«ОБНОВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ, НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ»
(выступление на городских педагогических чтениях на августовской конференции)
Марахова Наталья Владимировна
Учитель начальных классов, I квалификационная категория
Коммунальное государственное учреждение «Школа-лицей № 6 отдела образования акимата города Экибастуза»
Экибастуз, Павлодарская область
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»
К.Д. Ушинский
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Марахова Наталья Владимировна. Я учитель начальных классов, работаю в школе-лицее № 6 г. Экибастуза.
В условиях обновленного содержания образования изменился подход к стратегиям обучения, подходам преподавания и системе оценивания в целом.
Теперь программа ОСО предполагает внедрение активных форм обучения, в ходе которых учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания.
Такую задачу легко решить, путем применения эффективных подходов в обучении.
АМО «ГЕКСАГОН-КАРТЫ»
В своей педагогической деятельности я применяю разные активные методы, один из них «Гексагон-карты». Этот метод уместно использовать после изучения раздела или даже художественного произведения.
Гексагон-карты – шестиугольники. Данный АМО – ментальная карта. Используя карту, как опорную схему, учащиеся более глубоко вникают в материал и, на подсознательном уровне, лучше его запоминают.
Он позволяет систематизировать знания учащихся по определенной теме, проанализировать, проследить причинно-следственные связи, чувства и действия персонажей, выявить идею, тему. Дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы, предмета).
На республиканском семинаре в г.Аксу, который проходил в апреле этого года, я на практике показала, как эффективно применять этот активный метод обучения на уроках литературного чтения, русского языка, самопознания.
Приведу пример по произведению Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Дети работают в небольших группах. После прочтения рассказа в центр листа А3 клеят гексагон в надписью «Серая Шейка». И дальше начинается творческая работа над генерацией идей и способом расположения сот. Возможен вариант – по цветам: синий - герои рассказа, красный – чувства, эмоции, переживания героев, желтый – поступки и т.д. На выполнение работы предоставляется 15 минут. Затем учащиеся выходят к доске с демонстрацией своего мини-проекта. Перед началом работы оговариваются критерии оценивания проектов: соответствие содержанию текста, эстетичность оформления, идея и т.д.
АМО – BUBBL.US
BUBBL.US - это онлайн-сервис создания интеллект-карт и проведения мозгового штурма.
Bubbl.us — это простой сервис для создания схем, диаграмм, их экспорта.
Из своей практики скажу, что создание опорных интеллект-карт позволяет лучше запомнить большой объём учебного материала. Можно увеличивать схему по мере прохождения материала.
АМО – MindMeister
Аналоговым онлайн-ресурсом ментальной карты является MindMeister. В сервис можно загружать свои файлы и изображения, экспортировать наработки в форматы Word и PowerPoint, добавлять ссылки, аудио и видеоизображения.
ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»
Все учителя начальных классов нашего лицея участвуют в международном проекте по созданию продуктивных заданий по разным предметам. Я являюсь модератором группы от Экибастуза. И в ходе выполнения 2 этапа в июне я изучила инновационный опыт наших коллег из Минска (Беларусь) Тихоновецкой Инги Петровны и Курвитс Марины из Таллина (Польша). Они активно внедряют в своей работе технологию «перевернутый класс».
О перевернутом классе, скорее всего, наслышан каждый учитель. Последние годы он является трендом как в высшем, так и в школьном образовании.
Что такое перевернутый класс?
«Перевернутый класс» это инновационный сценарий обучения, который получил широкую популярность благодаря возможностям цифровых инструментов. Его отличие от традиционного сценария заключается в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видео-лекции, аудио-лекции, интерактивные материалы и т.п.) , а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, и на создание учениками нового учебного продукта.
В качестве подготовительной работы проводится входное анкетирование перед изучением новой темы. Учитель составляет интерактивные викторины на сайте Quizzes, маршрутные и оценочные листы. ФО проводится в кунделике и в приложении ClassDojo.
АМО «PLICKERS»
Программа работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами.
Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке. Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, ребёнок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.
В этом режиме достаточно просто навести телефон на учеников — приложение автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу. При этом можно не бояться «считать» один код несколько раз — Plickers учтёт только один, самый последний ответ.
Сразу же при наведении телефона на ученика, высвечивается его фамилия и зеленый значок, если ученик правильно ответил или красный, в случае ошибки.
Самое главное в этом всём — начать. Использование Plickers на уроке позволяет учителю упростить себе жизнь и улучшить обратную связь между собой и классом. Для детей это приложение — своего рода развлечение, позволяющее немного отвлечься от рутинных уроков и в игровой форме отвечать на вопросы. Самое главное, что Plickers — это очень простая технология, которая не требует практически ничего, и которую любой учитель может начать применять хоть завтра. Так давайте начнём!
Используя данные активные методы обучения, могу с уверенностью сказать, что повышается внутренняя мотивация учащихся и, как следствие, качество НУЗ. Эффективность данных приемов в рамках реализации ОСО позволяет утверждать, что АМО – это веяние времени.
Подводя итоги, скажу, учитель – это творец своего урока и единственный путь, ведущий к успеху, - деятельность. Поэтому желаю вам активной творческой деятельности и новых идей!
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо, коллеги, вам за внимание! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.