Статья
О реализации социально-педагогического
профориентационного проекта «По ступенькам будущего»
Андреева Галина Спиридоновна,
учитель-дефектолог,
МОКУ С(К)ОШ-И №34
г.Якутск, Республика Саха (Якутия).
Сегодня в обществе особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни, трудоустройством детей с ограниченными возможностями здоровья. Это делает особенно актуальной проблему профессиональной готовности и социально-трудовой адаптации воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни, к общественно-полезному труду, их социальной защиты в современных социально-экономических условиях.
Поэтому одним из приоритетных направлений школы-интерната является создание ранней профориентационной и коррекционно-развивающей среды, где учащиеся сами становятся активными участниками образовательного, профориентационного процессов.
Успешно реализуется социально-педагогический проект «По ступенькам будущего». Данный проект направлен на разработку и реализацию Модели ранней комплексной профориентационной и социально-адаптационной деятельности школы-интерната, на трудовую реабилитацию и социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетной целью проекта является улучшение социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов, их психолого-педагогическая, социально-трудовая поддержка.
Проект реализуется по 5 направлениям: психолого-социально-педагогическое сопровождение; медицинское сопровождение; учебно-методическая профориентационная работа; профориентационная работа с детьми, обучающимися на дому; целевая воспитательная программа «Путь в мир профессии». В данном этапе реализации проекта участвуют обучающиеся с подготовительного класса по 5 класс и дети-инвалиды, обучающиеся на дому. С каждым годом будет расширяться охват обучающихся данным проектом. В течение учебного года была проведена системная комплексная профориентационная работа по отдельным программам пяти направлений, согласно Дорожной карте.
Разработаны программы и проводились 9 коррекционно-развивающих курсов по профориентационной работе для обучающихся начальных классов, 3 элективных курса по профориентационной работе в 5-а классе.
Очень интересно, насыщенно и творчески проведена Неделя профориентации, подведены промежуточные итоги реализации проекта.
В рамках профориентационной недели педагогами были поставлены следующие задачи:
- расширение знаний обучающихся с ОВЗ о мире профессий и специальностей;
- создание условий для ранней профориентации обучающихся с ОВЗ с целью формирования жизненного и профессионального самоопределения.
- формирование у школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- привлечение к деятельности всех участников педагогического процесса, в том числе родителей учащихся, социальных партнеров;
- формирование у обучающихся и выпускников специальных (коррекционных) школ мотивационной основы для получения среднего профессионального образования.
Проведено 19 открытых уроков, 3 воспитательных мероприятия в форме профессиональных проб, мастер-классов, развивающих, профориентационных игр с участием родителей, социальных партнеров, проведена школьная профориентационная олимпиада.
Учащиеся 1-4 классов попробовали себя в профессиях кондитера, повара, парикмахера, инспектора ПДД, агронома, растениевода, строителя.
В 3-а классе (учитель Сидорова Л.А.) прошло занятие коррекционно-развивающего профориентационного курса, где ребята рассказали о профессии строителя, об особенностях строительной работы, провели практическую работу по изготовлению бетона, используемого на строительстве жилых домов.
В школе-интернате была успешно проведена профориентационная школьная Олимпиада, где приняли участие 11 выпускников начальной школы 4-а класса (учитель Юмшанова Я.И.). Обучающиеся выполнили 7 тестовых заданий. Каждый выполнил практическое домашнее задание, защитили макеты разных видов транспорта, рассказали о данных профессиях. Победителями олимпиады стали Кеша З. (1 место), Витя З. (2 место), Катя Б. (3 место).
С приглашением инспектора ИАЗ ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Якутское» старшего лейтенанта полиции Иванова Александра Дмитриевича в 4-б классе (учитель Платонова Л.С.) увлекательно прошла квест-профориентационная игра «Транспорт и ПДД». Он рассказал ребятам о своей профессии. Ребята читали стихи о профессиях, ознакомились с историей города Москва 18 века, самостоятельно изучили достопримечательности города. Провели занимательную игру «Каникулы в Москве», расставляя на коврике карты Москвы дорожные знаки, транспорт, пешеходов и важные социальные объекты в соответствии с ПДД.
