Обмен опытом по теме "Организация работы на пришкольном участке. как средство экологического воспитания и профориентации школьников в условиях сельской школы""
Оценка 5

Обмен опытом по теме "Организация работы на пришкольном участке. как средство экологического воспитания и профориентации школьников в условиях сельской школы""

Оценка 5
doc
17.12.2023
Обмен опытом по теме "Организация работы на пришкольном участке. как средство экологического воспитания и профориентации школьников в условиях сельской школы""
Межина Пришкольный участок как средство.doc

Межина Ирина Васильевна, учитель биологии                                            МБОУ «Черлакская СОШ» Нововаршавского                                             муниципального района Омской области

Организация работы на пришкольном участке как средство экологического воспитания и профориентации обучающихся в условиях сельской школы

Аннотация

В работе раскрываются подходы организации работы на пришкольном участке с обучающимися в сельской школе, где ведущими направлениями в воспитательной работе являются экологическое воспитание, трудовое воспитание, профориентация(выбор обучающимися сельскохозяйственных профессий). Главная цель, которую преследуют педагоги при этом-это привить любовь к земле, способствовать тому, чтобы сельские дети возвращались в село, развивали современный бизнес в сельском хозяйстве. Новой формой профориентации в школе являются фермерские уроки и межпоселенческий муниципальный Агрокласс.

К работе в качестве приложения прикладывается презентация с фотографиями работы школьников на учебно-опытном участке, папка с нормативными документами о пришкольном участке, отчетом работы за 2016 год, результатами работы(грамотами, фотографиями, учебно-исследовательскими работами учеников) на всех отделах участка.

Земля от века учит жить правдиво,

Её уроки не забыть вовек…

Система образования нашей школы и всего Нововаршавского района отличается инновационным содержанием. Содержание является результатом поиска новых направлений в воспитании сельских детей. Почему сельских? Потому что на них лежит особая гражданская миссия по сохранению сельского образа жизни, сельской укладности, которая претерпела значительные изменения за последнее время. Именно село понесло глобальные потери в прошлом времени, так как потеряло все сложившиеся десятилетиями устои хозяйствования на земле. Сельскохозяйственные производства  утратили свою ценность, так как не смогли удержаться в вихре нового времени.  Из села стали уезжать люди в поисках работы, нарушилась система жизни селян.

Сегодня мы понимаем: детям села необходимо образование, основанное на опыте самостоятельной  практической деятельности. Ведь сельская школа имеет свои особенности,  и, это прежде всего, включенность детей в сельскохозяйственный труд. Социокультурное окружение накладывает отпечаток на образование сельского школьника. Дом, семья, улица, друзья,  история села, традиции и обычаи… А ещё- земля, связь  с которой на селе ощущается особо.     

Сельский ребенок - деятельный участник всех забот и трудов семьи с самого раннего детства, у него есть свои обязанности. Он помогает родителям на огороде. У сельских ребят происходит тесное общение с миром природы. Поэтому мы уверены в том, что именно земля, труд на ней должны стать основой сельского образования.

         Трудовая деятельность школьников, связанная с работой на земле, должна быть организована с целью нравственного воспитания школьников. Самый здоровый патриотизм – любить свою землю и уважать труд тех, кто работает на ней. Задача воспитания в детях качеств рачительного хозяина, патриота своего края, является важной не только для школы, но и для всего сельского сообщества. Вырастить  настоящего хозяина своей земли – значит обеспечить селу будущее, позаботься о его развитии и процветании.

Мы убеждены: ученики сельской школы должны получать необходимую подготовку не только для трудовой деятельности в сельскохозяйственной деятельности. Изучение принципов и содержание аграрного производства, участие школьников в этом труде дают возможность иметь определенные производственные и трудовые навыки, готовят молодежь к труду, к настоящей полноценной жизни.

