Об обучении
детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Частью
16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике
закреплено понятие
«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки
в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий».
Таким образом, категория
«обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки
зрения необходимости создания специальных условий получения образования,
исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК).
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ
№ 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ
понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ.
Особенности организации
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования
для лиц с ОВЗ установлены разделом III Порядка
организации и осуществления
образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам
- образовательным программам начального
общего, основного общего и
среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. № 1015.
Обучение
по адаптированным основным образовательным
программам может быть
реализовано через обучение в специализированных
образовательных организациях и систему
инклюзивного (интегрированного)
образования. Данное положение
подтверждено ч. 5 ст. 79 Федерального закона №
273-ФЗ, где
предусматривается создание органами государственной власти
субъектов РФ отдельных
организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по АООП для
глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,
слабовидящих, с тяжелыми
нарушениями речи, с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с задержкой
психического развития, с умственной
отсталостью, с расстройствами
аутистического спектра, со сложными дефектами и
других обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, и ч.
4 рассматриваемой
статьи, где говориться о возможности организации обучения
детей с ОВЗ совместно с
другими обучающимися, в отдельных классах, группах или
в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
Переход на ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся
с интеллектуальными
нарушениями осуществляется образовательной организацией
после детального самоанализа
результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех
компонентов к реализации ФГОС. При этом необходимо учитывать сложившую на территории
Российской Федерации практику внедрения образовательных стандартов в процесс обучения.
Стандарт вводится только в
классах, которые формируются на первый год
обучения в год внедрения
Стандарта, то есть в 0 или 1 классах, открываемых в образовательной организации в год
внедрения Стандарта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.