем и старшем звене, где как педагоги , так и родители сталкиваются с проблемами переходного возраста, взросления, формирования жизненной позиции. Например: «Можно ли исправить отношения, которые защли в тупик?», «Как построить нормальные отношения с ребенком?» (9-11 классы), «Ребенок потерял интерес к учебе. Что делать?» (7-8 классы), «К чему может привести тревожность детей?» (1,5,10 классы)
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к школе. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению.
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы лицея за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Традиционной на общешкольном собрании стала демонстрация фильма о достижениях педколлектива и обучающихся лицея за учебный год.
Наглядно-информационное – это ознакомление родителей с работой общеобразовательного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
В этом направлении показателем работы лицея является интернет -платформа в социальной сети «ВКонтакте» «Донецкий лицей № 12 – Лицей, где каждый успешен!» (адрес страницы: https://vk.com/don12licey). Платформа информативна, постоянно пополняется педагогами, родителями и обучающимися лицея. Она содержит актуальные новости о победах или просто участии обучающихся и педагогов лицея в разнообразных соревнованиях, отчеты об общешкольных и классных мероприятиях, познавательную информацию для детей и родителей ознакомительного и познавательного характера.
Направление совместной деятельности предусматривает деятельностное участие родителей в жизни образовательного учреждения (традиционные проекты) , что подразумевает установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
На наш взгляд, это направление в работе лицея – одно из преобладающих, потому что проекты, в которых принимают участие и дети, и родители традиционные, а ведь именно традиции наполняют воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. Они представляют собой исторически культурное наследие, развивающееся с учетом современных реалий жизни.
Месяц |
Проект |
Роль родителей |
Сентябрь |
«Безопасная дорога в школу» |
Выступление родителей – работников ГАИ с профилактическими беседами |
Октябрь |
Проект «Дары осени»
|
Изготовление работ, участие в выставке. |
Ноябрь |
Этнографический фестиваль «Многонациональный Донбасс. Комфортно жить вместе» (по паралелям) |
Помощь в организации и проведении фестиваля |
Декабрь |
Проект «Зимняя сказка»
|
Изготовление самодельных елочных украшений |
Март |
Проект «Здоровое поколение Республики» |
Выступление родителей – работников медицины с профилактическими беседами |
Апрель |
Проект «Пасха светлая! Пасха красная!» |
Изготовление пасхальных композиций
|
Май |
Проект «Вахта памяти» (творческие конкурсы, посвященные Дню Победы) |
Оформление фото бессмерного полка лицея, пополнение материалов школьного музея. |
Участвуя в совместных с лицеем проектах, родители больше узнают о системе работы учреждения, проявляют свои профессиональные и творческие способности, общаясь с другими родителями, перенимают позитивный опыт, а главное – уважительнее относятся к лицею и педагогам.
Позитивным является то, что в работе по всем этим направлениям используются современные формы взаимодействия, в результате внедрения которых позиция как родителей, так и педагогов становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятиях, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Таким образом, семья в значительной степени определяет успешность воспитания ребенка, поэтому важным этапом в работе с родителями является повышение их педагогической культуры. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу – одна из важнейших задач педагогов образовательных учреждений. Повышение уровня педагогической культуры у родителей способствовало бы улучшению межличностных отношений в семье, что позитивно повлияет на уровень воспитанности детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобылева И.А. Семейное воспитание в контексте социальных изменений, 2005.
2. Васильева Э. К. Семья и ее функции.- Москва, 1975.
3. Василькова Ю.В. Социальная педагогика.- Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
4. Замыслова А.И. Семья как фактор воспитания, 2005.
5. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
6. Трофимова Г.Е. Опыт проведения родительских собраний // Управление. – 2008. - №3
Приложение 1
Тест самопроверки: «Какой вы родитель?»
Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста. Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? – 2 балла
2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 0
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а) – 1
4. И в кого ты только уродился? – 2
5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1
6. Ну на кого ты похож(а)!? – 2
7. Я в твое время… – 2
8. Ты моя опора и помощник(ца). – 1
9. Ну что за друзья у тебя?! – 2
10. О чем ты только думаешь?! – 2
11. Какая ты у меня умница! – 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1
13. У всех дети как дети, а ты? – 0
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! – 1
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.
7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.
