«Обитатели подводного царства»

  • Работа с родителями
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как много интересного вокруг, леса, поля, моря , луга и океаны . Кто живёт в лесу и кто обитает в море, всё хочется узнать. И если мы можем с ребёнком пройтись по лесу, увидеть замечательных птиц и животных , заглянуть на луг и увидеть там множество насекомых, то подводное царство таит в себе много тайн и загадок. В подводное царство просто так не заглянешь. А ведь детей увлекает все новое и неизвестное, в подводном царстве столько всего интересного: удивительные растения и водоросли, разноцветные медузы, подвижные рыбки и грозные акулы, веселые дельфины, огромные киты ,необычные морские звёзды. И конечно все это интересует детей .Как рассказать детям обо всём этом? Я долго думала и пришла к выводу ,что без помощников мне не обойтисьКак много интересного вокруг, леса, поля, моря , луга и океаны . Кто живёт в лесу и кто обитает в море, всё хочется узнать. И если мы можем с ребёнком пройтись по лесу, увидеть замечательных птиц и животных , заглянуть на луг и увидеть там множество насекомых, то подводное царство таит в себе много тайн и загадок. В подводное царство просто так не заглянешь. А ведь детей увлекает все новое и неизвестное, в подводном царстве столько всего интересного: удивительные растения и водоросли, разноцветные медузы, подвижные рыбки и грозные акулы, веселые дельфины, огромные киты ,необычные морские звёзды. И конечно все это интересует детей .Как рассказать детям обо всём этом? Я долго думала и пришла к выводу ,что без помощников мне не обойтись
Иконка файла материала Обитатели подводного царства.docx
ГБОУ СОШ№3 СП «Детский сад №31  «Сказка» г.о.Чапаевск Самарской области 1 «Обитатели подводного царства»Выполнила воспитатель: Селягина Елена Ивановна  Содержание 2 Введение                                                                                                                                   3 Создание Экологического совета                                                                                          5 Исследование экологической ситуации                                                                                5  Разработка плана действий                                                                                                   10 Мониторинг и оценка ситуации и эффективности деятельности                                     14 Экологическая тематика в жизни детского сада/Введение экологической тематики в  образовательную деятельность                                                                                            17  Предоставление информации и сотрудничества                                                               34  Составление Экологического кодекса                                                                               35   Список    источников                                                                                                          363                                                               Введение Как много интересного вокруг,  леса, поля, моря , луга и океаны . Кто живёт в лесу и  кто обитает в море, всё хочется узнать. И если мы можем с ребёнком пройтись по лесу,  увидеть замечательных птиц и животных , заглянуть на луг и увидеть там множество  насекомых, то  подводное царство таит в себе много тайн и загадок. В подводное  царство просто так не заглянешь. А ведь  детей увлекает все новое и неизвестное, в  подводном царстве   столько всего интересного: удивительные растения и водоросли,  разноцветные медузы, подвижные рыбки и грозные акулы, веселые дельфины, огромные киты ,необычные морские звёзды. И  конечно все это интересует детей .Как рассказать  детям обо всём этом? Я долго думала и пришла к выводу ,что без помощников мне не  обойтись. Маленькие дети любят сказки и поэтому я решила выдумать героя ,который  мне будет помогать. Смастерила я его сама из обрезков ткани и назвала ласково  «Моряш» и профессию определила «Хранитель водоёмов». Когда он появился на нашей первой беседе , дети были в восторге. С ним мы узнали,  где и как живут рыбы , как поёт морской петух, Кто она­ морская звезда. Каждое  занятие превращалось в увлекательное путешествие в подводное царство. Моряш  рассказал им необычную сказку и не просто рассказал ,но и показал. Сказка  «Путешествие Колобка в подводный мир»  была придумана  и сделана книга. Книга не  простая в каждую страничку я вшила металлические пластинки, а колобка сделала на  магните ,чтобы он мог путешествовать по подводному миру от одного героя к другому. Дети сами стали придумывать свои сказки с обитателями морского мира и  рассказывать их «Моряшу». Каждый день мы придумывали , что­то новое ,лепили  обитателей морского царства и дарили их «Моряшу» , раскрашивали рыбок и создавали картины из пластилина , в группе  работает кружок «Пластилиновая мозаика». Всё это  превратилось в проект «Обитатели подводного царства». Наш детский сад является  методическим центром «Эко ­ школы/Зелёный флаг» по Самарской области.