Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Оценка 4.6

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
русская литература
10 кл
24.09.2018
Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Презентация составлена для урока литературы в 10 классе. Цель урока: сопоставить главные образы романа "Обломов" (Обломова и Штольца) и найти ответ на проблемный вопрос: Почему писатель не изобразил чудесного преображения Обломова? В ходе беседы с обучающимися приходим к главному выводу: обломовщина-беда общества.
Штольц и Обломов.ppt

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Штольц Штольц и и Обломов Обломов Урок литературы в 10 классе по И.А.Гончарова роману «Обломов»

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Штольц — ум, сила, Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, уменье управлять собой, другими, судьбой... А я?  я я другими, судьбой... А я? — Обломов — Обломов Илья Обломов. И. Гончаров. «Обломов»     ...Это не жизнь!.. Это... ...Это не жизнь!.. Это... какая-то... обломовщина... какая-то... обломовщина... Андрей Штольц. И. Гончаров. «Обломов»

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Цель урока Цель урока Сопоставить образы • Сопоставить образы Штольца и Обломова. Штольца и Обломова.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Основной Основной вопрос вопрос • Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова?

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Что мы знаем о Штольце? портрет  гл. 2, часть 2.  История  Штольца  (краткий  пересказ).

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга? • 2-й разговор Обломова и Штольца • (гл. 4. ч. 2) (новое объяснение бездеятельности Обломова.)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• «Ах, Илья, Илья!.. Нет, я не оставлю так. Через • «Я попробую приподнять тебя, может быть в неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен сделать с собой и с тобой, а теперь одевайся. Постой, я встряхну тебя...» (2, III) последний раз. Если ты и после этого будешь сидеть вот тут с Тарантьевым или Алексеевым, то совсем пропадешь, станешь в тягость даже себе. Теперь или никогда!» (2, IV) • «Я не оставлю тебя так, я увезу тебя отсюда, сначала за границу, потом в деревню: похудеешь немного, перестанешь хандрить, а там сыщем и дело...» (2, IV) • «...Что с тобой?.. Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен. Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет... Едем же!.. Я готов силой увезти тебя! Надо жить иначе, ты понимаешь как...» (4, IX)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Штольц Штольц предлагает: предлагает: труд – образ, содержание, стихия, труд – образ, содержание, стихия, цель жизни цель жизни настойчивость в достижении цели равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа движение движение не мечтать, а строго относиться не мечтать, а строго относиться к жизни, понимать ее к жизни, понимать ее активную коммерческую деятельность активную коммерческую деятельность стремление к пополнению деловых связей стремление к постоянному стремление к постоянному пополнению знаний пополнению знаний Обломов Обломов мечтает: мечтает: «…небо синее – пресинее, «…небо синее – пресинее, …… одна сторона дома… одна сторона дома… обращена … к саду, к обращена … к саду, к полям полям другая к деревне. Надел другая к деревне. Надел быбы шлафрок и походил бы шлафрок и походил бы попо саду … поливал бы саду … поливал бы цветы, цветы, постригаю кусты, постригаю кусты, деревья. деревья. … … составляю букет для составляю букет для жены. жены. Потом иду в ванну или в Потом иду в ванну или в реку купаться, реку купаться,

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
К какому итогу пришел Андрей Штольц? Ю. С. Гершкович. Штольц  Ю. С. Гершкович.                                                                    Обломов.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
В итоге Андрей Штольц вынужден признать, что у него ничего не получилось: «Ты погиб, Илья! Этот дом, эта • «Ты погиб, Илья! Этот дом, эта женщина... весь этот быт» (4, женщина... весь этот быт» (4, IXIX). «Погиб!.. Что же я скажу ). «Погиб!.. Что же я скажу Ольге?» (4, IXIX)) Ольге?» (4,

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Нам предстоит выяснить, почему столь благородные душевные порывы Штольца не привели к ожидаемому результату. • Прав ли был автор, считая, что именно такой человек, как Штольц, способен спасти Обломова?

