Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
русская литература
10 кл
24.09.2018
Презентация составлена для урока литературы в 10 классе. Цель урока: сопоставить главные образы романа "Обломов" (Обломова и Штольца) и найти ответ на проблемный вопрос: Почему писатель не изобразил чудесного преображения Обломова?
В ходе беседы с обучающимися приходим к главному выводу: обломовщина-беда общества.
Штольц и Обломов.ppt
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Штольц
Штольц
и
и
Обломов
Обломов
Урок литературы
в 10 классе по
И.А.Гончарова
роману
«Обломов»
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Штольц — ум, сила,
Штольц — ум, сила,
уменье управлять собой,
уменье управлять собой,
другими, судьбой... А я? я я
другими, судьбой... А я?
— Обломов
— Обломов
Илья Обломов.
И. Гончаров. «Обломов»
...Это не жизнь!.. Это...
...Это не жизнь!.. Это...
какая-то... обломовщина...
какая-то... обломовщина...
Андрей Штольц.
И. Гончаров. «Обломов»
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Цель урока
Цель урока
Сопоставить образы
• Сопоставить образы
Штольца и Обломова.
Штольца и Обломова.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Основной
Основной
вопрос
вопрос
• Почему автор не
изобразил чудесного
преображения
Обломова?
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Что мы знаем о
Штольце?
портрет
гл. 2, часть 2.
История
Штольца
(краткий
пересказ).
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Что намеревался сделать
Штольц во имя спасения
друга?
• 2-й разговор Обломова и
Штольца
• (гл. 4. ч. 2) (новое
объяснение бездеятельности
Обломова.)
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• «Ах, Илья, Илья!.. Нет, я не оставлю так. Через
• «Я попробую приподнять тебя, может быть в
неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я
сообщу тебе подробный план о том, что я намерен
сделать с собой и с тобой, а теперь одевайся.
Постой, я встряхну тебя...» (2, III)
последний раз. Если ты и после этого будешь
сидеть вот тут с Тарантьевым или Алексеевым, то
совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе.
Теперь или никогда!» (2, IV)
• «Я не оставлю тебя так, я увезу тебя отсюда,
сначала за границу, потом в деревню: похудеешь
немного, перестанешь хандрить, а там сыщем и
дело...» (2, IV)
• «...Что с тобой?.. Ты знаешь меня: я давно задал
себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор
меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен.
Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой
так решили, так и будет... Едем же!.. Я готов
силой увезти тебя! Надо жить иначе, ты
понимаешь как...» (4, IX)
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Штольц
Штольц
предлагает:
предлагает:
труд – образ, содержание, стихия,
труд – образ, содержание, стихия,
цель жизни
цель жизни
настойчивость в достижении цели
равновесие практических сторон
с тонкими потребностями духа
движение
движение
не мечтать, а строго относиться
не мечтать, а строго относиться
к жизни, понимать ее
к жизни, понимать ее
активную коммерческую деятельность
активную коммерческую деятельность
стремление к пополнению деловых связей
стремление к постоянному
стремление к постоянному
пополнению знаний
пополнению знаний
Обломов
Обломов
мечтает:
мечтает:
«…небо синее – пресинее,
«…небо синее – пресинее,
……
одна сторона дома…
одна сторона дома…
обращена … к саду, к
обращена … к саду, к
полям
полям
другая к деревне. Надел
другая к деревне. Надел
быбы
шлафрок и походил бы
шлафрок и походил бы
попо
саду … поливал бы
саду … поливал бы
цветы,
цветы,
постригаю кусты,
постригаю кусты,
деревья.
деревья.
… … составляю букет для
составляю букет для
жены.
жены.
Потом иду в ванну или в
Потом иду в ванну или в
реку купаться,
реку купаться,
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
К какому итогу пришел Андрей Штольц?
Ю. С. Гершкович.
Штольц
Ю. С. Гершкович.
Обломов.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
В итоге Андрей Штольц
вынужден признать, что у него
ничего не получилось:
«Ты погиб, Илья! Этот дом, эта
• «Ты погиб, Илья! Этот дом, эта
женщина... весь этот быт» (4,
женщина... весь этот быт» (4,
IXIX). «Погиб!.. Что же я скажу
). «Погиб!.. Что же я скажу
Ольге?» (4, IXIX))
Ольге?» (4,
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Нам предстоит выяснить,
почему столь благородные
душевные порывы
Штольца не привели к
ожидаемому результату.
• Прав ли был автор, считая,
что именно такой человек,
как Штольц, способен
спасти Обломова?
