Об информационной безопасности детей.

  • docx
  • 21.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Родителям об информационной безопасности детей..docx

Родителям об информационной безопасности детей

 

Современный ребенок не представляет своей жизни без телефона, данный атрибут сопровождает человека, начиная с младшего возраста. В представлении взрослых телефон часто несет отрицательную роль, несмотря на то, что именно благодаря этому гаджету современные родители могут чувствовать себя спокойно, всегда сохраняя эту тонкую ниточку связи со своим ребенком. Как правило, большинство родителей совершенно не представляют, что же делают их дети в сети столько времени.

Между тем, для ребенка телефон это  не только средство связи с родителем, это проводник в огромную вселенную всемирной сети. Он растет с пониманием того, что существует бесконечный мир, который ему еще предстоит узнать, и при первой возможности, с радостью в него окунается.

Большинство ответственных родителей, не охотно отпускают своих детей гулять  в одиночестве.  Но почему-то в отношении интернета, таких опасений  не возникает. Обычно, отправляясь в любое путешествие или прогулку, мы к ним готовимся - берем предметы или еду, которые могут нам понадобиться. Прогулка по всемирной сети тоже требует подготовленности. И вот тут хорошо бы родителям понять, какую степень свободы они готовы предоставить своим детям, потому что с того момента, как интернет войдет в их жизнь, все свое свободное время они будут посвящать ему.

Попробуйте посчитать время, проведенное вами в сети, и вы поймете, что ожидает ваших детей.

Первое погружение в сеть это только любопытство, и через какое-то время нахождения в ней ребенок осознает, что хочет как-то обозначить себя, именно с этого момента начинается его виртуальная история. Появилась возможность записывать свои мысли, выраженные короткими сообщениями, и теперь они останутся в сети навсегда.

К началу подросткового возраста на первый план выходит желание общаться, расширить круг людей как можно шире. Именно через общение ребенок получает обратную связь о самом себе. Как ни странно, телефон как проводник предоставляет эту функцию - делиться своими мыслями (и чувствами). Кроме того, на другом конце «провода» человек может представляться  каким угодно, в любой момент ты можешь прервать разговор, а это делает общение проще, не надо соблюдать какие-то условности. Постепенно совершенствуется умение выражать свои мысли в виртуальности: появляются  способы, где невозможно с помощью интонаций или мимики передать свое настроение. Но произойдет это не раньше 15 лет.

 

Что родителям важно понимать:

 

· Регистрация в сети является первым самостоятельным шагом, с помощью которого ребенок может предпринимать действия от своего имени. Не создавайте страницы в социальных сетях детям младше 12, личная страница должна быть закрыта от посторонних, объясните, что вы не приглашаете домой с улицы всех подряд, а только тех, кого  уже давно знаете. Несмотря на то, что родители это знают, и даже не раз объясняют это своим детям, происходит одно и тоже - дети в своем неуемном желании общаться, раз за разом нарушают это правило.

· Ограничивайте время нахождения в интернете для детей младше 14 лет с помощью технических средств. Короткий видеосюжет создает иллюзию, при просмотре которого, кажется, что прошло мало времени. Так возникает эффект «залипания», с которым знакомы не только дети. Большинство не чувствует времени, проведенного таким образом. Кроме того, короткий 15-секундный ролик приучает получать информацию быстро и маленькими порциями, без вдумчивости и особенного разбора. В дальнейшем, у ребенка формируется особый тип усвоения информации:

1.                      Слышу только первые слова, до конца не дослушиваю, следовательно, указание родителя или педагога просто не услышал.

2.                      Поверхностность мышления,  глубина вопроса не интересует, не  способен сосредоточиться.

3.                      Так как хочу получить информацию очень быстро, а взрослый говорит долго, то, не дослушивая, начинаю подставлять свои мысли и слова в чужие предложения.

· Примерно с 5-6 -го класса, дети, получив личную страницу, начинают образовывать группы: сначала это группы своих классов, затем начинается поиск интересных приложений с короткими роликами, как правило, таких как «Тik-tok», ютуб. Затем общение начинает превращаться в настоящую паутину - оно идет параллельно в группах и в личных сообщениях. Окончательно такая схема формируется уже к7- 8 классу. Пока дети не поймут, что им нравится, какой у них интерес, они ничего не фильтруют, происходит «всеядение» информации. Должна  быть внешняя кнопка «стоп».

· Примерно к 13-14 годам подростки уже могут точно сформировать собственный запрос при общении в интернете – они начинают создавать группы, куда приглашают людей с конкретным интересом (фанфик, рисунки аниме  и т.д). Здесь уже общение становится конкретным и даже плодотворным - им по-прежнему его не хватает, а в сети и сообществах по интересам они его «добирают». А для многих подростков это  единственный вид общения.

· Очень часто дети заглядывают в анонимный чат-бот. Причем  в своей наивной простоте уверены, что найти или как-то вычислить их   невозможно. Как правило, подростки пытаются найти там «своего» собеседника, с определенными характеристиками. Ведь найти идеального невозможно, поэтому можно найти 10 с нужными тебе качествами. такой теме.

· При общении в анонимном чате ты можешь выбирать себе собеседника. Но часто бывает так, что тот самый собеседник, оказывается, как правило, противоположного пола. Ситуация, когда ты не видишь, как он выглядит, невольно  заставляет включать воображение. Возникает влюбленность в «идеального человека-загадку», рано или поздно иллюзия разрушается, и у подростка возникает подавленное состояние, причины  которого родитель не понимает.

· Кроме того, одним из способов общения является он-лайн игра, когда игроки общаются во время игры. Иногда это общение выходит за формат игры, нередки случаи, когда девочки продолжают общение со взрослыми мужчинами. Если сразу общение прекратить не удается, родителям лучше быть в курсе всех разговоров ребенка, и отслеживать подобные беседы.

 

 

Итак:

1.                      Если есть возможность, отложите регистрацию в сети ребенка до 13 лет.

2.                      Объясняйте и лично учите, как пользоваться сетью.

3.                      Организуйте внешнюю кнопку «стоп», которая дает пользоваться интернетом не больше 2 часов в день (9-11 лет), 3-4 часа (12 -13лет). Меньше интернета – больше сделанных уроков.

4.                      Создайте техническую возможность отслеживания посещения страниц и наблюдения за разговорами. За личную приватность не волнуйтесь, как только ребенок освоится в сети, он сделает так, что вы не узнаете,  где он  был,  и о чем и с кем разговаривал. Это произойдет уже к 15 годам.

5.                      Старайтесь поддерживать доверительные отношения с ребенком, чтобы вы были в курсе, с кем он/ она обычно общается.

6.                      Учите ребенка общаться «вживую»: устраивайте семейные беседы за вечерним чаем, прогулки и походы на мероприятия (театр, парк, музей, родственники).

7.                      Не вырывайте ребенка из виртуальной среды, особенно, если у него нет друзей и он больше ни с кем не общается. Такие внезапные порывы родительского воспитания могут плохо закончиться: агрессия, закрытость и  подавленность вместо прогулок и разговоров. Не вырывая из привычной виртуальной реальности, давайте возможность  жить и другой жизнью, реальной (кружки, секции, разговоры) чтобы ребенку было за что зацепиться, и выбрать.

 

Мир не стал другим, просто мы стали воспринимать его по-другому, через виртуального собеседника. Появилась возможность общения с людьми из разных концов мира. Но самым главным для человека осталось живое общение, и по-прежнему,  найти друга, с которым будут общие интересы, является главным, тем более, для ребенка.