Как много интересного вокруг, леса, поля, моря , луга и океаны . Кто живёт в лесу и кто обитает в море, всё хочется узнать. И если мы можем с ребёнком пройтись по лесу, увидеть замечательных птиц и животных , заглянуть на луг и увидеть там множество насекомых, то подводное царство таит в себе много тайн и загадок. В подводное царство просто так не заглянешь. А ведь детей увлекает все новое и неизвестное, в подводном царстве столько всего интересного: удивительные растения и водоросли, разноцветные медузы, подвижные рыбки и грозные акулы, веселые дельфины, огромные киты ,необычные морские звёзды. И конечно все это интересует детей .Как рассказать детям обо всём этом? Я долго думала и пришла к выводу ,что без помощников мне не обойтисьКак много интересного вокруг, леса, поля, моря , луга и океаны . Кто живёт в лесу и кто обитает в море, всё хочется узнать. И если мы можем с ребёнком пройтись по лесу, увидеть замечательных птиц и животных , заглянуть на луг и увидеть там множество насекомых, то подводное царство таит в себе много тайн и загадок. В подводное царство просто так не заглянешь. А ведь детей увлекает все новое и неизвестное, в подводном царстве столько всего интересного: удивительные растения и водоросли, разноцветные медузы, подвижные рыбки и грозные акулы, веселые дельфины, огромные киты ,необычные морские звёзды. И конечно все это интересует детей .Как рассказать детям обо всём этом? Я долго думала и пришла к выводу ,что без помощников мне не обойтись
Обитатели подводного царства.docx
ГБОУ СОШ№3 СП «Детский сад №31 «Сказка» г.о.Чапаевск Самарской области
1
«Обитатели подводного царства» Выполнила воспитатель: Селягина Елена Ивановна
Содержание
2
Введение 3
Создание Экологического совета 5
Исследование экологической ситуации 5
Разработка плана действий 10
Мониторинг и оценка ситуации и эффективности деятельности 14
Экологическая тематика в жизни детского сада/Введение экологической тематики в
образовательную деятельность 17
Предоставление информации и сотрудничества 34
Составление Экологического кодекса 35
Список источников 36 3
Введение
Как много интересного вокруг, леса, поля, моря , луга и океаны . Кто живёт в лесу и
кто обитает в море, всё хочется узнать. И если мы можем с ребёнком пройтись по лесу,
увидеть замечательных птиц и животных , заглянуть на луг и увидеть там множество
насекомых, то подводное царство таит в себе много тайн и загадок. В подводное
царство просто так не заглянешь. А ведь детей увлекает все новое и неизвестное, в
подводном царстве столько всего интересного: удивительные растения и водоросли,
разноцветные медузы, подвижные рыбки и грозные акулы, веселые дельфины, огромные
киты ,необычные морские звёзды. И конечно все это интересует детей .Как рассказать
детям обо всём этом? Я долго думала и пришла к выводу ,что без помощников мне не
обойтись. Маленькие дети любят сказки и поэтому я решила выдумать героя ,который
мне будет помогать. Смастерила я его сама из обрезков ткани и назвала ласково
«Моряш» и профессию определила «Хранитель водоёмов».
Когда он появился на нашей первой беседе , дети были в восторге. С ним мы узнали,
где и как живут рыбы , как поёт морской петух, Кто она морская звезда. Каждое
занятие превращалось в увлекательное путешествие в подводное царство. Моряш
рассказал им необычную сказку и не просто рассказал ,но и показал. Сказка
«Путешествие Колобка в подводный мир» была придумана и сделана книга. Книга не
простая в каждую страничку я вшила металлические пластинки, а колобка сделала на
магните ,чтобы он мог путешествовать по подводному миру от одного героя к другому.
