О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии
Оценка 4.6

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
химия
8 кл—9 кл
13.03.2019
О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии
Статья рассматривает некоторые методические приемы создания ситуации успеха ученика на уроках химии. В ней отражено значение успешности ребенка на школьных занятиях. Предложенные методические приемы были опробованы на протяжении нескольких лет не только на уроках химии, но и на других уроках естественного цикла. Статья может подсказать решения проблемы мотивации на уроках для молодых специалистов.
О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии.docx
З.Ю.Красикова, учитель химии ГБОУ школа №449 Пушкинского района Санкт­Петербурга О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии. Успех – удача в достижении чего либо.  Ситуация – совокупность обстоятельств, положение, обстановка. ( словарь Ожегова С. И.) [1] Ситуация   успеха   в   педагогике   ­  такая совокупность обстоятельств и действий учителя и ученика,   это   создание   условий, которая   приводит   к   успеху   ученика. Успех   при   этом   может   быть   как   личным,  так   и коллективным, где ученик составляющая часть этого коллектива. Что   означает   для   ребенка   успех?   Оказывается   очень   многое:   даже одноразовое   переживание   успеха   может   привести   к   изменению   отношения ребенка   к   обучению.   Переживание   успеха   вселяет     чувство   уверенности, поднимает   его   самооценку,   повышает   его   статус   в   классном   коллективе. Учитывая, что химия изучается в 8­11 классах, когда для ребят очень важным является и мнение окружающих, и своя самооценка, то     создание успеха на уроке позволят решить эти задачи.  Создание ситуации успеха на уроке имеет и свои подводные камни. Уже успешные, или, как мы их называем, «сильные» ученики, привыкнув  к своей лидирующей   позиции,   Уровень   их   постепенно   расслабляются. заинтересованности  изучаемым  предметом понижается. Для таких ребят очень важно правильно подобрать методы создания их собственных побед, их успеха. Тем не менее, можно выделить  некоторые способы  создания таких ситуаций успеха, которые можно  использовать  на своих уроках. «Доброе   слово   и   кошке   приятно»­   гласит   русская   пословица.     Фразы «Молодец»,   «   Ты     просто   умница»,   «Очень   хорошо»,   «Ты   меня   удивил, порадовал» и так далее можно использовать для ребят любого возраста. Это доступно,  под   силу   каждому   учителю.  Метод   успешно   работает   со   слабыми учениками,   да   и   сильным   ученикам,   лидерам   тоже   приятно   и   полезно   это услышать в свой адрес. Слабый ученик  услышав слова одобрения усилит своё стремление   к   успешному   завершению   работы   и   получении   высокой   оценки своего результата. А если слова  похвалы  еще и подкрепить  отметкой, пусть даже и слегка завышенной, то у такого ребенка и активность работы возрастет и мотивация повысится, что, конечно же, на руку учителю.  Существует   такая   методика   «отложенная   отметка»,   которую   можно применять   в  своей  практике.  На   уроке  ученик   ответил   на  вопрос,  выполнил задание, дополнил ответ. Мы понимаем, что надо отметить его ответ, но уровень отметки где­то между «4» и «5» например, своего рода «4,5».  Меньшую ставить не очень хочется –   ребенок очень старался, но и на большую он не тянет. С согласия ученика отложим решение на следующий урок. Спросим этого ребенка на следующем уроке и ставим в итоге большую. То, что ученик подготовится к следующему уроку и ответит практически можно не сомневаться – он же хочет получить отличный результат. А мы получаем хорошо подготовленную тему, или правильно выполненное задание. Этот способ работает хорошо с ребятами, чьи результаты средние, но кто стремиться к более высокому результату.   Похожая   ситуация   наблюдается   в   случаях   тех   обучающихся,   которые удачно дополняют ответы своих одноклассников. Вроде бы и до полноценного ответа не дотянул, но и дополнение было важным.  Можно ввести  на своих уроках систему так называемых «бонусов» ­   (от лат.   bonus   ­   хороший)     ­   дополнительное   вознаграждение,   премия  [3].   