О. Сулейменов. Казахстан. С. Сейфуллин. Родная земля.

  • docx
  • 29.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4 Сулейменов.docx

Дата «___»_______ ____ г                                                                                        Класс 3- «Б»

 (1 четверть)

Урок 4

Тема урока: О. Сулейменов. Казахстан. С. Сейфуллин. Родная земля.

Цель урока: познакомить с произведениями О. Сулейменова, С. Сейфуллина, закрепить умение работать с поэтическим текстом, отвечать на вопросы.

Образовательная: Отрабатывать способы чтения (плавное, слоговое, целыми словами), совершенствовать правильное и выразительное чтение; совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма; отрабатывать дикцию; отрабатывать навыки чтения: осознанность, беглость, выразительность.

РазвивающаяРазвивать уважение к героическим подвигам, развивать внимание, наблюдательность, взаимопонимание, воображение;

Воспитательная: Воспитывать любовь к родной земле.

Планируемые результаты:

предметные: знать казахстанских поэтов О. Сулейменова, С. Сейфуллина, их произведения; уметь самостоятельно осваивать тематическое и идейное содержание изучаемого произведения;

личностные: проявлять любовь и уважение к своей родине;

системно-деятельностные: применять собственную позицию в об­суждении проблемного содержания текста.

Тип урока: урок углубленной работы с биографией автора и с текстом.

Материальное обеспечение урока: портреты и выставка книг О. Су­лейменова, С. Сейфуллина, карта Казахстана, видеофильмы «Байконур», Семипалатинский ядерный полигон, фильм «О. Сулейменов - поэт, уче­ный, дипломат».

Межпредметные связи: познание мира.

Ход урока

I. Организационный момент.

2. 5- минутное жужжащее чтение.

3. Чистоговорки.

1) произносить громко (тихо, шепотом)

Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.

Ли – ли – ли - прилетели журавли.

2) Правильно произноси звуки:

[ШН] [Ш] [Щ]            скучно что счастье                 скучный счёт          Скворечник          конечно

3) Отработка дикции (умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками).

Маланья – болтунья, болтала, что 33 корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали.

Болтала – болтала, болтала – болтала, да так всего не выболтала.

II. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

-Мы продолжим изучение темы «Родные просторы» и прочитаем сти­хи о казахстанской земле. Но содержание и идея новых стихотворений бу­дут отличаться от тех произведений, которые мы уже читали.

Мотивация учебной деятельности. Просмотр видеофильма «Байконур», карты Казахстана.

Актуализация опорных знаний.

- Мы познакомились с произведениями о родной земле, о степи, ее
просторах. Нам предстоят новые встречи с произведениями о Родине из­вестных поэтов и писателей.

- Сегодня мы прочитаем и проанализируем отрывок из стихотворения поэта О. Сулейменова «Дикое поле». Но прежде мы познакомимся с самим автором.

Рассказ учителя или просмотр слайда «О. Сулейменов. Поэт, ученый, дипломат».

Олжас Омарович Сулейменов родился в 1936 году в Алма-Ате. После школы избрал трудную и романтическую профессию - поступил на гео­логический факультет Казахского государственного университета. Работал геологом. Писал стихи. Поступил в Литературный институт им. М. Горько­го в Москве и посвятил себя поэзии. Первая книга стихов и поэм «Аргама­ки» вышла в 1961 году. В этом же году была опубликована его поэма «Зем­ля, поклонись Человеку!», которая принесла поэту мировую известность.

Особой заслугой Олжаса Сулейменова как общественного деятеля, по­литика является создание движения «Невада - Семей», которое за короткое премя добилось установления моратория на взрывы на Семипалатинском полигоне. 28 августа 1991 года Президент Казахстана Н. Назарбаев под­писал указ о закрытии полигона. В 1995 году Сулейменов принял предло­жение президента Назарбаева уйти из политики и перейти на дипломатиче­скую работу. Он стал чрезвычайным и полномочным послом Казахстана к Италии (Рим) и по совместительству в Греции и на Мальте.