Дети сами стали придумывать свои сказки с обитателями морского мира и
рассказывать их «Моряшу». Каждый день мы придумывали , чтото новое ,лепили
обитателей морского царства и дарили их «Моряшу» , раскрашивали рыбок и создавали
картины из пластилина , в группе работает кружок «Пластилиновая мозаика». Всё это
превратилось в проект «Обитатели подводного царства». Наш детский сад является
методическим центром «Эко школы/Зелёный флаг» по Самарской области. Приоритетное направление – экология. Поэтому моя методическая разработка идёт по
семи шагам программы «Эко школы зелёный флаг»
Семь шагов программы Экошкола/Зеленый флаг (обязательные условия):
4
1. Создание Экологического совета
2. Исследование экологической ситуации
3. Разработка плана действий
4. Мониторинг и оценка ситуации и эффективности деятельности
5. Экологическая тематика в жизни детского сада/Введение экологической
тематики в образовательную деятельность
6. Предоставление информации и сотрудничество
7. Составление Экологического кодекса
Координатор программы по России Ольга Георгиевна Мадисон
[olgamadison@yahoo.com]
Программа направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою
ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств,
умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих
постепенному переходу страны на путь устойчивого развития.
Приоритетными темами программы являются: «Рациональное управление отходам»,
«Водные ресурсы», «Энергия», «Глобальное изменение климата». Учреждения –
участники программы могут выбрать другие актуальные для них темы, например:
«Биоразнообразие», «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» и т.д. 5
Зеленый флаг – это хорошо известный в Европе и за ее пределами
престижный экологический символ, который присуждается образовательным
учреждениям, успешно работающим по программе.
1.Создание Экологического совета
Экологи группы «Буратино» 27 детей
Родители детей группы « Буратино»
Воспитатель группы «Буратино» : Селягина Елена Ивановна
2. Исследование экологической ситуации
Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может
считаться благополучной. Источники экологической опасности. Экологическая
ситуация в стране определяется количеством и качеством антропогенных изменений в
природе, последствиями техногенного вмешательства в природу. Одной из важнейших
экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды
рек и озер не может не отразиться на здоровье людей, особенно в районах плотного
заселения.
Про рыбалку
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду. 6
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
(А. Ерошин
Чтение рассказов В. Танасийчука
«Нефть в море»
Плыл по морю огромный корaбль. Он вёз в трюмaх столько нефти, что ею можно было
целую зиму отaпливaть большой город.
Бедa случилaсь перед рaссветом. Корaбль зaтрясся от удaрa он нaскочил нa
подводную скaлу. Послышaлись грохот, скрежет метaллa, испугaнные крики, a потом
плеск воды, зaливaющей судно. Мaтросы спустили спaсaтельные шлюпки и отчaлили от
гибнущего корaбля. Вёслa удaряли по воде с непривычным глухим плеском, и от моря 7
пaхло не солью и водорослями, кaк обычно, a нефтью. Онa широко рaзлилaсь по воде. А
утром пляжи и прибрежные скaлы были покрыты скользкой чёрной плёнкой.
Нaстaло стрaшное время и для жителей прибрежных городков, и для всех обитaтелей
моря.
Первыми пострaдaли птицы. Чaйки, гaгaры, утки сaдились в воду, не подозревaя об
опaсности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивaлa им перья. Люди
пытaлись помочь птицaм ловили, отмывaли в тёплой воде со стирaльным порошком.
Но спaсти удaлось несколько сотен, a погибли десятки тысяч. Повсюду, кудa ни
взглянуть, лежaли мёртвые птицы.
Потом нaстaлa очередь мелководных рaкушек мидий, устриц. Они стaли зaдыхaться,
потому что нефть не пропускaлa в воду кислород. Зaтем погибли водоросли они тоже
не могли жить в отрaвленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто
уплыли подaльше.
Зaкрылись нa берегу курорты и гостиницы никто не хотел купaться в грязной воде.
Нечего стaло ловить рыбaкaм. Во всём мире гaзеты писaли о том, что иззa гибели
одногоединственного корaбля побережье пострaдaло от стрaшной кaтaстрофы. Не
простой кaтaстрофы, a ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ. Ведь погибло всё прибрежное сообщество
морских рaстений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берегa очистятся
от нефти и в чистой морской воде сновa будут жить водоросли, рaкушки и рыбы. Этa
кaтaстрофa ещё рaз зaстaвилa людей зaдумaться о том, кaк легко рaнить природу и кaк
трудно её вылечить.
