ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ (АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ).
Оценка 4.6

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ (АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ).

Оценка 4.6
doc
23.12.2021
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.  ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ  (АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ).
ПАВЛОВ А.К. АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ..doc

 

Павлов А.К.

    Президент Карельского отделения Международной Академии Наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (КАО МАНЭБ г. Петрозаводск); Генеральный директор Карельского филиала Международной Академии Наук (КАФ МАН); Директор Международной Академии Исследований Социальных Проблем (МАИСП); Директор Международной Академии Независимых Педагогических Исследований (МАНПИ) – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент, академик МАНЭБ.

Pavlov A. K.

    President of the Karelian office of the International Academy of Sciences of Ecology and Health and safety (KAO MANEB Petrozavodsk); CEO of the Karelian branch of the International Academy of Sciences (KAF MAN); Director of the International Academy of Researches of Social Problems (IARSP); The Director of the International Academy of Independent Pedagogical Researches (IAIPR) – the doctor of pedagogical sciences, professor, the corresponding member, the academician of MANEB.

 

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

(АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ).

 

OBJECT, SUBJECT, PROBLEMS OF PEDAGOGICAL SCIENCE.

MAIN PEDAGOGICAL CATEGORIES

(ACADEMIC LECTURE).

Аннотация

    В данной академической лекции рассмотрены объект, предмет, задачи современной педагогической науки и основные педагогические категории.

    Ключевые слова: педагогика, наука, воспитание, понятийный аппарат, система педагогических наук, источники педагогической науки.

Summary

    In this academic lecture an object, a subject, problems of modern pedagogical science and the main pedagogical categories are considered.

    Keywords: pedagogics, science, education, conceptual framework, system of pedagogical sciences, sources of pedagogical science.

   

План:

1.         Педагогика как наука о воспитании.

2.         Понятийный аппарат педагогики.

3.         Система педагогических наук.

4.         Связь педагогики с другими науками.

5.         Источники педагогической науки.

 

 

1. Педагогика как наука о воспитании.

    Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитывать. Именно воспитание облагораживает человека. Существует и специальная наука о воспитании человека, которая называется педагогикой. Своё название она получила от греч. слов «пайдес» - дети, «аго» - вести = детовождение.

    Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавала своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающего поколения к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании - в целенаправленной передаче им опыта человечества.

    Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития общества (в поздний период рабовладельческого строя), когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные общественные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.

    Из античной Греции ведёт свой происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греция педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу («пейдагогос» - детоводитель). Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука – педагогика.

    Как самостоятельная наука, педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века. В 1623г. Фрэнсис Бэкон (английский философ) издал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором выделил педагогику как отдельную отрасль знания. В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (теория и организация учебно-воспитательной работы) и «Материнская школа» (семейное воспитание).

    Итак:

1.         Педагогика - это наука о воспитании человека.

2.         Педагогика – это наука о закономерностях воспитания, обучения и образования подрастающего поколения, о путях осуществления этих важнейших функций общества.

 

    Различают научную и народную педагогику.

    Народная педагогика существует в форме пословиц, поговорок, сказок, а также воспитательных обычаев и традиций. Она выступает как совокупность житейских представлений и практического опыта формирования личности.

    Научная педагогика связывается с углубленным теоретическим и методологическим исследованием проблем воспитания, раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.

    Объект педагогики - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений и обучения. (И. П. .Подласый).

    Предмет педагогики (И.П. Подласый) – воспитание как педагогическое явление, особенности организации педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

    Функции педагогики  (по И.П. Подласому):

1.  Познание законов воспитания, образования и обучения.

2. Определение целей и задач, разработка путей достижения поставленных целей воспитания.

    Задачи педагогики (по И.П. Подласому):

1. Накопление и систематизация научных знаний о воспитании.

2. Создание теории воспитания, обучения, образования.

    Задачи педагогики (по М.А.Пономаревой, М.В.Сидоровой):

1. Изучение сущности и закономерностей формирования и развития личности и их влияние на воспитание.

2. Анализ, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

3. Развитие понятийно-категориального аппарата, организация фундаментальных, прикладных и практико-ориентированных исследований.

4.  Совершенствование содержания, форм, методов воспитания и обучения.