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Мог ли такой человек, как Штольц,
• Мог ли такой человек, как Штольц,
пробудить душу Обломова?
пробудить душу Обломова?
• Познакомившись с Обломовым,
сформировав представление о его
индивидуальности и личностных
качествах, мы можем предположить
и то, каким должен быть человек,
чтобы ему было по силам пробудить
душу Обломова.
• Это должен быть человек, по
масштабу личности, по душевным
качествам равный Обломову,
которому Обломов доверяет,
близкий, дорогой его сердцу.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Какими чертами
Какими чертами
автор наделил
автор наделил
Андрея Штольца?
Андрея Штольца?
Можно ли
считать, что
образ Штольца
строго
противопоставл
ен образу
Обломова?
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
По каким критериям мы
По каким критериям мы
можем сопоставить наших
можем сопоставить наших
героев?
героев?
Образ жизни
• Образ жизни
Отношения с родителями
• Отношения с родителями
Отношение к учению
• Отношение к учению
Отношение к службе и к
• Отношение к службе и к
обществу
обществу
Понимание любви
• Понимание любви
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Образ жизни
Образ жизни
Различия Сходства
Различия Сходства
• Обломов и Штольц
— ровесники,
принадлежат
одному
социальному слою
• Обломов безвыездно
живет в одном городе
более 12 лет, и главное
его занятие— лежание;
• Штольц «беспрестанно
в движении». Обломов
еще только собирался и
готовился начать жизнь,
Штольц «все шел да
шел упрямо по
избранной дороге».
Обломов еще только
создавал в своем во
ображении картину
будущей жизни;
Штольц все делал
обдуманно и уверенно,
«как будто он жил
вторично».
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• И Обломов, и
Отношения с родителями
Отношения с родителями
• Обломов почти не
знал мужского
воспитания; отец же
Штольца, напротив,
стремился сделать
из своего сына
настоящего
мужчину, он был
сторонником
суровых методов
воспитания и не
позволял своей
жене жалостью и
излишней заботой
вмешиваться в его
общение с сыном.
Штольц с
нежностью
вспоминают о своих
мате рях, не в силах
сдержать слезы. Их
матери — образец
нежности,
заботливости —
дорожили
сыновьями,
стремились уберечь
их от опасностей,
не могли
налюбоваться на
своих детей.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Обломов учился
Отношение к учению
Отношение к учению
• И Обломову, и
Штольцу были
созданы
необходимые для
учения условия. Они
оба получили
хорошее
образование,
причем долгие
годы учились
вместе.
поневоле, не понимая,
за что ему было
уготовано это наказание
и зачем ему эти знания в
жизни; родители
стремились защитить
своего сына от тяжелого
учения. Образованием
Штольца руководил
отец, давал ему
ответственные
поручения и спрашивал
как со взрослого. Учился
Штольц отлично. И
скоро сам начал
преподавать
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Отношение к службе и к
Отношение к службе и к
• Ни Обломов, ни
обществу
обществу
Штольц не
считали, что
служба или
светское общество
имеют особое
значение в их
жизни. И Обломов,
и Штольц
находятся в
отставке.
• Обломову был чужд
образ жизни, который
требовала от него
служба, а также суета
и шум светской
жизни; он успешно
изолировал себя от
этих сфер жизни.
Штольц и на службе,
и в свете чувствовал
себя уверенно, но
никогда не придавал
этому особого
значения. Обломов
не бывает в свете;
Штольц, несмотря на
свою занятость,
успевает
показываться в
светском обществе.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Понимание любви
Понимание любви
• И Обломов, и
Штольц одарены
способностью
любить глубоко,
искренне.
• Для Обломова
любовь—
потрясение,
болезнь, она
доставляет ему
душевные и
физические
страдания. Для
Штольца любовь
— труд ума и души.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Почему автор не
изобразил чудесного
преображения
Обломова?
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Вывод
Вывод
Автор характеризует Штольца как
яркую, привлекательную личность;
если Обломов ленив, бездеятелен,
добродушен, беззлобен,
чувствителен, способен на
душевный порыв, нерешителен,
то Штольц активен, деятелен,
любезен, доброжелателен,
сосредоточен на своей цели,
погружен в размышления,
предусмотрителен, расчетлив,
быстро принимает решения.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Образы Обломова и Штольца
противопоставлены и по воспитанию, и по
отношению к учению, и по восприятию
любви... Однако нельзя сказать, что в
основе сравнения этих образов лежит
строгое противопоставление.