         Ориентир на подготовку сельского выпускника к жизни в условиях рынка, приоритет трудового воспитания, организация культуротворческой деятельности на земле не могут не привести к желаемым результатам.

Организация работы на учебно-опытном участке

В Уставе нашей школы записано о том, что ученики 5-10 классов должны добровольно летом отработать определенное количество часов на пришкольном участке. Отдельным локальным актом администрация школы издает приказ о графике работы школьников.  Обучающиеся вместе с родителями  заполняют анкету добровольного согласия на работу на пришкольном участке.

Обучающиеся 5 класса отрабатывают 12 часов, 6-10 классов 36 часов.

Наша сельская школа насчитывает всего113 человек, в т.ч. обучающихся начальных классов – 53 человека, 5-11 классов –60 человек.

Таким образом, школьную территорию поддерживают в порядке, растят урожай овощных культур всего 54 ученика под руководством учителей.

Общая площадь территории школы – 3 га. Площадь  учебно-опытного участка – 0,4 га.

Пришкольный участок расположен с восточной стороны школы, хорошо освещен, имеется летний водопровод. Тип почвы на участке -сероземы.

         Работы проводятся только в открытом грунте, теплицы нет.

Отделы пришкольного участка в 2016 году:

1.Производственный                                                                            2.Исследовательский                                                                                  3.Декоративный                                                                                                         4.Плодово-ягодный                                                                                                          5.Отдел лекарственных трав                                                                                                          6. Дендрологический                                                                                                            7.Коллекционный

Работу на участке организуют:

      Заведующий учебно-опытным участком – Межина Ирина Васильевна, учитель биологии.

      Заведующий производственным отделом – Артемьева Нина Романовна, учитель технологии.

      Ученический орган - экологический отряд «Радуга», который функционирует в школе более 15 лет. Ребята из отряда вместе со взрослыми педагогами планируют, организуют экологическую работу в школе  и работу на пришкольном участке. Отряд поделен на мобильные звенья, в составе которых по 3-5 человек.                                

Звенья отряда:

- «Исследователи» - ведут исследовательские работы на участке;                                  -«Интеллектуалы» - участвуют в экологических, трудовых конкурсах на всех уровнях (от муниципального до Международного);                                                        - «Трудовое звено» -организуют работу во всех отделах участка;                                       - «Волонтеры» -  пропагандируют здоровый образ жизни.    

          Работа на участке позволяет осуществлять отобранные  нами направления в   воспитательной работе с обучающимися,                  приоритетными направлениями в школе являются:                                               

1.Экологическое воспитание

2.Трудовое воспитание

3.Профориентация (выбор обучающимися сельскохозяйственных профессий)

Для нас понятия «экология» и «труд» не разделимы. Мы учим наших детей трудиться во имя природы, а труд происходит на природе, с природными объектами.

Поэтому легко совмещаем экологическое и трудовое воспитание. Например, участвуя в Международном проекте «Мосты дружбы» одним из практических заданий необходимо было посадить деревья и отправить фотоотчет после его выполнения. Ребята посадили в дендрологическом отделе участка 10 саженцев сосен. Принимая участие на протяжении нескольких лет во Всероссийском дистанционном проекте «Зеленые школы России» проводим «Зеленый субботник», очищаем зеленую изгородь школы.

В региональном экологическом конкурсе «Белая береза» участвуем со своими исследовательскими работами, которые проводим в исследовательском отделе участка. А в номинации «Фотография» всегда стараемся сфотографировать живой объект именно с пришкольного участка, например, яблоню в цвету или необычный куст сирени и т.д.

(фотографии в приложении)  

2017 год  был объявлен Указом Президента России  годом экологии. Не случайно именно нашей школе дали право открыть год экологии в Нововаршавском  районе, так как экологическое воспитание в школе ведется на должном уровне уже много лет. Открытие года экологии состоялось в рамках муниципального образовательного туризма, где мы делились опытом работы в данном направлении с директорами и заместителями директоров  школ района. О наших достижениях часто пишут в районной газете «Целинник», наших ребят из экологического отряда знают за пределами не только района, но и области, так как именно ребята нашего экологического отряда не раз представляли район, защищали честь района на разных экологических слетах, форумах и конкурсах.