С 2002 года и по настоящее время Сулейменов - постоянный пред­ставитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж). Занимаясь обширной государ­ственной и общественной деятельностью, Олжас Сулейменов никогда не мбывал, что он прежде всего поэт, писатель. Творческая работа - посто­янная спутница его жизни. Олжас - известный во всем мире автор многих книг, вышедших на разных языках. Будучи казахом, он пишет на русском языке, оставаясь, несомненно, поэтом казахским. Он искренне, нежно лю­бит свой народ, свою страну. Но он еще предан всему человечеству, он большой патриот Земли:

Словарная работа:

Патриот — человек преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Нет Востока, и Запада нет,

Нет у неба конца.

Нет Востока, и Запада нет,

Два сына есть у отца.

Нет Востока, и Запада нет,

Есть восход и закат,

Есть большое слово — ЗЕМЛЯ.

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Чтение отрывка «Казахстан».

а) чтение учителя (образцовое);

б) словарная работа:

Космодром - комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов.

Гектар — мера площади, шириной и длиной 100 метров.

Суховей — сухой горячий ветер.

в) чтение отрывка учащимися.

2. Работа над заданиями учебника.
Продолжение изучения темы урока.

1. Рассказ учителя о Сакене Сейфуллине.

- Сакен (Садуакас) Сейфуллин родился в 1894 году на зимовке Ка-
рашилик бывшего Анадырского района в окрестности Жезказгана; осно­
воположник казахской литературы, государственный деятель. Учился в рус­
ско-казахской школе в Нилды, начальной приходской школе в Акмоле, в
учительской семинарии в Омске. Первый сборник стихотворений С. Сей
фуллин выпустил в 1914 году в Казани под названием «Эткен кундер»
(«Пройденные дни»). Он был одним из руководителей общества «Бирлик»,
организованного казахской молодежью в Омске.

2. Беседа.

- Подберите близкие по значению слова к слову «Родина».
(Отечество, Отчизна, родной край, родная земля.)

Самая прекрасная, родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

О ком эти строки?

О Родине, о родной земле.

«Родная земля» - так называется стихотворение казахского поэта Сакена Сейфуллина, большого патриота своей страны. Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта?

Какое впечатление на вас производит его портрет? (Красивый чело­век, открытый взгляд, мужественное лицо.)

3. Чтение стихотворения.

а) самим учителем ;

б) учащиеся читают по учебнику про себя.

4. Беседа по стихотворению.

- К кому обращается герой стихотворения?

- К родной земле как к матери.

Что подтверждает это мнение? «С тобой я по-сыновьи откровенен».

- Как вы поняли выражение «Ты крылья мне дала для вдохновенья,

И путь к вершинам указала ты»?

(Родная земля помогает поэту писать прекрасные стихи, добиваться успехов в своем творчестве.)

- За что любит поэт родную землю?

(Родная земля широка и прекрасна, но поэт в образе героя любит так, как любят родную мать такой, какая она есть.)

«Земля моя! В зеленом летнем платье ты ловишь солнце будущего дни!» Что имел в виду поэт?

(Поэт верит в прекрасное будущее родной земли. Зеленый цвет - это цист надежды и процветания.)

- Что для поэта счастье? - В трудные моменты жизни и в счастливые дни родная земля всегда рядом, как родной и близкий человек. Обратить внимание на обращение «родимая»!

5. Работа с заданиями учебника.

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Что вы узнали о жизни, творчестве и общественной деятельности (Сейфуллина и О. Сулейменова?

Какие факты из жизни поэтов доказывают, что они «искренне, неж­но Любят свой народ, свою страну»?

6. Работа с пословицами.

- На доске пословицы. Подберите пословицы, которые подходят к стихотворениям «Казахстан» и «Родная земля».

Всякому мила своя страна.

Жить — значит Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.

VII. Рефлексия.

- Читая стихи, проникнутые любовью к родной земле, начинаешь по новому, с трепетом, с гордостью относится к родине, близким и незнакомым людям. И хотя написаны стихи намного лет раньше, актуальными остаются и в наши дни.

Дерево чувств. Учащиеся прикрепляют на изображение дерева листок определенного цвета (оранжевый - радостное, фиолетовый - тревожное, синий - грустное).

VIII. Домашнее задание.

Стихотворение наизусть на выбор учащегося.

Рисунок космодрома.

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_567902dc31d7d/litieraturnoie-chtieniie-v-3-klassie-rodnyie-prostory_1.jpeg

 

 

http://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_567902dc31d7d/litieraturnoie-chtieniie-v-3-klassie-rodnyie-prostory_2.jpeg


 

Скачано с www.znanio.ru