О реализации социально-педагогического профориентационного проекта "По ступенькам будущего"
Оценка 4.7

О реализации социально-педагогического профориентационного проекта "По ступенькам будущего"

Оценка 4.7
docx
27.11.2022
О реализации социально-педагогического профориентационного проекта "По ступенькам будущего"
АНДРЕЕВА Г.С. МОКУ С(К)ОШ-И №34 г.ЯКУТСК.docx

Статья

О  реализации социально-педагогического  

профориентационного проекта «По ступенькам будущего»

 

 Андреева Галина Спиридоновна,

учитель-дефектолог,

МОКУ С(К)ОШ-И №34

г.Якутск, Республика Саха (Якутия).

 

 

Сегодня в  обществе  особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни, трудоустройством  детей с ограниченными возможностями здоровья.  Это делает особенно актуальной проблему профессиональной готовности и социально-трудовой адаптации   воспитанников   школы-интерната к самостоятельной жизни, к общественно-полезному труду, их социальной защиты в современных социально-экономических условиях. 

       Поэтому одним из приоритетных направлений школы-интерната является создание ранней профориентационной и коррекционно-развивающей среды,  где  учащиеся сами становятся активными участниками образовательного,  профориентационного  процессов.  

  Успешно реализуется социально-педагогический  проект    «По ступенькам будущего».  Данный проект  направлен на разработку и реализацию Модели  ранней комплексной профориентационной и социально-адаптационной  деятельности школы-интерната, на  трудовую  реабилитацию и социальную  адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.             Приоритетной целью  проекта  является  улучшение  социализации детей с ОВЗ, детей-инвалидов, их психолого-педагогическая, социально-трудовая поддержка. 

Проект реализуется по 5 направлениям: психолого-социально-педагогическое  сопровождение; медицинское сопровождение; учебно-методическая профориентационная  работа; профориентационная работа  с детьми, обучающимися  на дому; целевая воспитательная программа «Путь в мир профессии». В данном этапе реализации   проекта участвуют  обучающиеся   с подготовительного класса  по 5 класс и   дети-инвалиды, обучающиеся на дому. С каждым годом будет расширяться охват обучающихся данным проектом. В течение учебного года была проведена  системная комплексная профориентационная работа  по  отдельным программам пяти направлений, согласно  Дорожной карте.

Разработаны программы и  проводились  9   коррекционно-развивающих  курсов  по профориентационной работе для  обучающихся  начальных классов, 3 элективных   курса  по профориентационной работе в   5-а классе.

 Очень интересно, насыщенно и творчески  проведена  Неделя профориентации, подведены промежуточные итоги реализации проекта.

В рамках профориентационной недели педагогами  были поставлены следующие задачи:

-     расширение знаний обучающихся с ОВЗ  о мире профессий и специальностей;

-        создание  условий для ранней  профориентации обучающихся с ОВЗ  с целью формирования  жизненного и  профессионального самоопределения. 

-     формирование у школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

-     привлечение к деятельности всех участников педагогического процесса, в том числе  родителей учащихся, социальных партнеров;

-     формирование у обучающихся и выпускников  специальных (коррекционных)  школ мотивационной основы для получения среднего профессионального образования.

            Проведено 19  открытых уроков, 3 воспитательных мероприятия в форме профессиональных проб, мастер-классов, развивающих, профориентационных   игр с участием родителей, социальных партнеров, проведена школьная профориентационная олимпиада.

Учащиеся 1-4  классов попробовали себя в профессиях кондитера, повара, парикмахера, инспектора ПДД, агронома,  растениевода, строителя.

 

 

 

            В 3-а классе (учитель Сидорова Л.А.) прошло  занятие коррекционно-развивающего профориентационного курса, где ребята рассказали о профессии строителя, об особенностях строительной работы, провели практическую работу по изготовлению  бетона, используемого на строительстве жилых домов.

             В школе-интернате была успешно проведена профориентационная школьная Олимпиада, где приняли участие 11 выпускников начальной школы 4-а класса (учитель Юмшанова Я.И.). Обучающиеся выполнили 7 тестовых заданий.  Каждый выполнил практическое домашнее задание, защитили макеты разных видов транспорта, рассказали о данных профессиях. Победителями  олимпиады стали  Кеша З. (1 место),  Витя З. (2 место),  Катя Б. (3 место).

            С приглашением инспектора ИАЗ ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Якутское» старшего  лейтенанта полиции Иванова Александра Дмитриевича  в 4-б классе (учитель Платонова Л.С.)  увлекательно прошла квест-профориентационная игра «Транспорт и ПДД».  Он рассказал ребятам о своей профессии.  Ребята читали стихи о профессиях,  ознакомились с историей города Москва 18 века,    самостоятельно изучили достопримечательности города.  Провели занимательную игру «Каникулы в Москве», расставляя на коврике карты Москвы дорожные знаки, транспорт, пешеходов и важные социальные объекты в соответствии с ПДД.