(о работе по  экологическому воспитанию можно судить по фотографиям на сайте школы, в папке о результатах работы)

Трудовое воспитание осуществляется непосредственно во время работы на пришкольном участке.

В исследовательском отделе участка ученики проводят исследования, запускают проекты на овощных и зерновых культурах. Мною создан банк учебно-исследовательских работ школьников разных лет. Ребята имеют доступ к банку работ,  могут продолжить интересующую их тему, расширить область исследования.

На год составляется план исследовательских работ в зависимости от спроса. Мы всегда стараемся провести исследование нужное нам в школе или хозяйствующим на территории поселения фермерским хозяйствам. Результаты исследования внедряем в производственный отдел при выращивании растений. Так в прошлом учебном году было проведено исследование по теме: «Сортоизучение томатов», в результате которого было выяснено, что высокорослые сорта, требующие пасынкования,  дают более больший урожай по сравнению с низкорослыми сортами, которые пасынковать не нужно. Уже в этом году в производственном отделе были высажены томаты высокорослых сортов и получен урожай плодов намного больше, чем в прошлом году.

По просьбе руководителей КФХ мы проводим исследования на зерновых культурах, в частности по яровой пшенице – основной культурой производимой фермерскими хозяйствами.

В 2016 году провели исследование по выявлению экологически чистых способах выращивания яровой пшеницы. Своими выводами поделились на Совете фермерских хозяйств (их у нас в поселении три), руководители которых заверила нас, что будут теперь меньше применять гербициды и пестициды в борьбе с сорной растительностью и насекомыми –вредителями сельскохозяйственных культур.      

Исследования, выполненные на основе опытов и наблюдений на пришкольном участке, обучающиеся представляют на муниципальных, региональных  и  Всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах, отмечены дипломами победителей и лауреатов.                      Исследовательская  и опытническая деятельность, связанные с трудом на земле, - залог успеха ребенка, особенно сельского.                                                              Исследовательские работы и проекты учеников можно посмотреть на сайтах учителя:                             http://imezhina.blogspot.ru,

http://www.wiki.omskedu.ru

http://multiurok.ru/mezhina/files, 

http://учительский.сайт/

Производственный отдел для нас в первую очередь-это средство удешевления школьного питания. Все выращенные нами овощи мы сдаем в школьную столовую, которые идут на питание школьникам. Это особенно ценно, так как на территории села существуют только фермерские хозяйства зерноводческого направления, работы всем не хватает и многие вынуждены работать вахтовым способом. Мы с ребятами,  кладовщиком, медсестрой подсчитали по урожаю прошлого 2016 года на сколько рублей в месяц мы смогли удешевить плату за питание. Получилось, что только за счет того, что мы полностью на весь учебный год обеспечиваем столовую картофелем, томатами, огурцами, капустой, морковью, свеклой, зеленью (её мы сушим) мы экономим 243 рубля в месяц. Для нашего населения это солидная сумма. К тому же  если в семье не один, а два или три ученика, и если учесть что ученик питается в школе все девять месяцев, то сумма набегает приличная. Понимая, что работа на участке оказывает ещё и материальную поддержку семьям, все школьники с удовольствием отрабатывают летом на участке свои положенные часы, проблем по этому поводу не возникает, как это бывает в других школах, ведь дети работают добровольно при согласии родителей.

         Так как площадь производственного отдела большая, а учеников мало, то мы освоили ещё одну, эффективную на наш взгляд форму работы - семейно-школьный подряд. Ежегодно находятся семьи(преимущественно малообеспеченные), желающие не только принести пользу родной школе, но пополнить семейный бюджет.