Приоритетное направление – экология. Поэтому моя методическая  разработка идёт по семи шагам программы «Эко­ школы зелёный флаг» Семь шагов программы Эко­школа/Зеленый флаг (обязательные условия): 4 1. Создание Экологического совета 2. Исследование экологической ситуации 3. Разработка плана действий 4. Мониторинг и оценка ситуации и эффективности деятельности 5. Экологическая тематика в жизни детского сада/Введение экологической  тематики в образовательную деятельность 6. Предоставление информации и сотрудничество 7. Составление Экологического кодекса Координатор программы по России ­ Ольга Георгиевна Мадисон  [olgamadison@yahoo.com] Программа направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность   за   сохранение   окружающей   среды   и   приумножение   ее   богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии  решений, способствующих постепенному переходу страны на путь устойчивого развития. Приоритетными   темами   программы   являются:   «Рациональное   управление   отходам», «Водные   ресурсы»,   «Энергия»,   «Глобальное   изменение   климата».   Учреждения   – участники   программы   могут   выбрать   другие   актуальные   для   них   темы,   например: «Биоразнообразие», «Здоровый образ жизни», «Разумное потребление» и т.д.5 Зеленый   флаг   –   это   хорошо   известный   в   Европе   и   за   ее   пределами престижный   экологический   символ,   который   присуждается   образовательным учреждениям, успешно работающим по программе. 1.Создание Экологического совета     Экологи группы «Буратино» 27 детей   Родители детей группы « Буратино» Воспитатель группы «Буратино» : Селягина Елена Ивановна   2.  Исследование экологической ситуации Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России, не может  считаться благополучной. Источники экологической опасности. Экологическая  ситуация в стране определяется количеством и качеством антропогенных изменений в  природе, последствиями техногенного вмешательства в природу. Одной из важнейших  экологических проблем века стало загрязнение вод. Резкое ухудшение качества воды  рек и озер не может не отразиться на здоровье людей, особенно в районах плотного  заселения.   Про рыбалку  Мы ходили на рыбалку,  Рыбок удили в пруду.6 Витя выловил мочалку, А Егор –  сковороду. Коля –  корку мандаринки,  Саша –  старые ботинки,  А Сабина и Сосо –   От машины колесо.  Мне попались две подмётки,  Боре –  банка от селёдки,  А Серёжка на крючок  Пакли выудил клочок.  Целый день в пруду упрямо Рыбу мы удили зря. Много выудили хлама, И ни разу –  пескаря. Должен знать и помнить каждый:  Если мусор сыпать в пруд,  То в таком пруду однажды  Рыбы попросту помрут.  (А. Ерошин                                        Чтение рассказов В. Танасийчука                                                       «Нефть в море» Плыл по морю огромный корaбль. Он вёз в трюмaх столько нефти, что ею можно было  целую зиму отaпливaть большой город. Бедa случилaсь перед рaссветом. Корaбль зaтрясся от удaрa ­ он нaскочил нa  подводную скaлу. Послышaлись грохот, скрежет метaллa, испугaнные крики, a потом  плеск воды, зaливaющей судно. Мaтросы спустили спaсaтельные шлюпки и отчaлили от гибнущего корaбля. Вёслa удaряли по воде с непривычным глухим плеском, и от моря7 пaхло не солью и водорослями, кaк обычно, a нефтью. Онa широко рaзлилaсь по воде. А утром пляжи и прибрежные скaлы были покрыты скользкой чёрной плёнкой. Нaстaло стрaшное время и для жителей прибрежных городков, и для всех обитaтелей  моря. Первыми пострaдaли птицы. Чaйки, гaгaры, утки сaдились в воду, не подозревaя об  опaсности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивaлa им перья. Люди  пытaлись помочь птицaм ­ ловили, отмывaли в тёплой воде со стирaльным порошком.  Но спaсти удaлось несколько сотен, a погибли десятки тысяч. Повсюду, кудa ни  взглянуть, лежaли мёртвые птицы. Потом нaстaлa очередь мелководных рaкушек ­ мидий, устриц. Они стaли зaдыхaться,  потому что нефть не пропускaлa в воду кислород. Зaтем погибли водоросли ­ они тоже  не могли жить в отрaвленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные просто  уплыли подaльше. Зaкрылись нa берегу курорты и гостиницы ­ никто не хотел купaться в грязной воде.  