5. Создание новых эффективных педагогических технологий.

6. Разработка конкретных рекомендаций, направленных на эффективное функционирование учебно-воспитательного процесса.

7. Формирование и развитие системы образования.

 

2. Понятийный аппарат педагогики.

    Каждая наука имеет свой предмет, т. е. она изучает оп­ределенную область действительности. Для педагогики та­кой областью действительности является воспитание. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние ме­ханизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними ус­ловиями ее существования. Поэтому самое основное поня­тие педагогики - воспитание, все остальные понятия конк­ретизируют и расширяют его. Тем не менее, общепринятого определения понятия воспитание нет, оно многозначно.

    Рассмотрим понятие воспитание в основных значениях: социальном и педагогическом.

    Воспитание в социальном смысле понимается как соци­альное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это на­правлены усилия всего социального устройства общества: ребенка готовят к жизни семья, детский сад, школа, сред­ства массовой информации, церковь и др. Подготовка ре­бенка к жизни определяется и многими другими внешними воздействиями, обстоятельствами и условиями (этнической принадлежностью человека, природным и культурным ок­ружением, местожительством и др.). Воспитание в таком широком социальном смысле, по существу, отождествля­ется с социализацией.

    Воспитание как общественное явление (в социальном смысле) - процесс передачи общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовка их к общественной жизни и труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.

    Воспитание может иметь своей целью развитие личнос­ти в целом (целостное воспитание осуществляется в детс­ком саду, школе, семье). В таком случае обычно говорят о воспитании в широком педагогическом смысле.

    Взрослые могут целенаправленно воздействовать на ребенка с целью формирования у него определенных психических и лично­стных качеств (аккуратности, любви и привязанности к се­мье, интереса к книге и т.д.). Тогда имеется в виду воспита­ние в узком педагогическом смысле.

    Воспитание в педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях.

    Специфика воспитания как социального явления заклю­чается в том, что оно возникло с момента становления чело­веческого общества, существует столько, сколько существу­ет общество, и будет действовать, пока существует общество. Воспитание - категория вечная и общая, порожденная потреб­ностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, ус­тановить преемственность между поколениями.

    Содержание и характер воспитания в разные историчес­кие времена не остаются неизменными. Изменения проис­ходят под влиянием экономических условий жизни обще­ства, способов производства материальных благ, а также политики, культуры, религии. Следовательно, воспитание - явление историческое.

    Однако и в одну и ту же историческую эпоху воспитание детей, относящихся к разным классам общества, различно. Господствующие классы используют воспитание для укреп­ления своей власти, своего положения в обществе. Таким образом, можно говорить о классовом характере воспитания.

    Воспитание - это всегда воздействие на воспитуемого из­вне. Однако не все внешние воздействия оказывают воспи­тывающее влияние на ребенка. Дело в том, что внешние воз­действия преломляются через внутренние условия, т.е. через особенности формирующейся психики, личности. Одни воздействия ребенок воспринимает активно, другие - пассив­но. Даже простое напоминание педагога о необходимости помыть руки после прогулки вызывает у каждого из воспи­танников свои чувства, действия, формы поведения (одни по­бегут с радостью, потому что любят воду или хотят заслужить похвалу педагога; другие сделают это по привычке; кто-то - постарается устраниться от этой процедуры). Следователь­но, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или при­нимают его и в зависимости от этого строят свое поведение.

    Воспитательные воздействия могут быть и внутренними, когда человек сам предъявляет к себе требования, пытается с помощью определенной деятельности воздействовать на себя с целью формирования каких-то качеств. Такая работа над собой называется самовоспитанием. В. А. Сухомлинский писал, что истинное воспитание «совершается только тогда, когда есть самовоспитание» [Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М., 1971. - С. 49].

    Для дошкольника самовос­питание - это совершение хороших поступков (быть веж­ливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т.д.) и отказ от плохих поступков (не обижать девочек, не смеяться, когда кто-то упал, испачкался). В работе с маленькими детьми важно стимулировать у них желание стать лучше, внушать, что это им по силам, радоваться малейшим успехам. Дети могут заниматься эпизодическим самовоспитанием: делать утром зарядку, чтобы быть сильными; тренироваться в штриховке для со­вершенствования навыков письма. Задача педагога - при­дать самовоспитанию детей целенаправленный и система­тический характер, способствовать последовательному улучшению ребенком своей личности.

