Роль социального партнерства в экологическом
и гражданско-патриотическом воспитании младших школьников
Кириллова Марина Анатольевна, учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамск, Пермский край
В современной начальной школе наряду с образовательной задачей, к которой относится освоение учащимися основ предметных знаний и формирование культуры поведения, стоит задача построения ценностных основ существования, то есть работа над мировоззрением учащихся. Поэтому очень важно соединить эти два направления работы, так как, на мой взгляд, они неразрывно связаны. Возможность сделать это мне дают деятельностный, проектно-ориентированный подход и партнерство.
Много лет моя педагогическая деятельность была в значительной мере ориентирована на сотрудничество с самыми разными социальными партнёрами. Так сложились устойчивые взаимовыгодные отношения со многими из них. И если сначала данная деятельность происходила во многом интуитивно – просто я вовлекала детей в те дела, которые сама считала интересными и полезными, то с введением ФГОС ситуация изменилась. Новый стандарт, во-первых, предусматривает большое количество времени на воспитательную работу (в том числе и на проектную деятельность), а во-вторых, определяет позиции, направления, формат деятельности. Все это помогает иначе планировать работу, организовывать ее, продумывать оценивание результатов, достижение которых не возможно без выстраивания партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса как внутри школы, так и вне неё. Так у меня произошло осмысление сложившейся системы работы с социальными партнёрами [1].
В моей практике ее основным направлением является постоянное участие детей в проектах, направленных на формирование таких ценностей, как любовь к малой родине, уважение семейных ценностей и традиций, забота о природе.
Главным в работе является проектно-ориентированный подход, так как ценности прививаются только в рамках практической деятельности. Именно деятельностный подход способствует созданию особой, комфортной среды, позволяющей не только обучать детей, но и воспитывать их [1].
Работая в этом направлении, мы тесно сотрудничаем с музеем Пермских древностей, причём инициатива такого сотрудничества двухсторонняя. Дети с удовольствием едут в город Очёр, деревню Чёрную, знакомятся с музейными экспонатами, сами собирают материалы, участвуют в научных конференциях. Так они приобщаются к истории края, у них формируется интерес к малой родине, закладываются основы научной деятельности.
Длительное время мы сотрудничаем со спортивно-туристическим клубом «Эдельвейс». Нами разработаны совместные проекты «Туристическая тропа», «Сосновому бору быть», «Истории Дикого озера». Цель их - изучение природы Краснокамского района. В процессе реализации мы сотрудничаем в этом направлении с экологами города и края. Каждая встреча с природой, это погружение в мир звуков и запахов, цветов и красок, а потом идут открытия. В благодарность природе, ребята вместе с родителями регулярно приводят в порядок заповедную зону бора: убирают и вывозят бытовой мусор, высаживают саженцы сосны, ухаживают за ними.
Мы любим путешествовать. Каждый выход на природу – это прикосновение к чуду. А чудеса у нас повсюду: на берегу реки и в болоте, в лесу и на лугу. Побывав на Диком озере, у учащихся проявился устойчивый интерес к этому водоёму. Откуда? Когда? Кто? Что? Из вопросов «родился» проект, направленный на изучение его истории, флоры и фауны этой местности. При этом у детей формируется чувство ответственности за природу, за то, что нас окружает [2].
Еще одним нашим партнером является клуб «Ровесник», который находится рядом со школой. Одним из наиболее интересных мероприятий, инициировал которое клуб, стал проект «Дружная семейка», посвящённый Дню матери и отца. Реализуя его, участники знакомятся с лучшими семейными традициями и ценностями. Именно здесь складываются теплые, доверительные отношения детей, родителей и школы.
Тесная дружба связывает нас городским бассейном «Дельфин». Занятия плаванием, позволяют заложить у ребят азы здорового образа жизни, учат ценить и беречь здоровье. Нами разработан совместный проект «Быть здоровым - здорово!», в реализации которого участвуют не только дети, но и родители. Наши семейные команды участвуют и побеждают во многих водных баталиях.
Ценной находкой для нас стал центр гражданского образования. Сотрудничество здесь двухстороннее – по нашим заявкам для детей проводят занятия по правовому воспитанию, элементарным основам экономической грамотности. С другой стороны я могу включать детей в различные социальные волонтёрские проекты в городе, давать рекомендации, по организации общественной деятельности младших школьников [3].
Нас связывает дружба с клубом ветеранов Афганистана. К тематическим датам к нам на встречи приходят воины-афганцы. Проводят беседы с просмотром афганских фотографий, рассказывают о военных событиях, о друзьях сослуживцах, организуют военно-спортивные эстафеты. Сейчас мы работаем над проектом «Живая память». Собираем сведения о воинах афганцах из нашего города, встречаемся и беседуем с родными, близкими, знакомыми. Отзывы учеников, участников таких мероприятий, подтверждают о необходимости этой работы.
Два последних учебных года плотно сотрудничаем с городскими организациями, оказывающими поддержку участникам специальной военной операции. В этом году стали участниками акции «Своих не бросаем». Мы не один раз были в швейбате «Красная Кама», ребята увидели, чем конкретно краснокамцы помогают участникам СВО, попробовали себя в роли закройщиков и изготовителей маскировочных сетей. Большое впечатление на них произвела встреча с родителями нашего класса, которые регулярно доставляют гуманитарную помощь и работают в госпитале Белгорода.
Наши юнармейцы стали участниками встречи с героями специальной военной операции, организованной для учащихся Краснокамска. Удачно был выбран формат диалога: ребята задавали вопросы, ветераны отвечали. Когда ребята делились впечатлениями о встрече с одноклассниками, отметили особо запомнившиеся моменты. Среди них был рассказ о чувствах, которые испытывают за «ленточкой» когда получают весточку от родных, или совсем незнакомых людей, написанные т души, с пожеланием скорейшей победы.
Мы с ребятами не остаемся в стороне: пишем письма, рисуем открытки, изготавливаем окопные свечи, собираем посылки, подготовили стихи о Родине, героях, героизме, лучшие выступления были записаны на видео ролики и отправлены на фронт. Такая работа находит живой отклик в сердцах ребят. Все ученики класса активно в ней участвуют, проявляя творческую инициативу и смекалку.
Выстроенная таким образом воспитательная работа, детям нравится, а для нас, педагогов она весома и значима, так как помогает воспитывать те чувства и ценности, которые востребованы в современном обществе. Знания, умения и навыки, полученные в результате такой деятельности, легче и прочнее усваиваются, у детей формируются коммуникативные компетентности, что особенно важно в современной реальности.
Ставя во главу угла воспитание, мы сотрудничаем с городским краеведческим музеем и картинной галереей, с музыкальной школой и ресурсным центром. Только так у участников образовательного процесса появляются возможности интересно жить и успешно осваивать социальное пространство.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя // М: Просвещение, 2018.
2. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 16-17
3. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. — 2017. — № 7. — С. 29—33.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.