Нечего стaло ловить рыбaкaм. Во всём мире гaзеты писaли о том, что из­зa гибели  одного­единственного корaбля побережье пострaдaло от стрaшной кaтaстрофы. Не  простой кaтaстрофы, a ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ. Ведь погибло всё прибрежное сообщество  морских рaстений и животных. Пройдут многие годы, прежде чем эти берегa очистятся от нефти и в чистой морской воде сновa будут жить водоросли, рaкушки и рыбы. Этa  кaтaстрофa ещё рaз зaстaвилa людей зaдумaться о том, кaк легко рaнить природу и кaк  трудно её вылечить.                                                                       «Отчего погибли киты» Но рaзве только кaтaстрофы вредят природе? Очень чaсто для неё бывaет опaсным и  то, что кaжется нaм безвредным. Кaк ты думaешь, опaсны ли для неё прозрaчные  пaкеты из полиэтиленa? Те сaмые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги.8 Сидел я кaк­то нa большом пляже. Нa берегу игрaли двa мaльчикa. Они отыскивaли  брошенные полиэтиленовые пaкеты, нaдувaли их и пускaли по ветру в море. Снaчaлa  пaкеты плыли, кaк корaблики с рaздутыми пaрусaми, a потом медленно тонули. Прошло несколько месяцев, и я прочёл в гaзетaх о беде, случившейся у дaлёких  берегов. Тaм стaли гибнуть киты. Их осмотрели учёные и отыскaли причину смерти.  Думaешь, они погибли от кaкой­нибудь стрaшной болезни? Ничего подобного. Они  просто зaдохнулись, потому что их дыхaтельные отверстия были зaбиты  полиэтиленовыми пaкетaми или просто кускaми полиэтиленa, которые принесло  морское течение. И я подумaл ­ a ведь это могли быть и те пaкеты, которые пускaли по  воде мaльчики нa пляже. По­рaзному вредят природе дым зaводов, рaзлитaя в море нефть, брошенный в лесу или нa пляже мусор. Но вредят они с кaждым годом всё сильнее. Ведь не было рaньше  тaких мощных зaводов, кaк теперь. Никогдa не плaвaли по морям тaкие огромные  корaбли. Дa и столько людей, кaк сейчaс, не было рaньше нa Земле. же делaть, чтобы нaшa Земля стaновилaсь не грязнее, a чище? Чтобы остaлись нa ней  лесa и степи, реки и озёрa, чтобы жили нa ней рядом с нaми рыбы и стрекозы, бaбочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросaх нaши городa. Нaдо, нaчинaя любое дело, снaчaлa обдумaть и рaссчитaть его тaк, чтобы оно не  нaнесло вредa природе. Для этого нужно знaть и соблюдaть строгие прaвилa нaуки  экологии.                        Экспериментальная деятельность:1. На столе стоит аквариум с чистой водой. 9 2.   Пускаем кораблик ­ это танкер, у него утечка, протекло масло в  воду     ( наливаем масло )10  3.  Ещё один корабль ­ лесовоз, авария, брёвна упали в море        ( бросаем веточки ) 3. Пароход с туристами ­ бросаем фантики, пробки. Вода стала грязной ( из бутылочки наливаем чёрную краску )11 ­ Посмотрите, смогут ли рыбы и всё живое жить в такой воде ? ( нет )   ­ А ведь и птицы тоже могут погибнуть. Ведь они питаются рыбой.   ­ Какая экология получилась у нашего маленького моря ? ( плохая )   ­ Ребята ­ вы запомнили, что такое экология ?     ( Наука о сохранении природы )  ­ Давайте посмотрим фильм о хорошем чистом море, где много   живых обитателей, где хорошая экология. 3 .Разработка плана действий Тип проекта –  экологический , исследовательско – творческий Возраст детей ­  4 года Проект  долгосрочный – 3 месяца Направление проекта – экологическое воспитание Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развитие  познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации  исследовательского – творческого проекта «Обитатели подводного мира»12 Задачи проекта: формировать у детей представления об обитателях подводного мира. формировать навыки поисковой деятельности, систематизировать знания детей о  свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде. развивать познавательный интерес, творческие способности. развитие   логического мышления, умения на основе сопоставления фактов,  результатов, наблюдений делать выводы и заключения. развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу. использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники. воспитывать бережное отношение к природе. Игровая мотивация:  Хранитель подводного царства  «Моряш»   Сказка «Путешествие Колобка в  в подводный мир»                                                                                         Предполагаемый результат Заинтересованность детей. У детей сформируется представление об обитателях подводного мира, сформируются   навыки поисковой деятельности, систематизируются знания о свойствах воды.  Воспитается бережное отношение к воде. Разовьются  коммуникативные навыки, самостоятельность, инициатива. Разовьются  познавательный интерес, творческие способности.13 Будут   иметь   простейшие   представления   о некоторых   особенностях   строения   тела подводных обитателей в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида. Узнают о взаимосвязи с другими обитателями. Сформируются   в природе;   первоначальные   навыки   экологически   грамотного   поведения Сформируются навыки составления описательных рассказов о подводном обитателе .                                                    