Наша коллективная
«методическая копилка» продолжает пополняться вашими наработками, в том числе и материалами, касающимися совместной деятельности педагога
и родителей. Предлагаем вашему вниманию сценарий классного часа с родителями первоклассников.
Задачи:
– познакомить родителей с поня тием «внимание» и его основными характеристиками;
– познакомить родителей с неко торыми играми и упражнениями по развитию внимания;
– дать рекомендации по выполне нию домашних заданий.
Ход собрания:
Помните знаменитое стихотворе ние Маршака о человеке рассеянном: Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать:
В рукава просунул руки,
Оказалось – это брюки…
![]() |
|
Ребенок не отвлекается, не реаги рует на посторонние звуки, когда вы полняет задание. Отлично! У такого ребенка высокая концентрация вни мания: он может сосредоточиться на объекте, вникнуть в задачу. А вот другой пример. Ребенок пи шет предложение. У когото упала ручка. Наш ученик тут же смотрит: где? что? зачем? у кого? Продолжает писать и не может вспомнить, что за |
решают задачу и отвечают на вопро сы. Насколько развито распределе ние внимания, можно судить по тому, легко или с трудом удается ребенку делать несколько дел. А быстро ли ваш ребенок может переключиться на другой вид дея тельности или, ответив на вопрос, включиться в прерванную работу? Может, ему нужно время, чтобы за ново сосредоточиться? За эти особен ности психики отвечает свойство «пе реключение», т.е. перемещение вни |
Как помочь ребенку
Маргарита Павловна ЗАХАРОВА, учитель начальных классов
МОУ СОШ №46, г. Братск
|
Задумывались ли вы когданибудь , сколько можете одновременно восп ринять и удержать в сознании объек тов? Для детей 6–7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. Это и есть объем внимания, который помо гает ребенку совершать операции сравнения, анализа, обобщения. Удавалось ли вам наблюдать такую картину: ребенок чтото делает (рису ет, пишет, собирает головоломку), вы к нему обращаетесь с вопросом – он не слышит вас. Это говорит о том, что малыш может долго работать, не отвлекаясь, может сосредоточиться на объекте. Это свойство внимания называется устойчивостью. Кстати, нужно помнить, что сначала (в до школьном возрасте) основа устойчи вости – интерес, но чем старше ста новится ребенок, тем меньшую часть должен составлять интерес в умении сосредоточиться на длительное вре мя, потому что с возрастом этот про цесс регулирует сознание и волевая сфера (меняется установка с «хочу» на установку «надо»). Все знают, что Цезарь знаменит своим умением делать несколько дел сразу. На языке психологии это назы вается «распределение внимания», т.е. одновременное внимание к двум и более объектам, при выполнении действий с ними. В начальной школе дети тоже способны делать несколько дел сразу: пишут и комментируют, |
мания с одного объекта на другой. Как видим, детское стихотворение Маршака на самом деле – для взрос лых, пытающихся разобраться в осо бенностях психологии. Но внимание – это не раз и нав сегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. Ведущей деятельностью младшеклассника яв ляется игра. Значит, надо так напра вить игру ребенка, чтобы она была направлена и на развитие внимания в том числе. Вот некоторые из них: «Сколько чего?» Детям предлагается осмотреть ком нату и назвать как можно больше предметов, названия которых начина ются со звука «к», или круглых пред метов, или деревянных и т.д. (в осно ве может лежать любой признак). «Не собьюсь» Предложите ребенку «посчитать до …», называя только четные числа, а вместо нечетных говорить «не собь юсь». Или в небольшом по объему тексте все буквы А подчеркнуть, все буквы Н зачеркнуть; начертить 10 треугольников, а зачеркнуть 7 и пр. «Выполни уговор строго» Вы договариваетесь с ребенком, что если вы поднимаете руки, он при седает; если хлопаете – он топает но гой. (Варианты и время действия уго вора могут быть различны.) «Полслова за вами» Вы говорите первую половину сло ва и бросаете ребенку мяч. Он ловит и называет другую половину. |
Игры можно придумывать самим. рукторы, а также сборка моделей, Необязательно отводить на эти игры чтение, раскрашивание.