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Мог ли такой человек, как Штольц, • Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова? пробудить душу Обломова? • Познакомившись с Обломовым, сформировав представление о его индивидуальности и личностных качествах, мы можем предположить и то, каким должен быть человек, чтобы ему было по силам пробудить душу Обломова. • Это должен быть человек, по масштабу личности, по душевным качествам равный Обломову, которому Обломов доверяет, близкий, дорогой его сердцу.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Какими чертами Какими чертами автор наделил автор наделил Андрея Штольца? Андрея Штольца? Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставл ен образу Обломова?

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
По каким критериям мы По каким критериям мы можем сопоставить наших можем сопоставить наших героев? героев? Образ жизни • Образ жизни Отношения с родителями • Отношения с родителями Отношение к учению • Отношение к учению Отношение к службе и к • Отношение к службе и к обществу обществу Понимание любви • Понимание любви

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Образ жизни Образ жизни Различия Сходства Различия Сходства • Обломов и Штольц — ровесники, принадлежат одному социальному слою • Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие— лежание; • Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в своем во ображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично».

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• И Обломов, и Отношения с родителями Отношения с родителями • Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с сыном. Штольц с нежностью вспоминают о своих мате рях, не в силах сдержать слезы. Их матери — образец нежности, заботливости — дорожили сыновьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Обломов учился Отношение к учению Отношение к учению • И Обломову, и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе. поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Отношение к службе и к Отношение к службе и к • Ни Обломов, ни обществу обществу Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке. • Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от этих сфер жизни. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Понимание любви Понимание любви • И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне. • Для Обломова любовь— потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь — труд ума и души.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова?

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Вывод Вывод Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспитанию, и по отношению к учению, и по восприятию любви... Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. • Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает: глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности, способность глубоко и искренне любить. Очевидно, что Штольц — это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Может быть, Обломов боялся Может быть, Обломов боялся довериться Штольцу? довериться Штольцу? • Какие отношения связывали Обломова и Штольца?

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Характер Характер взаимоотношений взаимоотношений Обломова и Штольца Обломова и Штольца «Был ему (Обломову) по сердцу один человек: тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как- то глубже, искреннее — и Обломов хотя был ласков со всеми, но любил искренно его одного, верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц» (1, III).

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
«Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решенный вопрос, что противоположные крайности если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Притом их связывало детство и школа — две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом, и в нравственном отношении, а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
• Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком» (2, II).

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Вывод • Очевидно, что Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии. Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения — глубокая душевная привязанность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга. • Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Обломов Обломов Штольц  Штольц Образ жизни Образ жизни Праздность, пассивность Отношение к Отношение к семье и семье и родителям родителям Отношение к Отношение к образованию образованию Поведение в Поведение в обществе и на обществе и на службе службе Восприятие Восприятие Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери Отсутствие интереса к науке Скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделья Способность на Активность, кипучая коммерческая деятельность Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери Стремлению к постоянному пополнению знаний Стремление к пополнению деловых связей, культ труда Способность на

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Спасибо за работу на уроке

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)

Обломов и Штольц (Сопоставительная характеристика)
Домашнее задание Домашнее задание • Роман должен быть прочитан полностью.  • По тексту глав 2, V; 2, VI; 2, VIII; 2, IX; 2, X составьте композицию на тему: «Обломов и Ольга: пробуждение любви»; • По тексту глав 3,1; 3, Ш; 3, IV; 3, VII; 3, VIII; 3, XI; 3, XII; 4, VI составьте композицию на тему «Обломов и Ольга: несбывшиеся мечты»; • Подготовьте сообщение на тему «История любви Штольца и Ольги» (главы 2, V; 4, IV; 4, VIII); • Подготовьте сообщение на тему «Обломов и Агафья Матвеевна» (главы 3, II; 3, Ш; 3, VI; 4,1; 4, IX; 4, X).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2018