Приложение 2
1.ТЕСТ « Я И МОЙ РЕБЁНОК»
№ |
Вопросы |
Ответы |
|
|
|
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ |
МОГУ И ВСЕГДА ТАК ДЕЛАЮ ( А) |
МОГУ,НО НЕ ВСЕГДА ТАК ПОСТУПАЮ (Б) |
НЕ МОГУ
(В) |
1. |
В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком? |
|
|
|
2. |
Посоветоваться с ребёнком ,не взирая на его возраст? |
|
|
|
3. |
Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему? |
|
|
|
4. |
Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? |
|
|
|
5. |
Сохранить самообладание, даже если ребёнок вывел вас из себя? |
|
|
|
6. |
Поставить себя на место ребёнка? |
|
|
|
7. |
Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея? |
|
|
|
8. |
Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? |
|
|
|
9. |
Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить вашего ребёнка? |
|
|
|
10. |
Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение? |
|
|
|
11. |
Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться? |
|
|
|
12. |
Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка? |
|
|
|
13. |
Устоять против детских слёз и просьб, если вы уверены, что это каприз? |
|
|
|
КЛЮЧ К ТЕСТУ:
ОТВЕТ: А- 3 очка
Б – 2 очка
В – 1 очко
- Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребёнок- самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять его, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
- Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребёнке для вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы через чур строги, а в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
- Число очков менее 16 говорит о том , что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания добиться как сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов-педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
2.Тест « Твои контакты с родителями» (для детей)
Прочитай вопросы и ответь «Да» или «Нет»
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?__________
2. Беседуешь ли ты с ними по душам, по личным вопросам?______________
3. Интересуешься ли работой своих родителей?___________
4. Бывают ли твои друзья у тебя дома?__________
5. Занимаешься ли ты вместе с родителями хозяйственными делами?____________
6. Тебе скучно дома и ты предпочитаешь проводить время вне дома?______________
7. Есть ли у тебя общие со старшими занятия или увлечения? ________
8. Знают ли родители твоих друзей?____________
9. Участвуешь ли ты в подготовке семейных праздников?_________
10. Хочешь ли ты, чтобы в детских праздниках родители были вместе с тобой и твоими гостями?_______________
11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?_________
12. Обсуждаешь ли ты с родителями просмотренные фильмы или телепередачи?______________
13. Бываете ли вы вместе на прогулках, в турпоходах?________
14. Бываете ли вы вместе в музеях, театрах, на выставках и концертах?_________________
15. Ты предпочитаешь проводить выходные дни вместе с родителями?______________
3.Тест «Таблица воспоминаний»
Семья__________________________________________________
Тестируемый |
5 лет |
6 лет |
7 лет |
Мама
|
_______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________ |
________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ |
________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ |
Папа
|
_______________ _______________ _______________ _______________ _______________ |
________________ ________________ ________________ ________________ ________________ |
________________ ________________ ________________ ________________ ________________ |
Ребёнок |
_______________ _______________ _______________ _______________ _______________
|
________________ ________________ ________________ ________________ ________________ |
________________ ________________ ________________ ________________ ________________ |
Бабушка |
_______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________
|
________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ |
________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ |
Дедушка |
_______________ _______________ _______________ _______________ _______________ _______________
|
________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ |
_________________ _________________ _________________ _________________ _________________ _________________ |
4. Тест «Я хочу чтобы…»
Ф.И_____________________________________________
№ |
Я хочу, чтобы меня благодарили за … |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Тест « Родительские отношения» (Ответы: да- нет)
1 |
Я всегда сочувствую своему ребёнку. |
|
2 |
Я считаю своим долгом знать всё, о чём думает мой ребёнок. |
|
3 |
Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы. |
|
4 |
Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. |
|
5 |
Я испытываю к ребёнку чувство симпатии. |
|
6 |
Я уважаю своего ребёнка. |
|
7 |
Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни. |
|
8 |
Мой ребёнок часто мне не приятен. |
|
9 |
Я всё время стараюсь помочь своему ребёнку. |
|
10 |
Бывают случаи, когда недоброе отношение приносит ему пользу. |
|
11 |
По отношению к своему ребёнку я испытываю досаду. |
|
12 |
Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни. |
|
13 |
Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребёнком. |
|
14 |
Мой ребёнок совершает часто такие поступки, которые заслуживают осуждения. |
|
15 |
Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым. |
|
16 |
Мой ребёнок специально ведёт себя плохо, чтобы досадить мне. |
|
17 |
Мой ребёнок, как губка, впитывает всё плохое. |
|
18 |
При всём старании моего ребёнка трудно научить хорошим манерам. |
|
19 |
Ребёнка с детства следует держать в жёстких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек. |
|
20 |
Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом. |
|
21 |
Я всегда принимаю участие в делах и играх моего ребёнка. |
|
22 |
К моему ребёнку постоянно «липнет» всё дурное. |
|
23 |
Мой ребёнок не добьётся успехов жизни. |
|
24 |
Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как другие дети. |
|
25 |
Я жалею своего ребёнка. |
|
26 |
Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, то они кажутся мне более воспитанными и разумными, чем мой ребёнок. |
|
27 |
Я с удовольствием провожу с ребёнком своё свободное время. |
|
28 |
Я часто жалею о том, что мой ребёнок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё маленьким. |
|
29 |
Я часто ловлю себя на мысли о том, что я с неприязнью и враждебно отношусь к ребёнку. |
|
30 |
Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг того, что мне лично не удалось в жизни. |
|
31 |
Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности. |
|
32 |
Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребёнка. |
|
33 |
При принятии решения в семье следует учитывать мнение ребёнка. |
|
34 |
Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка. |
|
35 |
Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях мой ребёнок прав. |
|
36 |
Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться. |
|
37 |
Я всегда считаюсь с ребёнком. |
|
38 |
Я испытываю дружеские чувства по отношению к своему ребёнку. |
|
39 |
Основная причина капризов моего ребёнка- это эгоизм, лень и упрямство. |
|
40 |
Если проводить отпуск с ребёнком, то невозможно нормально отдохнуть. |
|
41 |
Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное, беззаботное детство. |
|
42 |
Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни за что хорошее. |
|
43 |
Я разделяю увлечения своего ребёнка. |
|
44 |
Мой ребёнок кого угодно выведет из себя. |
|
45 |
Огорчения моего ребёнка мне всегда близки и понятны. |
|
46 |
Мой ребёнок меня часто раздражает. |
|
47 |
Воспитание ребёнка- это сплошная нервотрёпка. |
|
48 |
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. |
|
49 |
Я не доверяю своему ребёнку. |
|
50 |
За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей. |
|
51 |
Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка. |
|
52 |
В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств. |
|
53 |
Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю. |
|
54 |
Мой ребёнок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он сделает, то обязательно получается не так, как нужно. |
|
55 |
Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни. |
|
56 |
Мой ребёнок нравится таким, какой он есть. |
|
57 |
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка. |
|
58 |
Я восхищаюсь своим ребёнком. |
|
59 |
Ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей. |
|
60 |
Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него. |
|
61 |
Ребёнок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.