    Воспитание и самовоспитание органически взаимосвя­заны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой сторо­ны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее он к воспитательным воздействи­ям взрослых. В связи с этим уместно напомнить слова Ш. А. Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя» [Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! -М., 1988.- С. 43].

    Под развитием понимают процесс физического, психического и социального созревания, количественных и качественных изменений его свойств.

    В педагогике говорят о развитии:

    - возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту);

    - индивидуальном (индивидуальные особенности развития);

    - личностном (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности).

    Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, экономических, социальных, идеологических, психологических, педагогических.

    Форми­ровать - это организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить то или иное качество. Можно, например, формировать у детей культурно-гиги­енические навыки, понятия о друге и дружбе и т. п.

    Обучение - специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и потенциальных возможностей учеников.

    Образование – 1. Система приобретенных в процессе обучения ЗУН, способов мышления. 2. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности, в интересах общества и государства, сопровождающихся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательный уровней (цензов).

    Педагогика - единствен­ная наука об образовании.

 

3. Система педагогических наук.

    Педагогика за долгие годы своего ста­новления и развития превратилась в разветвленную сис­тему наук о воспитании.

    Систему педагогических  наук образуют следующие науки:   

1) Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы, методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений.

2) История педагогики – изучает развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3) Сравнительная педагогикаисследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем  в  различных странах.

4) Возрастная педагогика - изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают:

v Дошкольная педагогика (наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной пе­дагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я. А. Коменский. В его книге «Материнская шко­ла» впервые была представлена система дошкольного вос­питания. Многие положения теории Коменского актуаль­ны и для современной педагогики).

v Педагогика школы (представляет собой одну из старей­ших отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в разных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

v Педагогика среднего профессионального образования (педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях).

v Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

v Педагогика высшей школы (изучает закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учеб­ного заведения, специфические проблемы получения выс­шего образования).

v Педагогика взрослых (андрогогика).

5) Профессиональная отраслевая классификация – основание – педагогическая сторона конкретного вида человеческой деятельности:

-военная педагогика

-спортивная педагогика

-музейная педагогика

-музыкальная педагогика

-педагогика исправительно-трудовых учреждений

-инженерная педагогика.

6) Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образо­вания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии.

    Коррекционая (специальная педагогика-дефектология) распадается на ряд отраслей:

v   сурдопедагогика (воспитание и обучение глухонемых и глухих детей и взрослых); 

v   тифлопедагогика (слепых и слабовидящих);

v   олигофренопедагогика (умственно отсталых);

v   логопедия (разрабатывает вопросы исправления дефектов речи детей)

7) Част­ные методики, изучающие закономерности и специфику пре­подавания конкретных областей знаний (учебные предме­ты в школе: иностранному языку, математики, химии и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами усваивать содержание той или иной дисциплины.

8)Социальная педагогика - содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, проявление творческих способностей людей.

9)Реабилитационная педагогика – отрасль педагогики, изучающая проблемы включения в нормальную жизнь попавших в беду, пострадавших детей.

10)Лечебная педагогика – отрасль педагогики, разрабатывающая комплекс щадящих методик воспитания и обучения ослабленных детей.

 

4. Связь педагогики с другими науками.

    Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.

    Педагогика связана:

v с философией - составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию). Как уже отмечалось выше, педагогика вызрела в недрах философии, отпочкова­лась от последней. Став самостоятельной наукой, педагогика не порывает связи с философией и ее отраслями. Те или иные философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Союз с философски­ми науками помогает педагогике в определении целей вос­питания, в постижении сущности человека, законов разви­тия природы и общества и т. п. Педагогика непосредствен­но связана с такими отраслями философии, как этика, эсте­тика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.