упражнения особое время. Можно Психологической особенностью де играть в магазине, по дороге в школу тей в этом возрасте является непро и т.д. Можно в качестве установки на извольность процессов. Ребенку труд внимание рассказать о великом сы но заставить себя делать чтолибо. Не щике Шерлоке Холмсе, который рас всегда слово «надо» совпадает со путывал самые запутанные дела, счи словом «хочу». Поэтому в отношени тался человеком со сверхспособнос ях с ребенком придерживайтесь по тями только благодаря своему уме зитивной модели. Хвалите его, под нию наблюдать и делать выводы. Для черкивайте его успехи – это поможет начала задайте элементарный вопрос: ему поверить в свои силы. Говорите с «Сколько ступенек мы сейчас прош ребенком сдержанно, спокойно. ли?» Уделите таким «занятиям» 3–5 Некоторым детям трудно переклю минут в день, и вы увидите результат. чаться с одной деятельности на дру
Очень хорошо, если вы научите гую. Поэтому не давайте несколько ребенка играть в шашки и шахматы – заданий сразу. Дайте одно задание на это своеобразная школа внимания. определенный промежуток времени, Не забывайте и о спортивных играх, чтобы оно было выполнено, потом благодаря которым можно развивать второе. Постепенно количество зада внимание в том числе. ний увеличивайте.
Развитию концентрации внимания Итак, сегодня мы поговорили о способствуют и всем известные нас внимании, о том, что его можно и тольные игры: кубики, пазлы, конст нужно развивать. Я предложила вам
Издательский дом «Федоров» и крупнейшее польское издательство
несколько игрупражнений, вы може те придумать свои игры и задания.
Есть литература по этой теме, вы можете ею воспользоваться: Агафонова И.Н. Учимся думать. – СПб., 1996.
Переславский Л.Я. Интеллектуаль ная мастерская. – М., 2000.
Минскин Е.М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников. – М., 1982.
Степанова Е.Н. Познавательные процессы личности и методика их развития. – Псков, 1994.
Шмаков С.А. От игры к самовос питанию. – М., 1993.
Шмаков С.А. Игрышутки, игры минутки. – М., 1997.
Давайте вернемся к разговору на следующих собраниях: вы понаблю даете за детьми, поделитесь своим опытом, своими проблемами, расска жете, что получилось, что нет. Спасибо за внимание!
|
учебной литературы WSiP представляют уникальный совместный проект РАЗВИТИЯ А. Лада'Гродзицка А. Лада'Гродзицка «Азбука развития. Трехлетки» «Азбука развития. Четырехлетки» Комплект из четырех книг в папке Комплект из четырех книг в папке |
АЗБУКАКниги предназначены для обучения и игр детей в детском саду и дома:
наряду с обычной аппликацией используются наклейки;
при работе предлагаются элементы игры;
комментарии к заданиям согласуются с реальным опытом ребенка;
яркие, красочные иллюстрации соответствуют лучшим современным образцам развивающей детской литературы.
В комплект входят рекомендации родителям и воспитателям детских садов.
«Азбука развития» дает возможность родителям, даже не имеющим специальной подготовки и педагогического образования, раскрыть творческие и интеллектуальные способности ребенка, активизировать его умственную деятельность, развить мелкую моторику рук.
«Азбуку развития» можно приобрести:
в розницу и мелким оптом: в магазинах вашего региона; оптовые поставки: Издательский дом «Федоров»
443099, г. Самара, а/я 116.
Тел./факс: (846) 3102450,
3102470(72); email: idf@fedoroff.ru, uchlit@rambler.ru;
www.zankov.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.