«Отчего погибли киты»
Но рaзве только кaтaстрофы вредят природе? Очень чaсто для неё бывaет опaсным и
то, что кaжется нaм безвредным. Кaк ты думaешь, опaсны ли для неё прозрaчные
пaкеты из полиэтиленa? Те сaмые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги. 8
Сидел я кaкто нa большом пляже. Нa берегу игрaли двa мaльчикa. Они отыскивaли
брошенные полиэтиленовые пaкеты, нaдувaли их и пускaли по ветру в море. Снaчaлa
пaкеты плыли, кaк корaблики с рaздутыми пaрусaми, a потом медленно тонули.
Прошло несколько месяцев, и я прочёл в гaзетaх о беде, случившейся у дaлёких
берегов. Тaм стaли гибнуть киты. Их осмотрели учёные и отыскaли причину смерти.
Думaешь, они погибли от кaкойнибудь стрaшной болезни? Ничего подобного. Они
просто зaдохнулись, потому что их дыхaтельные отверстия были зaбиты
полиэтиленовыми пaкетaми или просто кускaми полиэтиленa, которые принесло
морское течение. И я подумaл a ведь это могли быть и те пaкеты, которые пускaли по
воде мaльчики нa пляже.
Порaзному вредят природе дым зaводов, рaзлитaя в море нефть, брошенный в лесу или
нa пляже мусор. Но вредят они с кaждым годом всё сильнее. Ведь не было рaньше
тaких мощных зaводов, кaк теперь. Никогдa не плaвaли по морям тaкие огромные
корaбли. Дa и столько людей, кaк сейчaс, не было рaньше нa Земле.
же делaть, чтобы нaшa Земля стaновилaсь не грязнее, a чище? Чтобы остaлись нa ней
лесa и степи, реки и озёрa, чтобы жили нa ней рядом с нaми рыбы и стрекозы, бaбочки и
киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросaх нaши городa.
Нaдо, нaчинaя любое дело, снaчaлa обдумaть и рaссчитaть его тaк, чтобы оно не
нaнесло вредa природе. Для этого нужно знaть и соблюдaть строгие прaвилa нaуки
экологии.
Экспериментальная деятельность: 1. На столе стоит аквариум с чистой водой.
9
2.
Пускаем кораблик это танкер, у него утечка, протекло масло в
воду ( наливаем масло ) 10
3. Ещё один корабль лесовоз, авария, брёвна упали в море
( бросаем веточки )
3. Пароход с туристами бросаем фантики, пробки.
Вода стала грязной ( из бутылочки наливаем чёрную краску ) 11
Посмотрите, смогут ли рыбы и всё живое жить в такой воде ? ( нет )
А ведь и птицы тоже могут погибнуть. Ведь они питаются рыбой.
Какая экология получилась у нашего маленького моря ? ( плохая )
Ребята вы запомнили, что такое экология ?
( Наука о сохранении природы )
Давайте посмотрим фильм о хорошем чистом море, где много
живых обитателей, где хорошая экология.
3 .Разработка плана действий
Тип проекта – экологический , исследовательско – творческий
Возраст детей 4 года
Проект долгосрочный – 3 месяца
Направление проекта – экологическое воспитание
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развитие
познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации
исследовательского – творческого проекта «Обитатели подводного мира» 12
Задачи проекта:
формировать у детей представления об обитателях подводного мира.
формировать навыки поисковой деятельности, систематизировать знания детей о
свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде.
развивать познавательный интерес, творческие способности.
развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов,
результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу.
использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники.
воспитывать бережное отношение к природе.
Игровая мотивация: Хранитель подводного царства «Моряш»
Сказка «Путешествие Колобка в в подводный мир»
Предполагаемый результат
Заинтересованность детей.
У детей сформируется представление об обитателях подводного мира, сформируются
навыки поисковой деятельности, систематизируются знания о свойствах воды.
Воспитается бережное отношение к воде.
Разовьются коммуникативные навыки, самостоятельность, инициатива.
Разовьются познавательный интерес, творческие способности. 13
Будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела
подводных обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает,
ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида.
Узнают о взаимосвязи с другими обитателями.
Сформируются
в природе;
первоначальные навыки экологически грамотного поведения
Сформируются навыки составления описательных рассказов о подводном обитателе .
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап – включает в себя создание героя «Моряш»,создание
книги «Путешествие Колобка в подводный мир», изучение научно – методической
литературы.