v с психологией - открывает законы развития личности, а педагогика учит целенаправленно руководить ими. Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обосно­вание. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умственного раз­вития; закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории личности. Итоги педагогической деятельности подводятся на основе психологических пока­зателей. Например, о результатах обучения судят по объе­му знаний, их прочности, образности, обобщенности, по степени сформированности умственной деятельности. Вос­питанность детей определяется по таким показателям, как мотивы поступков, мера их осознанности, уровень само­стоятельности и т. п. Решение любого вопроса в сфере обу­чения и воспитания требует психолого-педагогического подхода. Интеграция психологии и педагогики привела к возник­новению пограничных отраслей - психопедагогики, педаго­гической психологии.

v с социологией - дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, групп общества, социальных отношениях. Данные социологии - еще одной области философских знаний о состоянии современного общества - необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах образования и воспитания. Напри­мер, социологи представили информацию о недостаточно высоком охвате детей дошкольным общественным воспи­танием (в Москве - 51 %, в других городах и регионах Рос­сии - несколько ниже). Как следствие, выявлено снижение готовности детей к школьному обучению. Перед педагоги­кой возникла проблема: как повысить уровень развития детей, не посещающих дошкольное учреждение. Изучают­ся разные формы помощи семьям, дети которых воспиты­ваются дома; развивается сфера дополнительных услуг на­селению; открываются группы развития при дошкольных учреждениях и др.

v с этикой и эстетикой - эти науки дают знания о морали и природе эстетического характера, образуя основу нравственного и художественного воспитания.     

v с физиологией - является естественно-научной базой педагогики и психологии. Чтобы формировать личность, необходимо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность.

v с биологией, изучающей индивидуальное развитие человека: проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека является одной из центральных для педагогики.

    Анатомия и физиология - основа для понимания биоло­гической сущности человека, особенностей развития орга­низма на каждом возрастном этапе. Научные знания о выс­шей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и пси­хическим развитием детей. Те же знания являются осново­полагающими при разработке режима жизни детей, орга­низации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, которые пред­назначены для детей раннего и дошкольного возраста.

С медициной - сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно (по результатам социологических исследований), что тре­бует от педагогики более тесного сотрудничества с отрас­лями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики - лечебной педагогики, призван­ной разработать специальную систему обучения и воспи­тания детей, часто болеющих, недомогающих. Создается интегрированная медико-педагогическая программа поло­вого воспитания детей. Необходимо объединение усилий медицины и педагогики в разработке программы антиал­когольного, антинаркоманного воспитания и образования.

    С информатикой (наука о сборе, обработке информации) - появилось научное направление педагогическая информатика, изучающая информационные методы и технологии.

5. Источники педагогической науки.

    Современная педагогическая наука возникла не на пус­том месте: она, как и другие науки о человеке, имеет много источников.

Важнейшим источником научных представлений о вос­питании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного на­рода. В народной педагогике отражаются культура народа, его ценности и идеалы, представления о том, каким должен быть человек. На формирование народ­ной педагогики оказали и оказывают влияние социально-эко­номические, геополитические факторы. Золотой фонд совре­менной научной педагогики составляют исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в об­ласти воспитания и обучения детей и юношества. Народная мудрость сохранила множество выдержавших проверку опы­том и временем педагогических советов в виде пословиц, по­говорок. Ярким отражением педагогического гения народа назвал К. Д. Ушинский произведения фольклора (былины, ле­генды, сказки). Сегодня не утратили своей воспитательной ценности и такие средства народной педагогики, как игры, игрушки, песни, потешки, заклички и др.

    Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого. Это и памятники отечественной педагогической культуры, коими являются, например, «Поучение детям» Вл. Мономаха, «Юности честное зерцало», «Домострой» и др. Педагогика постоянно обращается к классическому на­следию великих мыслителей, педагогов, к их главным иде­ям и концепциям, оказавшим влияние на развитие педаго­гической мысли и практики. Таким образом, педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воз­зрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры.

    Источником педагогики является и педагогическая прак­тика, опыт воспитания, обучения, образования детей и мо­лодежи, который сложился ранее и формируется в настоя­щее время в различных странах, отдельных учебных заве­дений, в индивидуальной деятельности педагогов.

    Особый интерес представляет, конечно, инновационный творческий педагогический опыт, оказавший реальное влия­ние на отечественную и мировую практику образования (Цар­скосельский лицей пушкинской поры, Вальдорфская школа, Яснополянская школа Л.Н.Толстого и др.).

