о внимательности

  • pdf
  • 29.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала rod.sobranie_o_vnimatelnosti.pdf

Наша коллективная

«методическая копилка» продолжает пополняться вашими наработками, в том числе и материалами, касающимися совместной деятельности педагога

и родителей. Предлагаем вашему вниманию сценарий классного часа с родителями первоклассников. 

Задачи:

              познакомить родителей с поня тием «внимание» и его основными характеристиками;

              познакомить родителей с неко торыми играми и упражнениями по развитию внимания;

              дать рекомендации по выполне нию домашних заданий.

Ход собрания:

Помните знаменитое стихотворе ние Маршака о человеке рассеянном: Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать:

В рукава просунул руки,

Оказалось это брюки…


Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Очень часто именно изза недостатка внима ния ребенку трудно учиться в школе. Что же такое внимание? Внимание способность человека сосредотачи ваться на определенных объектах и явлениях. Основные свойства внима

38       ПРАКТИКАОБРАЗОВАНИЯ 1/2010

ния: концентрация, объем, устойчи вость, распределение, переключение.

Ребенок не отвлекается, не реаги рует на посторонние звуки, когда вы полняет задание. Отлично! У такого ребенка высокая концентрация вни мания: он может сосредоточиться на объекте, вникнуть в задачу.

А вот другой пример. Ребенок пи шет предложение. У когото упала ручка. Наш ученик тут же смотрит: где? что? зачем? у кого? Продолжает писать и не может вспомнить, что за

решают задачу и отвечают на вопро сы. Насколько развито распределе ние внимания, можно судить по тому, легко или с трудом удается ребенку делать несколько дел.

А быстро ли ваш ребенок может переключиться на другой вид дея тельности или, ответив на вопрос, включиться в прерванную работу? Может, ему нужно время, чтобы за ново сосредоточиться? За эти особен ности психики отвечает свойство «пе реключение», т.е. перемещение вни

Как помочь ребенку

стать внимательнее

Маргарита Павловна ЗАХАРОВА, учитель начальных классов

МОУ СОШ №46, г. Братск

слово он начал писать. К сожалению, про такого ребенка мы скажем, что концентрация внимания низкая.

Задумывались ли вы когданибудь , сколько можете одновременно восп ринять и удержать в сознании объек тов? Для детей 67 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. Это и есть объем внимания, который помо гает ребенку совершать операции сравнения, анализа, обобщения.

Удавалось ли вам наблюдать такую картину: ребенок чтото делает (рису ет, пишет, собирает головоломку), вы к нему обращаетесь с вопросом он не слышит вас. Это говорит о том, что малыш может долго работать, не отвлекаясь, может сосредоточиться на объекте. Это свойство внимания называется устойчивостью. Кстати, нужно помнить, что сначала (в до школьном возрасте) основа устойчи вости интерес, но чем старше ста новится ребенок, тем меньшую часть должен составлять интерес в умении сосредоточиться на длительное вре мя, потому что с возрастом этот про цесс регулирует сознание и волевая сфера (меняется установка с «хочу» на установку «надо»).

Все знают, что Цезарь знаменит своим умением делать несколько дел сразу. На языке психологии это назы вается «распределение внимания», т.е. одновременное внимание к двум и более объектам, при выполнении действий с ними. В начальной школе дети тоже способны делать несколько дел сразу: пишут и комментируют,

мания с одного объекта на другой. Как видим, детское стихотворение Маршака на самом деле для взрос лых, пытающихся разобраться в осо бенностях психологии.

Но внимание это не раз и нав сегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать. Ведущей деятельностью младшеклассника яв ляется игра. Значит, надо так напра вить игру ребенка, чтобы она была направлена и на развитие внимания в том числе. Вот некоторые из них:

«Сколько чего?»

Детям предлагается осмотреть ком нату и назвать как можно больше предметов, названия которых начина ются со звука «к», или круглых пред метов, или деревянных и т.д. (в осно ве может лежать любой признак).

«Не собьюсь»

Предложите ребенку «посчитать до …», называя только четные числа, а вместо нечетных говорить «не собь юсь». Или в небольшом по объему тексте все буквы А подчеркнуть, все буквы Н зачеркнуть; начертить 10 треугольников, а зачеркнуть 7 и пр.

«Выполни уговор строго»

Вы договариваетесь с ребенком, что если вы поднимаете руки, он при седает; если хлопаете он топает но гой. (Варианты и время действия уго вора могут быть различны.)

«Полслова за вами»

Вы говорите первую половину сло ва и бросаете ребенку мяч. Он ловит и называет другую половину.

Игры можно придумывать самим. рукторы, а также сборка моделей, Необязательно отводить на эти игры чтение, раскрашивание.

упражнения особое время. Можно Психологической особенностью де играть в магазине, по дороге в школу тей в этом возрасте является непро и т.д. Можно в качестве установки на извольность процессов. Ребенку труд внимание рассказать о великом сы но заставить себя делать чтолибо. Не щике Шерлоке Холмсе, который рас всегда слово «надо» совпадает со путывал самые запутанные дела, счи словом «хочу». Поэтому в отношени тался человеком со сверхспособнос ях с ребенком придерживайтесь по тями только благодаря своему уме зитивной модели. Хвалите его, под нию наблюдать и делать выводы. Для черкивайте его успехи это поможет начала задайте элементарный вопрос: ему поверить в свои силы. Говорите с «Сколько ступенек мы сейчас прош ребенком сдержанно, спокойно. ли?» Уделите таким «занятиям» 35 Некоторым детям трудно переклю минут в день, и вы увидите результат. чаться с одной деятельности на дру

Очень хорошо, если вы научите гую. Поэтому не давайте несколько ребенка играть в шашки и шахматы заданий сразу. Дайте одно задание на это своеобразная школа внимания. определенный промежуток времени, Не забывайте и о спортивных играх, чтобы оно было выполнено, потом благодаря которым можно развивать второе. Постепенно количество зада внимание в том числе. ний увеличивайте.

Развитию концентрации внимания Итак, сегодня мы поговорили о способствуют и всем известные нас внимании, о том, что его можно и тольные игры: кубики, пазлы, конст нужно развивать. Я предложила вам

Издательский дом «Федоров» и крупнейшее польское издательство

несколько игрупражнений, вы може те придумать свои игры и задания.

Есть литература по этой теме, вы можете ею воспользоваться: Агафонова И.Н. Учимся думать. СПб., 1996.

Переславский Л.Я. Интеллектуаль ная мастерская. М., 2000.

Минскин Е.М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников. М., 1982.

Степанова Е.Н. Познавательные процессы личности и методика их развития. Псков, 1994.

Шмаков С.А. От игры к самовос питанию. М., 1993.

Шмаков С.А. Игрышутки, игры минутки. М., 1997.

Давайте вернемся к разговору на следующих собраниях: вы понаблю даете за детьми, поделитесь своим опытом, своими проблемами, расска жете, что получилось, что нет. Спасибо за внимание!

учебной литературы WSiP

представляют уникальный совместный проект РАЗВИТИЯ

                А. Лада'Гродзицка                                                 А. Лада'Гродзицка

                «Азбука развития. Трехлетки»                             «Азбука развития. Четырехлетки»

                Комплект из четырех книг в папке                      Комплект из четырех книг в папке

АЗБУКА


Книги предназначены для обучения и игр детей в детском саду и дома:

 наряду с обычной аппликацией используются наклейки;

 при работе предлагаются элементы игры;

 комментарии к заданиям согласуются с реальным опытом ребенка;

 яркие, красочные иллюстрации соответствуют лучшим современным образцам развивающей детской литературы.

В комплект входят рекомендации родителям и воспитателям детских садов.

«Азбука развития» дает возможность родителям, даже не имеющим специальной подготовки и педагогического образования, раскрыть творческие и интеллектуальные способности ребенка, активизировать его умственную деятельность, развить мелкую моторику рук.

«Азбуку развития» можно приобрести:

в розницу и мелким оптом: в магазинах вашего региона; оптовые поставки: Издательский дом «Федоров»

443099, г. Самара, а/я 116.

Тел./факс: (846) 3102450,

3102470(72); email: idf@fedoroff.ru, uchlit@rambler.ru;

www.zankov.ru

ПРАКТИКАОБРАЗОВАНИЯ 1/2010 39