Обновлённые ФГОС: к каким изменениям готовиться школе в 2022 году? (Слайд 1)
Слайд 2 Фото
Мы с вами все находимся в начале большого, непростого, но очень
важного пути – пути по воссозданию единого образовательного пространства
в Российской Федерации. 31 мая 2021 года были утверждены Федеральные
государственные стандарты начального общего и основного общего
образования. Эти стандарты имеют по отношению к прежним ряд
особенностей.
Главное это то, что в стандарте появилось содержание образования. Все
вы знаете, как непросто двигался этот вопрос: были очень диаметральные
точки зрения, были оживленные дискуссии. Но тем не менее нельзя не
признать, что конструкция, когда стандарты не содержат четких
содержательных ориентиров, примерные основные образовательные
программы, не задавала достаточно жесткой рамки для того, чтобы мы все
понимали, чему и как мы учим детей. И можно много говорить о
вариативности образовательного процесса, но в первую очередь нельзя
забывать о равном доступе всех детей к качественному образованию.
Слайд 3
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Слайд 4
Методологическая основа ФГОС
Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни.
Слайд 5
Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
Слайд 6
ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую ступень. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
Слайд 7
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».
Актуальный текст государственных образовательных стандартов размещён на официальном сайте fgos.ru.
Слайд 8
Таблица ФГОС на слайде
Слайд 9
ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Слайд 10
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Слайд 11
Второе поколение образовательных стандартов
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действовало до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Слайд 12
Министерством просвещения утверждены обновлённые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее –НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
Слайд 13
Главной задачей обновлённых ФГОС заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Обновлённые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Слайд 14
В документах отмечается, что ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Слайд 15 Главные отличия
Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки. Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: весь учебный процесс будет описан очень подробно. В документе будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Также упор сделан на применении знаний на практике.
Слайд 16
ПОЗИТИВНЫЕ МОМЕНТЫ:
-повышается прозрачность системы образования;
-любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей;
- качество образования повысится за счет единства содержания; - достижение личностных результатов, которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, будет направлено на реализацию программы воспитания;
- определена система требований к тому, как должна реализовываться образовательная программа, что позволит создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование.
Слайд 17
Другие грядущие изменения
Шахматы в начальной школе
Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.
Слайд 18
Второй иностранный язык
Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.
ЕГЭ по иностранному языку
В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.
Слайд 19
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Министерство просвещения поясняет, что о введении нового предмета речь не идет, так как это повысит нагрузку на учащихся. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов «Окружающий мир»,
«Математика», «Обществознание», «Информатика», «География» и др.
«Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни», -подчеркнули в Минпросвещения. –Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений,
и в части предметов научно-технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание».
Слайд 20
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ также включено в обновленные ФГОС, где акцент сделан на формирование российской гражданской идентичности.
Что это значит? Когда девятиклассник завершает уровень образования, он должен быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, её исторической роли, территориальной целостности.
Слайд 21
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
— Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
— Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
— Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
— Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
— Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
— Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по-новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
— Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Слайд 22
Требования к структуре ООП
Сделан и следующий шаг – Институт стратегии развития образования
Российской академии образования разработал примерные рабочие
программы по всем предметам начальной и основной школы, эти программы
были одобрены Федеральным учебно-методическим объединением. С
1 сентября 2021 года в 25 субъектах началась апробация примерных рабочих
программ для того, чтобы к концу учебного года в Институт стратегии
развития образования Российской академии образования поступили
замечания, предложения и у них было время на доработку, и с 1 сентября
2022 года апробированные выверенные примерные рабочие программы были
включены в реестр, и педагоги всей страны имели возможность пользоваться
этими программами.
2 июля 2021 года Президент подписал закон по внесению изменений в
Закон «Об образовании в Российской Федерации», и сегодня школа или
учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а
взять программу из реестра и работать по ней. Кроме того, школа может
использовать частично или полностью ту документацию, которая содержится
в примерной основной образовательной программе, – это календарный планграфик, расписание – и тоже не разрабатывать что-то свое, пользоваться
выверенными документами. Ну и третья составляющая конструкции – это
универсальные кодификаторы, которые разработаны Федеральным
институтом педагогических измерений, и которые могут использоваться для
мониторинга в системе образования как на федеральном уровне, так и для
разработки образовательными организациями измерительных материалов.
Вариативность остается, Закон об образовании никто не меняет, и, если
учитель хочет разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в
этом не будет. Но для большинства учителей создана возможность
пользоваться примерными рабочими программами, как считают
авторитетные учёные-педагоги, для того, чтобы не заниматься
бюрократией, а иметь больше времени на профессиональное развитие, на
работу с детьми.
(Конструктор рабочих программ)
Слайд 23
Требования к метапредметным результатам
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), а также УУпознавательными действиями (базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работа с информацией),
УУкоммуникативными действиями (общение, совместная деятельность),
УУрегулятивными действиями(самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других)
Слайд 24
Регулятивные УУД
Слайд 25
Познавательные УУД
Слайд 26
Коммуникативные УУД
Слайд 27
ВАЖНО
ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Слайд 28
ВАЖНО
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Слайд 29
Модернизация
В школах 50 регионов России в новом учебном году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.
Слайд 30
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.