По итогам работы на пришкольных участках ежегодно в районе проводятся выставки-ярмарки «Росток» и «Урожай» года,  это - бренд нашего Нововаршавского района, где каждая школа демонстрирует итоги своего труда. Это событие проходит в районном центре на центральной площади, где собирается население всего района, и  всегда присутствуют представители областного Министерства образования, Министерства Сельского хозяйства, депутаты законодательного собрания Омской области и т.д.                                                                                                                                        Каждый год выставки носят тематический характер и имеют определенные номинации. В 2016 году прошла выставка-ярмарка на тему «Светла земля, где мы живем». По итогам выставки определяется школа-победитель, которая представляет район на областном конкурсе «Урожай года». Наша Черлакская школа неоднократно становилась победителем районного конкурса, а в 2017 году стала победителем областного конкурса.

(Опыт проведения выставок описан в книге, выпущенной комитетом по образованию и связям с профессиональной школой Нововаршавского муниципального района Омской области в 2017 году)

В декоративном отделе мы выращиваем цветы. Запускаем среди школьников и участников экологического отряда проекты по оформлению цветочных клумб. Ребята по желанию индивидуально или в группе выполняют проект, защищают его, а летом на участке эти клумбы мы создаем. Ребята с удовольствием работают над проектами, так как летом видят воплощение своего умственного труда через применение труда физического.

Ученики из звена волонтеров в этом году в результате исследовательского проекта  «Здоровье своими руками» предложили создать на участке отдел лекарственных трав с целью получения собственного лекарственного сырья, которое будет использоваться медицинской сестрой в период инфекционных заболеваний. Ребята высадили пока только лекарственное растение-календулу, собрали по всем правилам и высушили цветы, т.е. заготовили сырьё, теперь совместно с медсестрой будут проводить исследование «Использование настоев календулы в целях профилактики простудных заболеваний учеников Черлакской школы»

Профориентационная работа, как и все остальные, в школе ведется системно, ежегодно через такие формы как:

1.Занятия в муниципальном агроклассе

2.Фермерские уроки

3.Сотрудничество с ОмГАУ (Омским Государственным Аграрным Унивеситетом)

В 2008 году в школе был создан инновационный проект «Становление аграрной школы в условиях сельской местности как ресурсного центра по формированию жизненного самоопределения обучающихся», в 2013 году он был реализован.  На основе данного проекта в 2014 году в районе создан муниципальный межпоселенческий  Агрокласс, который ориентирует ребят на выбор сельскохозяйственных профессий.

В нашей школе освоена новая форма проведения уроков не учителями -это фермерские уроки.

Выступая как наши социальные партнеры на встречах фермеры проводят для обучающихся  «уроки» -  уроки любви к труду и селу, уважения к земле, уроки управления и созидания. Профориентационный и одновременно ценностный компонент сочетается в их выступлениях. Прямой диалог, непринужденная манера подачи материала, наглядность производства, ответы на интересующие ребят вопросы- все это позволяет обучающимся не только получать представление о современном агробизнесе, но и, возможно, пересмотреть свое неполное представление о данной отрасли. Перед ребятами выступают фермеры не только нашего поселения, но и из других поселений района, которые уверенно, с любовью говорят о своей работе.

(Опыт проведения фермерских уроков и работы Агрокласса описан в книге, выпущенной комитетом по образованию и связям с профессиональной школой Нововаршавского муниципального района Омской области в 2017 году)

С целью привлечения ребят в родное село, к работе на земле мы установили тесное сотрудничество с  Омским Государственным Аграрным Университетом. Преподаватели Университета приезжают к нам в школу. Проводят беседы, консультации по предметам, рассказывают о преимуществах сельскохозяйственных профессий. В свою очередь и мы с учениками частые гости этого учебного заведения.

В результате проводимой профориентационной работе осуществляется ежегодный выбор обучающимися профессий сельскохозяйственной направленности.