• Автор представил читателю две яркие
индивидуальности, внутренний мир
которых не исчерпывается только
взаимоисключающими характеристиками.
Он обращает внимание читателя на то,
что этих героев сближает: глубокая
привязанность к матери, воспоминания о
детстве и юности, способность глубоко и
искренне любить.
Очевидно, что Штольц — это именно тот
человек, который мог пробудить душу
Обломова.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Может быть, Обломов боялся
Может быть, Обломов боялся
довериться Штольцу?
довериться Штольцу?
• Какие отношения связывали
Обломова и Штольца?
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Характер
Характер
взаимоотношений
взаимоотношений
Обломова и Штольца
Обломова и Штольца
«Был ему (Обломову) по
сердцу один человек: тот тоже не
давал ему покоя; он любил и новости,
и свет, и науку, и всю жизнь, но как-
то глубже, искреннее — и Обломов
хотя был ласков со всеми, но любил
искренно его одного, верил ему
одному, может быть, потому, что рос,
учился и жил с ним вместе. Это
Андрей Иванович Штольц» (1, III).
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
«Как такой человек мог
быть близок Обломову,
в котором каждая
черта, каждый шаг, все
существование было
вопиющим протестом
против жизни Штольца?
Это, кажется, уже
решенный вопрос, что
противоположные
крайности если не
служат поводом к
симпатии, как думали
прежде, то никак не
препятствуют ей.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Притом их связывало детство и
школа — две сильные пружины, потом
русские, добрые, жирные ласки, обильно
расточаемые в семействе Обломова на
немецкого мальчика, потом роль
сильного, которую Штольц занимал при
Обломове и в физическом, и в
нравственном отношении, а наконец, и
более всего, в основании натуры
Обломова лежало чистое, светлое и
доброе начало, исполненное глубокой
симпатии ко всему, что хорошо и что
только отверзалось и откликалось на зов
этого простого, нехитрого, вечно
доверчивого сердца.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Андрей часто, отрываясь от дел
или из светской толпы, с вечера, с
бала ехал посидеть на широком
диване Обломова и в ленивой
беседе отвести и успокоить
встревоженную или усталую душу
и всегда испытывал то
успокоительное чувство, какое
испытывает человек, приходя из
великолепных зал под собственный
скромный кров или возвратясь от
красот южной
природы в березовую рощу,
где гулял еще ребенком» (2, II).
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Вывод
• Очевидно, что Обломова и Штольца
связывали не только общие страницы
биографии. Они дорожили друг другом,
всегда были рады встрече, умели ценить
лучшие качества и быть снисходительными
к слабостям друг друга. Их отношения —
глубокая душевная привязанность,
искренние сердечные чувства. Обломов и
Штольц были необходимы друг другу и
были благодарны судьбе за то, что она
послала им друг друга.
• Обломов доверял Штольцу, верил, что он
сможет помочь ему, ждал от него помощи.
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Обломов
Обломов
Штольц
Штольц
Образ жизни
Образ жизни
Праздность,
пассивность
Отношение к
Отношение к
семье и
семье и
родителям
родителям
Отношение к
Отношение к
образованию
образованию
Поведение в
Поведение в
обществе и на
обществе и на
службе
службе
Восприятие
Восприятие
Светлые
воспоминания о
детстве и
привязанность к
матери
Отсутствие интереса
к науке
Скептическое
отношение к жизни
деловых людей, культ
покоя, безделья
Способность на
Активность, кипучая
коммерческая
деятельность
Светлые
воспоминания о
детстве и
привязанность к
матери
Стремлению к
постоянному
пополнению знаний
Стремление к
пополнению деловых
связей, культ труда
Способность на
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Спасибо за
работу на
уроке
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Домашнее задание
Домашнее задание
• Роман должен быть прочитан
полностью.
• По тексту глав 2, V; 2, VI; 2, VIII; 2, IX; 2, X
составьте композицию на тему: «Обломов и
Ольга: пробуждение любви»;
• По тексту глав 3,1; 3, Ш; 3, IV; 3, VII; 3, VIII; 3,
XI; 3, XII; 4, VI составьте композицию на тему
«Обломов и Ольга: несбывшиеся мечты»;
• Подготовьте сообщение на тему «История
любви Штольца и Ольги» (главы 2, V; 4, IV;
4, VIII);
• Подготовьте сообщение на тему «Обломов и
Агафья Матвеевна» (главы 3, II; 3, Ш; 3, VI;
4,1; 4, IX; 4, X).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.