Из числа обучающихся  5-а класса создан медицинский отряд. Проводятся практические занятия  под руководством врача-педиатра Короленко Е.В  Дети  познакомились  с профессиями медицинской сестры,  социального работника.  Проведены профессиональные пробы профессии медицинской сестры в форме  медосмотра обучающихся начальных классов.  В рамках недели медицинский отряд показал  практическое занятие. Одни  ребята в роли медсестры оказывали первую помощь,  другие в роли социального работника оказывали помощь «пожилому человеку».

На открытом занятии элективного курса  в 5-а классе  (учитель Черепанова В.М.)  учащиеся выполняли коррекционно-развивающие задания, связанные с профессиями (анаграммы, пословицы). Во второй части занятия поделились со  своей творческой работой-сочинением   по теме «Моя будущая профессия», рассказывали о выбранной профессии.                                                                                                                    

Были проведены открытые уроки по трудовому обучению с профориентационной, практической  направленностью  по программе 7, 8 вида.         

На уроке трудового обучения в  6-в классе  (учитель Иванова Т.Е.) «Швея – моя будущая профессия» ученица  7-в класса  Олеся И. рассказала о профессии швеи и о том, что она хочет в будущем получить эту профессию. Она помогла девочкам шить коврик по  технике лоскутной мозаики.

            Профессиональные пробы повара показала  группа  учениц  5-9 классов на уроке домоводства под руководством учителя Федоровой Л.А. Главная целью данного занятия – ознакомление с профессией повара, получение практических навыков, жизненных компетенций.

               Во время занятия кружка «Растениеводство»  педагога дополнительного образования  Шевелев П.В.   обучающиеся  8-9-в  классов посадили рассады.  Занимаясь на данном кружке,  ребята  приобрели необходимые  практические знания, умения и навыки  по технологии выращивания овощных культур: картофеля, лука, моркови, свеклы, капусты, томатов, выращивания рассады цветочных растений.

Учитель столярного дела Юмшанов В.М.  на занятиях  по трудовому обучению обучающихся старших 8-9 классов знакомит  с элементами  отработки технологии столяра: изготовлением  изделий из массива древесины с возможным применением резьбы вручную.

На  уроке технологии  (учитель Мигалкина М.К.) ученицы 5-а класса попробовали себя в роли народной мастерицы, изготовили красивые броши   для украшения одежды в форме птицы.

Во время урока столярного дела (учитель Винокуров И.М.)  ученики 6-а класса узнали о профессии резчика по дереву и научились делать резьбу на дереве.

 Для воспитанников интерната проведено мероприятие «Все профессии важны, все профессии нужны», в рамках которого было организовано путешествие по трем станциям  профессий:  профессия «Садовод» (воспитатель Иванова Е.Ф.); профессия «Повар» (воспитатель Дьяконов П.И.);  профессия «Швея» (воспитатель Дягилева Н.Г.).

Каждая станция показала и рассказала об особенностях данных профессий.  Дети отгадывали викторины, с закрытыми глазами определяли предметы, готовили фруктовый салат, кроили одежду и пришивали пуговицы. В конце мероприятия были подведены итоги, ребята выбирали профессию, которая им больше по душе.

Воспитатели интерната проводят большую  профориентационную работу среди воспитанников.  Для  формирования  у обучающихся  устойчивых интересов к профессиональной деятельности  в  школе-интернате работают кружки, направленные на развитие интереса у воспитанников   к различным видам труда.  Также воспитанники интерната посещают кружок в ЦТТ «Автомоделирование» (познакомились с профессией тракториста),   познакомились с профессией растениевода при посещении кружка «Флора»,  с профессией ветеринара при посещении  кружка «Живой уголок»,  реализуется программа по профориентации «Мой выбор+».

Проведен в декабре месяце    мастер- класс с участием   И.И.Тарбахова, познакомились с профессией повара, кондитера. Во время мастер-класса воспитанники интерната приготовили  новогодние пряники.  Воспитателями проводятся воспитательные часы и беседы:  «О профессиях разных, нужных и важных»,  «В мире профессий»,  «Дорог на свете много - выбирать тебе».   Проведен конкурс рисунков  «Профессии наших  родителей».  Организованы экскурсии на предприятия, в учебные заведения  с привлечением педагога-психолога, социального педагога, специалистов Центра занятости населения. Традиционно в группе было проведено анкетирование  выпускников по профориентации.  В ходе анкетирования выявлено, что  все  учащиеся собираются продолжить обучение и приобрести профессии: пекаря, столяра, растениевода, швеи.