Считаю. Что основная задача сельского учителя – воспитать в детях любовь к земле, чтоб с ней не утерять родства…

Есть надежда. Что молодые поймут мудрость народной истины: «Где родился, там и пригодился». Поймут и останутся жить на селе. Значит не оскудеет родная земля.

Именно на это надеемся мы и педагоги всего Нововаршавского района. Мы понимаем: будет жить село или нет, зависит от тех, кто сидит сегодня за партой. А любовь к земле – лучший учебник. Ведь уроки земли – самые мудрые, ибо они – на века…

2019 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

ЦИФРОВАЯ СПРАВКА

по итогам натуралистической и опытнической работы

на пришкольном учебно-опытном участке МБОУ «Черлаксая СОШ» за 2019 год

1. Площадь учебно-опытного участка (га): 0,4 га

2. Поставлено опытов (всего):                     4

в т.ч.:    учебных -                                      1

по заданию учёных -                    --

по заданию специалистов с/х -   1

 

3. Количество:    теплиц -                                0

парников -                           0

овощехранилищ -               1

4. Количество кружков

биологических - 1 «Культуротворческая деятельность на земле», в нем учеников: 15

Экологический отряд -1 «Радуга»  в нем учеников: 17

5. Площадь производственных отделов:        0,3 га

6. Собрано овощей с УОУ и производственного отдела всего (кг.): 2583

в т.ч.     картофель -           900

капуста -               500

томаты    -             350

кабачки -              300

морковь  -             140

свекла     -             120

огурцы    -             270

зелень (укроп, петрушка)  -  3

7. Площадь (га), занятая:

- плодовыми культурами и ягодниками – 0,1 га.

8. Количество учащихся, поступивших в отчётном году по с/хозяйственной

специальности:

в средние специальные учебные заведения – 1 человек

в высшие учебные заведения -   3

9. Количество:

экологических площадок всего (лето)- 1    в них учащихся:  36

трудовых объединений всего -   11  в них учеников: 54

звеньев опытников всего -      4      в них учеников:   16

     

 

Директор школы                                                                                Заведующий УОУ

(подпись, печать)                                                                                (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Межина Ирина Васильевна, учитель биологии

Межина Ирина Васильевна, учитель биологии

А ещё- земля, связь с которой на селе ощущается особо

А ещё- земля, связь с которой на селе ощущается особо

Общая площадь территории школы – 3 га

Общая площадь территории школы – 3 га

Для нас понятия «экология» и «труд» не разделимы

Для нас понятия «экология» и «труд» не разделимы

Так в прошлом учебном году было проведено исследование по теме: «Сортоизучение томатов», в результате которого было выяснено, что высокорослые сорта, требующие пасынкования, дают более больший…

Так в прошлом учебном году было проведено исследование по теме: «Сортоизучение томатов», в результате которого было выяснено, что высокорослые сорта, требующие пасынкования, дают более больший…

Понимая, что работа на участке оказывает ещё и материальную поддержку семьям, все школьники с удовольствием отрабатывают летом на участке свои положенные часы, проблем по этому…

Понимая, что работа на участке оказывает ещё и материальную поддержку семьям, все школьники с удовольствием отрабатывают летом на участке свои положенные часы, проблем по этому…

Профориентационная работа, как и все остальные, в школе ведется системно, ежегодно через такие формы как: 1

Профориентационная работа, как и все остальные, в школе ведется системно, ежегодно через такие формы как: 1

Есть надежда. Что молодые поймут мудрость народной истины: «Где родился, там и пригодился»

Есть надежда. Что молодые поймут мудрость народной истины: «Где родился, там и пригодился»

ЦИФРОВАЯ СПРАВКА по итогам натуралистической и опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке

ЦИФРОВАЯ СПРАВКА по итогам натуралистической и опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке

Директор школы

Директор школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2023