2. Этап практических действий:
разработка проекта
создание предметно – развивающей среды для ознакомления детей с подводным
миром
подбор детской художественной литературы,
разработка перспективного плана, занятий, экскурсий, бесед, викторин.
3. Заключительный этап:
Тематическое развлечение «В гостях у подводного Царя»;
2.Выставка работ «Морские обитатели»
Перспективный план по ознакомлению детей с подводным миром.
№
п/п
1
Содержание работы
Цель
Беседа «Где и как
Узнать кто такие живые организмы, рыбы, водные живут рыбы »
обитатели. Чем дышат рыбы.
Сформировать бережное отношение к обитателям
подводного мира.
2
Рассматривание
Вызвать интерес к обитателям подводного мира.
14
3
4
5
6
7
8
Иллюстраций
«Обитатели подводного
мира»
Д/И «Что есть у
рыбки?»
Экскурсия в «Зимний
сад» ДОУ.
Закрепить представление о строении рыб и их
предназначении
Знакомство с аквариумом
Пластилиновая мозаика
Формировать умения детей скатывать шарики из пластилина
«Обитатели подводного
мира»
и создавать картины.
Развитие речевой функции детей через активизацию мелкой
Сказка «Путешествие
Колобка в подводный
мир»
Работа в мини
лаборатории (опыты с
водой)
Художественно
эстетическое развитие (
лепка)
моторики пальцев и кистей рук.
Способствовать развитию творческого воображения,
восприятия, логического мышления, памяти, внимания,
эстетического восприятия, фантазии.
Тренировать выразительность речи, мимическое и
пантомическое выражение эмоций.
Мотивировать детей к самостоятельному сочинению и
пересказыванию сказок, драматизации.
Закреплять свойства воды
Закреплять навыки лепки простых элементов пластическим,
конструктивным и комбинированным способом
Закреплять знания способов и приемов лепки
Познакомить с интересными фактами об обитателях
морского мира
9
Рассматривание
Показать детям, что подводный мир очень красив и 15
разнообразен
Заинтересованность детей
Дать понятие о размножении лягушек, рассмотреть
иллюстрации «От икринки до лягушки»
10
11
энциклопедий «Что?
Зачем? Почему?»,
«Познаю мир»
Просмотр
мультфильмов о
подводных обитателях
Беседа «Как
появляется лягушка»
Книга Ирины Гуриной
для детского сада
4.Мониторинг и оценка ситуации и эффективности деятельности
Социологический опрос «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ»
Как вы думаете, загрязнение воды влияет на природу и её обитателей
Как вы думаете, предприятия являются главным источником загрязнения воды?
Правильно ли поступают люди, которые бросают в воду мусор? 16
Вы одобряете такие действия?
Вы сами загрязняете воду??
Вы задумывались о том, что будет, если все воды на земле будут
загрязнены? 17
Как вы думаете, предпринимаются ли какие нибудь меры против
загрязнения воды?
Очень радует ,что большая часть опрошенных задумывается о проблеме
загрязнения воды. Ребята понимают, что вода жизненно необходима
человеку и подводным обитателям и её нужно беречь. Они знают, что
основным источником загрязнения являются предприятия, но они так же
уверены в том, что и человек причастен к загрязнению воды. Ребята
понимают, что если каждый человек, будет загрязнять реки ,озёра,
водоёмы, моря, то это будет сказываться на окружающей природе, не
только на животных и растениях, но и на человеке. Человек может и
должен бороться с проблемой загрязнения воды. 18
5.Экологическая тематика в жизни детского сада/Введение экологической
тематики в образовательную деятельность
Конспект НОД «Знакомство с Моряшом» в средней группе
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие»,
«Речевое развитие», « Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное
развитие», «Физическое развитие». 19
Задачи
:
формировать навыки поисковой деятельности, систематизировать знания детей о
свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде.
развивать познавательный интерес, творческие способности.
развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов,
результатов, наблюдений делать выводы и заключения.
Развитие связной речи детей.
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук
Формировать умение детей работать в технике «пластилиновая мозаика»: скатывать
шарики из пластилина, придавливать их, приклеивать на поверхность образца.
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
«Обитатели подводного царства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.