Если сегодня ты удачно дополнял, отвечал, то на следующем уроке или доработаем твою отметку (отложенная отметка) или можем увеличить на балл результат твоей самостоятельной работы, проверочной работы, если таковая проводится на этом уроке. Конечно,     поступать таким образом можно только с согласия ученика,   но,   наверно,   мало   кто   откажется   прибавить   балл   к   отметке   за самостоятельную работу. Сложность заключается в том, что бы правильно вести учет таким бонусам и отложенным отметкам. Здесь выручает рабочая записная книжка учителя, которая есть у каждого. Такие «бонусы» любят получать и ученики средней школы и старшеклассники. Еще один из эффективных способов созданий ситуации успеха на уроке – специальная ошибка. На уроке, при объяснении новой темы или   повторении, допускаем ошибку. На уроках химии это может быть неправильный подсчет в задаче,   неверно   расставленные   коэффициенты   в   уравнении,   неправильно записанная формула и многое другое. Тому, кто заметил ошибку, а это может быть любого уровня подготовки ученик,   отметка или же другое поощрение. Если   вдруг   ошибку   никто   не   заметил,   то   можно   обернуть   ситуацию   в   свою сторону – превратить в дополнительное задание типа «Найдите ошибку». Даже в письменные, самостоятельные   работы   можно     внести элементы создания ситуации успеха. Это и знакомые нам дифференцированные задания и открытый доступ к критериям отметки за работу.  Пример: 8 класс. Проверочная работа по теме «Типы химической связи»  1. (6 баллов) Составьте схему образования соединений, состоящих из  химических элементов: А. магния и фтора. Б. серы и водорода.   Укажите тип химической связи  для  каждого соединения. 2. (4 балла) Назовите химические элементы, имеющие следующие схемы  энергетических уровней в атоме: А. 2е, 1е.    Б. 2е, 8е, 7е.     В. 2е, 4е.     Г. 2е, 8е, 8е, 2е.  Сочетание каких элементов приведут к образованию 1) ковалентной  неполярной связи, 2) ковалентной полярной связи  3) ионной связи. Выпишите  пары букв ( пример 1 – АБ ). [2] 9 класс . Самостоятельная работа по теме «Азот. Аммиак. Соли аммония». Отметка «3» ставится за выполнение 1 и 2 задания, без выполнения задания  выделенного курсивом. Отметка «4» ставится за выполнение 1,2,3 задания, без выполнения задания,  выделенного курсивом. Отметка «5» ставиться за ВСЕ выполненные задания. 1. Составьте электронные формулы атомов азота и фосфора, отметьте сходство  и различия между ними. 2. Формула оксида, который образуется в земной атмосфере при электрических  разрядах:   а)N2O      б) SO2    в) NO2     г) NO . Напишите уравнения реакции этого процесса,  укажите окислитель и  восстановитель, процессы окисления и восстановления. 3. Какие химические реакции возможны при обычных условиях: а) NH3  + HNO3  NH4OH + HCl           б)           в)   NH3 + O3  → → →         г)    NH4Cl  +  AgNO3  →            Составьте уравнения этих реакций . Для одной их них  запишите уравнение в полном и сокращенном ионно­молекулярном виде. [2] Можно в самостоятельной работе создать систему заданий, ответы на  которые приведут к отметке или поощрительной фразе. Пример: самостоятельная работа 9 класс по теме «Кислород. Сера» 1. Высшая степень окисления серы равна……... 2. Запишите уравнение реакции между серой и фтором. Сумма коэффициентов в уравнении реакции равна…… 3. Составьте уравнение  реакции горения алюминия. Коэффициент перед  формулой металла равен…….. 4. Перечислите какие аллотропные модификации образуют атомы серы. Количество аллотропных модификаций равно……         5. Запишите уравнение реакции горения метана (СН4). Сумма  коэффициентов в реакции равна…… Выпишите все числа, которые вы получили в ответах. Найдите их сумму,  прибавьте к сумме 6 и разделите на 6. Запишите ответ, округлив до целого числа (ответ 5). Перечисленные методы созданий ситуации успеха можно использовать  и в  отношении отдельных учеников,  и в работе в группах, парах. Если это не  групповая работа, то  эти приемы лучше работают в отношении слабых,  неуверенных в своих силах учениках. Нельзя утверждать, что создание ситуации успеха – «панацея» от всех  проблем, но все же такие хитрости помогают в работе. Профессия «учитель»  предполагает постоянный поиск новых методов, способов, которые приведут к  успеху не только ваших учеников, но и вас.  Список литературных источников 1. 2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000  слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под  ред. Л.И. Скворцов. ­ М.: ОНИКС­ЛИТ, Мир и Образование, 2012 Новошинский И.И.,  Новошинская Н.С. Текущий и итоговый  контроль по курсу «Химия. 9 класс» / И.И. Новошинский,  Н.С  Новошинская.  М.:­ООО «Русское слово – учебник», 2013 3. https://slovar.cc Интерет­источники информации

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии

О некоторых приемах создания ситуации успеха на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2019