    Современная педагогика становится экспериментальной наукой, т. е. многие научные знания она добывает благода­ря специальным экспериментальным исследованиям. Экспе­риментальной работой занимаются научно-исследователь­ские институты, она ведется на кафедрах педагогических уни­верситетов, институтов. Результаты исследовательской дея­тельности публикуются на страницах педагогических журналов, в монографиях, сборниках научных трудов.

    Таким образом, на современном этапе развития обще­ства решение проблем воспитания, обучения, образования силами одной педагогики не даст желаемого результата, требуется межнаучный подход к ним.

 

 

Рекомендуемая литература:

1.                Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.

2.                Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.

3.                Лихачёв Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Б.Т. Лихачёв. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с.

4.                Подласый И.П. Педагогика: Учебник / И.П. Подласый .- М.: Издательство Юрайт, 2010. – 574 с.

5.                Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский  центр  «Академия», 2010 . – 576 с.

 

The recommended literature:

1. Andreyev V. I. Pedagogics: A training course for creative self-development. – 2nd prod. – Kazan: Center of innovative technologies, 2010. – 608 pages.

2. Efremov O. Yu. Pedagogics. Education guidance. – SPb.: St. Petersburg, 2010. – 352 pages: silt.

3. Likhachyov B. T. Pedagogics: Course of lectures / B. T. Likhachyov. Under the editorship of V. A. Slastyonin. – M.: Gumanitar. prod. VLADOS center, 2010. – 647 pages.

4. Podlasy I. P. Pedagogics: Textbook / Nominative Podlasy.-M.: Publishing house of Yurayt, 2010. – 574 pages.

5. Slastyonin V. A. Pedagogics: Studies. a grant for student. высш. studies. institutions/VA. Slastyonin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov. Under the editorship of V. A. Slastyonin. – M.: Publishing center "Akademiya", 2010. – 576 pages.


Павлов А.К. Президент Карельского отделения

Павлов А.К. Президент Карельского отделения

Keywords: pedagogics, science, education, conceptual framework, system of pedagogical sciences, sources of pedagogical science

Keywords: pedagogics, science, education, conceptual framework, system of pedagogical sciences, sources of pedagogical science

Из античной Греции ведёт свой происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании

Из античной Греции ведёт свой происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании

Предмет педагогики (И.П. Подласый) – воспитание как педагогическое явление, особенности организации педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников

Предмет педагогики (И.П. Подласый) – воспитание как педагогическое явление, особенности организации педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников

Рассмотрим понятие воспитание в основных значениях: социальном и педагогическом

Рассмотрим понятие воспитание в основных значениях: социальном и педагогическом

Воспитание - категория вечная и общая, порожденная потреб­ностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, ус­тановить преемственность между поколениями

Воспитание - категория вечная и общая, порожденная потреб­ностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, ус­тановить преемственность между поколениями

Сухомлинский писал, что истинное воспитание «совершается только тогда, когда есть самовоспитание» [Сухомлинский

Сухомлинский писал, что истинное воспитание «совершается только тогда, когда есть самовоспитание» [Сухомлинский

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, экономических, социальных, идеологических, психологических, педагогических

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, экономических, социальных, идеологических, психологических, педагогических

Возрастная педагогика - изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах

Возрастная педагогика - изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образо­вания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образо­вания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии

Педагогика связана: v с философией - составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию)

Педагогика связана: v с философией - составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию)

Данные социологии - еще одной области философских знаний о состоянии современного общества - необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах образования и воспитания

Данные социологии - еще одной области философских знаний о состоянии современного общества - необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах образования и воспитания

С медициной - сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно (по результатам социологических исследований), что тре­бует от педагогики более тесного сотрудничества с отрас­лями медицинских наук

С медициной - сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно (по результатам социологических исследований), что тре­бует от педагогики более тесного сотрудничества с отрас­лями медицинских наук

Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого

Педагогическая наука развивалась, бережно сохраняя, учитывая все, что было создано педагогической мыслью прошлого

Рекомендуемая литература: 1.

Рекомендуемая литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2021
Посмотрите также: