О воспитательном значении уроков математики
Опыт работы методиста вполне определенно говорит мне, что наиболее сложным для учителя математики при самоанализе урока является ответ на вопрос: «В чем состоит воспитательная роль данного урока?» Уверен, что не существует учителя математики, который бы не слышал в разных вариантах вопрос от учеников: «А зачем нам все это нужно?» Банальные ответы на этот вопрос («Математика ум в порядок приводит» и пр.), как правило, не удовлетворяют спрашивающего. Мой собственный опыт работы с учителями (более чем двадцатилетний) говорит о том, что учителя в подавляющем большинстве серьезно не задумываются над ответом на этот вопрос, отделываясь лишь набившими оскомину цитатами.
В какой-то момент времени я начал серьезно задумываться над заданным ранее вопросом. Что, собственно, воспитывает (или должна воспитывать) математика? Аккуратность? — Очевидно. Алгоритмичность мышления? — Скорее всего, да. Логику? — Видимо, должна воспитывать и развивать, но делает ли она это? В многочисленных программах — как одобренных на федеральном уровне, так и экспериментальных — даже намека на изучение логики нет. Вполне ясно, что логические цепочки рассуждений при доказательстве теорем в неявном виде, но все же развивают логику. Достаточно ли этого? — Полагаю, что нет. На самых первых шагах изучения логики доказывается теорема: из ложного утверждения следует любое (ее еще шутливо называют «закон барона Мюнхгаузена»). Поясню на элементарном примере, о чем идет речь.
Возьмем некоторое ложное утверждение, но такое, ложность которого очевидна, и, пользуясь им, а также совершенно верными утверждениями, «докажем» какую-либо нелепицу, например, что «все люди ходят на боках».
Итак, ложное утверждение: в 12 часов ночи над Москвой ярко светит солнце.
Доказательство. Когда ярко светит солнце, большинство людей работает, но когда люди работают, то в основном они двигаются, ходят. С другой стороны, в 12 часов ночи подавляющее большинство людей спит, а спят люди, как правило, лежа на боку. Те же, кто работает сидя, не двигаясь, или те, кто трудится ночью, а днем спит, ничем физиологически не отличаются от остальных. Следовательно, ВСЕ люди ходят на боках…
Отмечу, что некоторые политики прекрасно пользуются приведенным нехитрым приемом, чтобы «доказать» нужный им в данный момент тезис. Единственное отличие: в качестве нужного для дальнейших «доказательств» выдвигается ложное, но правдоподобное утверждение, как правило, прикрытое пустословием.
Учитывая все вышесказанное, полагаю, что одна из главных воспитательных целей урока математики — развитие критического мышления. Одним из приемов, развивающих критичность мышления, является регулярный разбор вопросов под общей рубрикой «Найди ошибку». И тогда не будет в стране миллионов обманутых вкладчиков МММ или сотен тысяч вкладчиков банка «Чара», обещавшего 300% годовых.
Что же еще воспитывает математика? Или на этом ее роль в жизни заканчивается? В самом деле, зачем будущему водителю, или пекарю, или врачу знать, как решаются квадратные уравнения? Попробую ответить на этот вопрос несколькими примерами из своей практики.
Одна девушка, которая училась у меня в математическом классе, особых способностей к математике не имела, зато была крайне трудолюбива, внимательна и усидчива. После окончания школы она поступила в медицинский институт и, имея хорошо развитые учебные навыки, прекрасно его закончила. Еще во время обучения в мединституте она неоднократно сетовала на то, что очень много времени «убила» на ненужную ей математику. Но вот в ординатуре она получила специальность кардиолога-реаниматолога и приступила к самостоятельной работе. И очень скоро выяснилось, что она, имея малый опыт работы, существенно быстрее и точнее многих своих коллег ставит диагноз. Легко понять, что быстро принятое верное решение может спасти больному жизнь. Когда я спросил у нее, как ей это удается, она ответила, что очень быстро систематизирует симптомы (как она выразилась — раскладывает по полочкам). А получается у нее это благодаря математике — навыку выбора из множества информации необходимой по определенному признаку.
Другой пример. Молодой человек, окончив математическую школу, пошел тем не менее по стопам родителей — стал дипломатом. Я спросил его на одной из встреч выпускников, помогает ли ему в работе математика. Он ответил: «Да, если бы не занятия математикой, то я бы не смог сделать такой карьеры. Скажем, я принимаю участие в каких-либо переговорах и получаю от своих партнеров многостраничную рукопись, в которой многословно, но с красивыми речевыми оборотами изложено то, что они хотят от нашей стороны, и то, чем они могут за это заплатить. Действуя так же, как и при решении громоздких примеров на тождественные преобразования, я вычеркиваю очевидные повторы, привожу, где нужно, к общему знаменателю и т.д. В итоге: суть занимает половину страницы».
Учась на мехмате, я работал ночным сторожем на стройке. Все курсовые работы были написаны в строительной бытовке. Преобразований было много, поэтому и черновиков хватало. Я оставлял их рабочим для растопки печки. Но спустя два года бригадир строителей вручил мне огромную пачку моих черновиков и, слегка смущаясь, сказал: «Я, Владимирович, хранил твои бумаги, может там что для тебя нужное». Разумеется, я его поблагодарил и сказал, что это именно так. Дальше бригадир повел речь о том, что, глядя на мои черновики, он думал о том, что есть на свете люди, разбирающиеся в самых трудных вопросах жизни». Так я впервые увидел, какое уважение вызывает занятие математикой у простых рабочих.
Когда мне приходилось вести уроки на тему «Применение производной в практических задачах», то в обязательном порядке решались такие задачи.
1. Каковы должны быть размеры цилиндрической консервной банки объемом 1 литр, чтобы на ее изготовление пошло наименьшее количество металла?
Решив эту задачу (найдя радиус основания банки и ее высоту), я решал следующую:
На сколько больше потребуется металла, если радиус основания изменится на 1 см?
Умножив полученный результат на миллиард (примерно столько выпускалось консервов в год в СССР), мы получали с учащимися итоговое число в несколько сотен тонн.
2. Каковы должны быть размеры текста на странице учебника (поля задаются санитарными нормами), чтобы на изготовление страницы пошло наименьшее количество бумаги?
Решив эту задачу, вычисляли:
На сколько больше будет площадь страницы, если изменить ширину текста на 1 см?
Умножив полученный результат на количество страниц и на тираж учебника, подсчитываем, что на производство этой «лишней бумаги» нужно вырубить большую рощу.
Решив ряд подобных задач, можно с успехом рассказать об основной задаче линейного программирования — о геодезических кривых (то есть кривых наименьшей длины, лежащих на заданной поверхности и соединяющих две данные точки) и т.п. Учащиеся могут видеть, как с помощью теодолита прокладываются геодезические кривые при строительстве дорог. Можно также говорить о том, как головокружительно разбогатели те промышленники, которые первыми начали применять в своем производстве математические методы.
В заключении хочу заметить, что рассматриваемый выше вопрос очень важен для многих учеников. Возможно, полезно провести отдельный урок на данную тему, хотя это, конечно, вопрос вполне дискуссионный.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.