Из числа обучающихся 5-а класса создан медицинский отряд. Проводятся практические занятия под руководством врача-педиатра Короленко Е.В Дети познакомились с профессиями медицинской сестры, социального работника. Проведены профессиональные пробы профессии медицинской сестры в форме медосмотра обучающихся начальных классов. В рамках недели медицинский отряд показал практическое занятие. Одни ребята в роли медсестры оказывали первую помощь, другие в роли социального работника оказывали помощь «пожилому человеку».
На открытом занятии элективного курса в 5-а классе (учитель Черепанова В.М.) учащиеся выполняли коррекционно-развивающие задания, связанные с профессиями (анаграммы, пословицы). Во второй части занятия поделились со своей творческой работой-сочинением по теме «Моя будущая профессия», рассказывали о выбранной профессии.
Были проведены открытые уроки по трудовому обучению с профориентационной, практической направленностью по программе 7, 8 вида.
На уроке трудового обучения в 6-в классе (учитель Иванова Т.Е.) «Швея – моя будущая профессия» ученица 7-в класса Олеся И. рассказала о профессии швеи и о том, что она хочет в будущем получить эту профессию. Она помогла девочкам шить коврик по технике лоскутной мозаики.
Профессиональные пробы повара показала группа учениц 5-9 классов на уроке домоводства под руководством учителя Федоровой Л.А. Главная целью данного занятия – ознакомление с профессией повара, получение практических навыков, жизненных компетенций.
Во время занятия кружка «Растениеводство» педагога дополнительного образования Шевелев П.В. обучающиеся 8-9-в классов посадили рассады. Занимаясь на данном кружке, ребята приобрели необходимые практические знания, умения и навыки по технологии выращивания овощных культур: картофеля, лука, моркови, свеклы, капусты, томатов, выращивания рассады цветочных растений.
Учитель столярного дела Юмшанов В.М. на занятиях по трудовому обучению обучающихся старших 8-9 классов знакомит с элементами отработки технологии столяра: изготовлением изделий из массива древесины с возможным применением резьбы вручную.
На уроке технологии (учитель Мигалкина М.К.) ученицы 5-а класса попробовали себя в роли народной мастерицы, изготовили красивые броши для украшения одежды в форме птицы.
Во время урока столярного дела (учитель Винокуров И.М.) ученики 6-а класса узнали о профессии резчика по дереву и научились делать резьбу на дереве.
Для воспитанников интерната проведено мероприятие «Все профессии важны, все профессии нужны», в рамках которого было организовано путешествие по трем станциям профессий: профессия «Садовод» (воспитатель Иванова Е.Ф.); профессия «Повар» (воспитатель Дьяконов П.И.); профессия «Швея» (воспитатель Дягилева Н.Г.).
Каждая станция показала и рассказала об особенностях данных профессий. Дети отгадывали викторины, с закрытыми глазами определяли предметы, готовили фруктовый салат, кроили одежду и пришивали пуговицы. В конце мероприятия были подведены итоги, ребята выбирали профессию, которая им больше по душе.
Воспитатели интерната проводят большую профориентационную работу среди воспитанников. Для формирования у обучающихся устойчивых интересов к профессиональной деятельности в школе-интернате работают кружки, направленные на развитие интереса у воспитанников к различным видам труда. Также воспитанники интерната посещают кружок в ЦТТ «Автомоделирование» (познакомились с профессией тракториста), познакомились с профессией растениевода при посещении кружка «Флора», с профессией ветеринара при посещении кружка «Живой уголок», реализуется программа по профориентации «Мой выбор+».
Проведен в декабре месяце мастер- класс с участием И.И.Тарбахова, познакомились с профессией повара, кондитера. Во время мастер-класса воспитанники интерната приготовили новогодние пряники. Воспитателями проводятся воспитательные часы и беседы: «О профессиях разных, нужных и важных», «В мире профессий», «Дорог на свете много - выбирать тебе». Проведен конкурс рисунков «Профессии наших родителей». Организованы экскурсии на предприятия, в учебные заведения с привлечением педагога-психолога, социального педагога, специалистов Центра занятости населения. Традиционно в группе было проведено анкетирование выпускников по профориентации. В ходе анкетирования выявлено, что все учащиеся собираются продолжить обучение и приобрести профессии: пекаря, столяра, растениевода, швеи.
Для того чтобы выпускник школы-интерната, обучающийся на дому, был социализирован в жизни и конкурентно способен в труде, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы профессионального ориентирования и адаптации.
В течение Недели по теме «Все профессии важны, все профессии нужны», учителями начальных классов домашнего обучения проводились профориентационные практические занятия. Сидорова Л.А. учитель начальных классов подготовила профинформацию в игровой форме по теме «Профессия строитель», для ученика индивидуального обучения 3а класса Кеши Н. Федорова Н.Г. провела очень интересное занятие для ученика индивидуального обучения Данила Д.(1а) по теме «Земля – кормилица наша», познакомила с профессиями сельского хозяйства. Учитель-дефектолог Андреева Г.С. с ученицей 5 в класса Настей Д. провели профессиональные пробы растениевода, посадили рассаду для школы-интерната.
Прошли интересные открытые уроки на дому: Колпашникова Л.К. – для ученика 9 в класса Айыллана Г. по теме «Решение задач производственно-экономического характера», решали практико-ориентированные задачи профориентационного характера, которые связаны с оплатой труда, заработной плате, стоимостью услуг; интегрированное интерактивное занятие по теме: «Профориентация дома» для ученика 6 «а» класса Айсена И. провели Михайлова Н.И., Тоноева Е.Н. На занятии подключилась учитель доп. дистанционного обучения Бурцева Н.Е. по теме «Интуитивная живопись».
Проведено внеклассное занятие «Путешествие в мир профессий» у Александра С. (2в кл.) – учитель ИО Федулова У.Р.; Юная «повариха» - Карина В. (7 в кл.) – приготовила очень полезный витаминный салат на занятии «Профессия повара», которую провела Докторова Д.Е.. Учителя Алексеева Н.А., Иванова Т.Е., Будищева Т.А. провели для наших выпускников, обучающихся на дому цикл практико-ориентированных бесед, просмотр видео по профессиям. Дети познакомились профессиями швеи, продавца-кассира, повара, кондитера, пекаря, строителя, мастера переплетному делу.
Из проведенных занятий наши дети, которые обучаются на дому, узнали о многообразии профессий, появились интересы к профессиям, которые им понравились, уважительное отношение к труду. В рамках Недели по профориентации был организован заочный конкурс для учеников индивидуального обучения на тему «Я и мир профессий», с целью оказания информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности; формирование потребности в выборе будущей профессии. Учителями индивидуального обучения предоставлены презентации, фотографии, видеозанятия. Проведено анкетирование с рекомендациями для родителей учеников домашнего обучения «Дороги, которые выбирает мой особенный Ребенок» с целью создания эффективной системы профессионального сопровождения детей-инвалидов.
Таким образом, Неделя профориентации прошла насыщенно, успешно и принесла детям положительные результаты - помогла многим обучающимся найти ответы на интересующие их вопросы по профессиональному самоопределению, узнать новое о мире профессий и попробовать себя в различных профессиях.
Организация ранней профориентации детей с ОВЗ, приобщение их к общественно-производительному труду способствует привитию необходимых жизненных компетенций, самореализации, успешной социально-трудовой адаптации в обществе.
По итогам мониторинга повысилась учебно-познавательная мотивация учащихся школы-интерната, они получают более глубокие профессиональные знания, умения, жизненные компетенции. С помощью дуального образования выпускники школы-интерната, обучаясь в школе получают профессии «Повар-кондитер».
Благодаря данному проекту улучшилась социальная, трудовая реабилитация детей-инвалидов, обучающихся на дому. Успешно проходит социализация и профилактика асоциального поведения детей «группы риска».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.