Для того чтобы выпускник школы-интерната, обучающийся на дому, был социализирован в жизни и конкурентно способен в труде, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы профессионального ориентирования и адаптации.

            В течение  Недели по теме  «Все профессии важны, все профессии нужны», учителями  начальных классов домашнего обучения проводились профориентационные практические занятия.  Сидорова Л.А. учитель начальных классов подготовила профинформацию в игровой форме по теме «Профессия строитель», для ученика индивидуального обучения 3а класса   Кеши Н.  Федорова Н.Г. провела очень интересное занятие для ученика индивидуального обучения  Данила Д.(1а) по теме «Земля – кормилица наша», познакомила с профессиями сельского хозяйства.  Учитель-дефектолог Андреева Г.С.  с ученицей  5 в  класса  Настей Д. провели  профессиональные пробы растениевода, посадили рассаду для школы-интерната.   

Прошли интересные открытые уроки на дому:  Колпашникова Л.К.  – для ученика 9 в класса   Айыллана Г. по теме «Решение задач производственно-экономического характера»,  решали практико-ориентированные задачи профориентационного характера, которые связаны с оплатой труда, заработной плате, стоимостью услуг; интегрированное интерактивное занятие по теме: «Профориентация дома» для ученика 6 «а» класса Айсена И. провели Михайлова Н.И., Тоноева Е.Н. На занятии подключилась учитель доп. дистанционного обучения Бурцева Н.Е. по теме «Интуитивная живопись».  

 Проведено внеклассное занятие «Путешествие в мир профессий» у Александра С. (2в кл.) – учитель ИО Федулова У.Р.; Юная «повариха» - Карина В.  (7 в кл.) – приготовила очень полезный витаминный салат на занятии «Профессия повара», которую провела Докторова Д.Е..  Учителя Алексеева Н.А., Иванова Т.Е., Будищева Т.А. провели для наших выпускников, обучающихся на дому цикл практико-ориентированных бесед, просмотр видео по профессиям. Дети познакомились профессиями швеи, продавца-кассира, повара, кондитера, пекаря, строителя, мастера переплетному делу.

            Из проведенных занятий наши дети, которые обучаются на дому,  узнали о многообразии профессий, появились интересы к профессиям, которые им понравились, уважительное отношение к труду.  В рамках Недели по профориентации был организован заочный конкурс  для учеников индивидуального обучения на тему «Я и мир профессий», с целью оказания информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности; формирование потребности в выборе будущей профессии. Учителями индивидуального обучения предоставлены презентации, фотографии, видеозанятия.    Проведено анкетирование с рекомендациями для родителей учеников домашнего обучения «Дороги, которые выбирает мой особенный Ребенок» с целью создания эффективной системы профессионального сопровождения детей-инвалидов.

Таким образом,  Неделя профориентации прошла  насыщенно, успешно и принесла  детям положительные результаты -  помогла многим обучающимся найти ответы на интересующие их вопросы по профессиональному самоопределению, узнать новое о мире профессий и попробовать себя в различных профессиях.

Организация  ранней  профориентации детей с ОВЗ,  приобщение их к общественно-производительному труду способствует привитию необходимых жизненных компетенций, самореализации, успешной социально-трудовой адаптации в обществе.       

По итогам мониторинга  повысилась    учебно-познавательная  мотивация  учащихся  школы-интерната, они получают более глубокие профессиональные  знания, умения, жизненные  компетенции. С помощью дуального образования выпускники школы-интерната, обучаясь в школе получают  профессии «Повар-кондитер». 

Благодаря данному проекту улучшилась социальная, трудовая реабилитация детей-инвалидов, обучающихся на дому. Успешно проходит социализация  и профилактика асоциального поведения детей «группы риска».

 

 


 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Статья О реализации социально-педагогического профориентационного проекта «По ступенькам будущего»

Статья О реализации социально-педагогического профориентационного проекта «По ступенькам будущего»

В 3-а классе (учитель Сидорова

В 3-а классе (учитель Сидорова

В конце мероприятия были подведены итоги, ребята выбирали профессию, которая им больше по душе

В конце мероприятия были подведены итоги, ребята выбирали профессию, которая им больше по душе

Таким образом, Неделя профориентации прошла насыщенно, успешно и принесла детям положительные результаты - помогла многим обучающимся найти ответы на интересующие их вопросы по профессиональному самоопределению,…

Таким образом, Неделя профориентации прошла насыщенно, успешно и принесла детям положительные результаты - помогла многим обучающимся найти ответы на интересующие их вопросы по профессиональному самоопределению,…

О реализации социально-педагогического профориентационного проекта "По ступенькам будущего"

О реализации социально-педагогического профориентационного проекта "По ступенькам будущего"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022