Блинова Надежда Петровна
Фатхуллина Оксана Александровна
педагоги «Центра детского творчества
Орджоникидзевского района» г. Магнитогорска
О ПРОБЛЕМЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО КЛУБА ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА В УСЛОВИЯХ
РАЗМЫТОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Детский клуб по месту жительства – одна из форм организации дополнительного образования детей. Его востребованность обусловлена потребностями дошкольников, школьников и их родителей в организованном досуге и в получении знаний, дополнительных к стандартному минимуму образовательных организаций.
Но в работе детского клуба современного провинциального города немало набирающих свою силу проблем. Одна из них – размытые перспективы развития, идущая от недоговоренности в понимании этой перспективы, с одной стороны, от управляющих такими клубами организаций и, с другой, от педагогических коллективов этих клубов.
Несмотря на очевидно высокий и стабильный запрос со стороны населения, некоторые детские клубы по месту жительства находятся под угрозой закрытия. Об этом свидетельствуют все более разворачивающиеся дискуссии управляющих организаций и педагогических коллективов клубов, прецеденты сокращения штатного расписания, пристрастность внешнего учета и контроля ежедневных клубных дел.
Возможно, что работа детского клуба по месту жительства в провинциальном городе и отличается от работы такого же клуба в мегаполисе. Однако актуальность реализации поставленных перед подобными клубами задач, а именно удовлетворение соответствующих их работе потребностей населения – это то, что остается и в провинциальном клубе целесообразностью клубной работы; это то, что оправдывает его сохранение и поддержку, а не постановку вопроса о возможной работе в перспективе.
В любой педагогической практике, в том числе у педагогов детских клубов, ведущим ориентиром всегда был принцип индивидуального подхода к воспитаннику или обучающемуся. Этот принцип как нельзя лучше (и гораздо лучше, на наш взгляд) реализуется именно на территории клуба, в условиях конкретного ответа на конкретный воспитательно-образовательный или развивающий запрос ребенка или его родителя.
Вместе с тем, со стороны управляющих такими клубами организаций предлагается совместить интересы нескольких воспитанников или обучающихся и отказаться от индивидуальной педагогической нагрузки в целях экономии клубного бюджета. Наверное, такое понимание экономии ресурсов на текущем этапе социально-экономического развития провинциальных городов и имеет место быть. Но почему за счет интересов детей и их родителей?
Наш опыт работы в детском клубе по месту жительства в условиях размытой перспективы развития привел к необходимости принять меры для снижения остроты проблемы. Был создан штаб заинтересованных в развитии лиц. Была продумана стратегия преодоления проблемы. Была достигнута договоренность с Управлением образования о разработке педагогическим коллективом клуба обоснования идеи дальнейшего развития по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Выводом деятельности штаба стало решение – клуб, во что бы то ни стало, сохранить, убедить управляющие организации в реальных его перспективах, перспективы эти уточнить и конкретизировать в программах и планах развития.
Перспектива 1. Наряду с сохранением бюджетных образовательно-досуговых программ увеличить количество программ платных. Усилить в этой связи маркетинговые исследования рынка клубных услуг. Изучить возможность перехода клуба сначала на частичное, а затем и полное самофинансирование.
Перспектива 2. За счет увеличения платных услуг разработать, апробировать и организовать реализацию педагогических инноваций (обновление программ, осовременивание их материально-технического оснащения), способных создать клубу репутацию учреждения «завтрашнего дня».
Перспектива 3. Минимизировать внешнее вмешательство в дела клуба за исключением контроля бюджетных программ. Апробировать арендный подход для индивидуального педагогического предпринимательства.
Считаем, что рыночная экономика, захватившая нашу жизнь во всех сферах, стала очевидной необходимостью перестройки и бюджетной сети детских клубов по месту жительства в провинциальном городе. Непривычное будущее состояние этих клубов создает в настоящем проблему педагогическим коллективам и родительскому сообществу. Однако, угроза исчезновения клубов совсем – еще более проблемна и нежелательна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.