Этапы реализации проекта      1. Организационный этап – включает в себя  создание героя  «Моряш»,создание книги «Путешествие Колобка в подводный мир», изучение научно –   методической литературы.     2. Этап практических действий:  ­ разработка проекта   ­ создание предметно – развивающей среды для ознакомления детей с      подводным миром  ­ подбор детской художественной литературы,  ­ разработка перспективного плана, занятий, экскурсий, бесед, викторин.     3. Заключительный этап: Тематическое развлечение «В гостях у подводного Царя»; 2.Выставка  работ «Морские обитатели»             Перспективный план по ознакомлению детей с подводным миром. № п/п 1 Содержание работы Цель Беседа «Где и как   Узнать кто такие живые организмы, рыбы, водныеживут рыбы » обитатели. Чем дышат рыбы.  Сформировать бережное отношение к обитателям  подводного мира. 2 Рассматривание   Вызвать интерес к обитателям  подводного мира.  14 3 4 5 6 7 8 Иллюстраций  «Обитатели подводного мира» Д/И «Что есть у  рыбки?» Экскурсия в «Зимний  сад» ДОУ. Закрепить представление о строении рыб и их  предназначении Знакомство с аквариумом Пластилиновая мозаика Формировать умения детей скатывать шарики из пластилина  «Обитатели подводного мира» и создавать картины. Развитие речевой функции детей через активизацию мелкой  Сказка «Путешествие  Колобка в подводный  мир» Работа в мини­ лаборатории (опыты с  водой) Художественно­ эстетическое развитие ( лепка) моторики пальцев и кистей рук.  Способствовать развитию творческого воображения,  восприятия, логического мышления, памяти, внимания,  эстетического восприятия, фантазии.  Тренировать    выразительность речи, мимическое и  пантомическое выражение эмоций. Мотивировать детей к самостоятельному сочинению и  пересказыванию сказок, драматизации. Закреплять свойства воды  Закреплять навыки лепки простых элементов пластическим, конструктивным и комбинированным способом Закреплять знания способов и приемов лепки   Познакомить   с интересными   фактами   об   обитателях морского мира 9 Рассматривание  Показать детям, что подводный мир очень красив и15 разнообразен Заинтересованность детей Дать понятие о размножении лягушек, рассмотреть  иллюстрации «От икринки до лягушки» 10 11 энциклопедий «Что?  Зачем? Почему?»,  «Познаю мир» Просмотр  мультфильмов о  подводных обитателях Беседа «Как  появляется лягушка» Книга Ирины Гуриной  для детского сада 4.Мониторинг и оценка ситуации и эффективности деятельности Социологический опрос «ЗАГРЯЗНЕНИЕ  ВОДЫ» Как вы думаете, загрязнение воды влияет на природу и её обитателей Как вы думаете, предприятия являются главным источником загрязнения воды? Правильно ли поступают люди, которые бросают в воду мусор?16                 Вы одобряете такие действия? Вы сами загрязняете воду?? Вы задумывались о том, что будет, если все воды на земле будут  загрязнены?17 Как вы думаете, предпринимаются ли какие­ нибудь меры против  загрязнения воды? Очень радует ,что большая часть опрошенных задумывается о проблеме  загрязнения воды. Ребята понимают, что вода жизненно необходима  человеку и подводным обитателям и её нужно беречь. Они знают, что  основным источником загрязнения являются предприятия, но они так же  уверены в том, что и человек причастен к загрязнению воды. Ребята  понимают, что если каждый человек, будет загрязнять реки ,озёра,  водоёмы, моря, то это будет сказываться на окружающей природе, не  только на животных и растениях, но и на человеке. Человек может и  должен бороться с проблемой загрязнения воды.18 5.Экологическая тематика в жизни детского сада/Введение экологической  тематики в образовательную деятельность                 Конспект  НОД «Знакомство с Моряшом» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие»,   «Речевое развитие», « Познавательное развитие», «Социально­коммуникативное  развитие», «Физическое  развитие».19     Задачи :  формировать навыки поисковой деятельности, систематизировать знания детей о  свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде. развивать познавательный интерес, творческие способности. развитие   логического мышления, умения на основе сопоставления фактов,  результатов, наблюдений делать выводы и заключения. Развитие связной речи детей. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук Формировать умение детей  работать в технике «пластилиновая мозаика»: скатывать  шарики из пластилина, придавливать их, приклеивать на поверхность образца.