Обобщающий урок на тему "Строение клетки"
Оценка 4.7

Обобщающий урок на тему "Строение клетки"

Оценка 4.7
docx
02.12.2021
Обобщающий урок на тему "Строение клетки"
61a62aa3b4534.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Отрадненская средняя общеобразовательная школа № 2»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок на тему «Строение клетки»

для обучающихся 5 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработку выполнила:

Колбасина Наталья Андреевна,

учитель биологии и географии

МБОУ «Отрадненская СОШ №2»

 

 

 

 

 

 

 

п.Отрадное

2021

Цель методической разработки: обобщить и систематизировать знания по теме «Строение клетки»

Задачи урока:

·        образовательные: закрепить теоретические знания по теме и знания, полученные в ходе выполнения лабораторной работы;

·        воспитательные: показать важность и практическую значимость применения знаний по теме;

·        развивающие: развить умение индивидуальной и групповой работы, умение ставить цели, анализировать информацию и формулировать выводы.

Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский.

Приёмы:

·        организационный – фронтальная, индивидуальная и групповая работа учащихся.

·        логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, световые микроскоп, раздаточный материал, световые микроскопа, лабораторная посуда (предметное и покровное стекла, пинцет, игла, вода, йод)

Литература: Биология. 5-6 классы: учеб. для образоват. Организаций / [В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г.Гапонюк]; под ред. В.В.Пасечника. – 9 изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019. – 224 с.

Ход урока

I.                  Организационный этап

       Ребята, доброе утро! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Вижу, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Ребята, давайте проверим присутствующих и отсутствующих. Давайте проверим готовы ли к уроку? Есть ли на вашем столе учебник, тетрадь, ручку, карандаш и конечно знания. А скажите пожалуйста знания по какой теме мы с вами получали на двух предыдущих уроках? Да, абсолютно, верно. Сегодня мы с Вами постараемся собрать воедино теорию и навыки, полученные на лабораторных уроках. Поэтому тема сегодняшнего урока звучит так «Обобщение знаний по теме «Строение клетки». Ребята, а как вы думаете какова цель нашего урока?

Цель урока: повторить из каких органоидов состоит растительная клетка, какое они имеют строение и функции выполняют.

II.                Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала

        Наш урок мне бы хотелось начать с небольшого рассказа:

«в далекой туманной дождливой стране – Англии жил-был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он модернизировал диво – аппарат Антони Ван Левенгука, который увеличивает и помогает увидеть из чего построены организмы.

Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил с помощью чудо-прибора рассмотреть кусочек листика герани, росшей у него на окошке. Долго настраивал он чудо-аппарат, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много ячеек.

1)    Как вы думаете, что увидел в микроскоп Роберт Гук? Так же Р.Гук, называл клетки «коробками», «ящиками».

2)    А что это же за чудо-аппарат, что использовал Р.Гук?

Мы с вами уже знаем, как устроение клетка, давайте поможем Р.Гуку познакомиться с основными органоидами клетки, их строением и выполняемыми функциями. Поможем ребята? Здорово, тогда я предлагаю вам стать путешественниками-исследователями и скорее начать помогать ученому.

Каждый уважающей себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что мы можем взять с собой в дорогу познания? Правильно, но мы еще должны взять с собой самое важное-знания, которые мы накопили за предыдущие уроки.

Гук очень обрадовался, что мы согласились ему помочь и прислал нам письмо:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Спасибо, что решили мне помочь!

В объектив микроскопа я увидел маленькие «кирпичики», которые я назвал клетками. Внутри содержится много органоидов, наверное, это одря, цламзмитуоп, лоькаув, дпыалтси, локчетаян нембмара, ноклачяте снтаке.

Так как письмо шло к нам из самой Англии все буквы перемешались, и мы не можем прочитать, что за компоненты клетки увидел ученый.

III. Систематизации и обобщения знаний

Задание «Реставраторы»

Предлагаю побыть вам учеными-реставраторами и восстановить слова.

Индивидуальная работа по решению анаграммы. Время: 5 минут.

Слова: одря (ядро), цламзмитуоп (цитоплазма), лоькаув (вакуоль), дпыалтси (пластиды), локчетаян нембмара (клеточная мембрана), ноклачяте снтаке (клеточная стенка)

Среди составленных вами слов, выберите основной компонент клетки и откройте карточку на доске.

Мы с вами определили основные органоиды клетки, а теперь давайте вспомнить какое значение, какую функцию выполняет каждый из этих органоидов.

Клеточная мембрана   Опора защита, участие в обмене веществ

Цитоплазма                   Содержит все органоиды клетки

Генетический аппарат  Передача генетической информации

Задание «Лови ошибку»

Не успели мы справиться с одной задачей, как нам пришло еще одно письмо. Я прочитала это письмо раньше, чем вы и увидела (любопытство взяло верх), что в письме есть ошибки. Давайте для начала прочитаем письмо вслух. Подумайте, какие предложения содержат ошибки. Поднимите номера.

Здравствуйте, ребята! 1. В свой микроскоп при изучении клеток я смог рассмотреть плотные оболочки – клеточные мембраны. (ошибка) 2. Клеточная мембрана защищают клетку от неблагоприятных факторов и являются ее опорой. 3. Под клеточной мембраной располагается клеточная стенка, которая есть не только в клетках растений, но и животных, бактерий и грибов (ошибка). 4. Внутреннее содержимое клетки – цитоплазма – объединяет все органоиды клетки и обеспечивает их взаимодействие. 5. Генетический аппарат представлен ядром. 6. Ядро накапливает в себе клеточный сок (ошибка). 7. За передачу наследственной информации отвечает вакуоль (ошибка). 8. Зеленый цвет растительной клетке придает зеленый пигмент – хлорофилл, содержащийся в хлоропластах.

Мы нашли ошибки, а что нужно делать с ошибками? Правильно, исправлять их. Давайте исправим неверные предложения.

Задание «Модель растительной клетки»

Итак, мы с вами вспомнили органоиды клетки, поговорили об их строении выполняемых функциями. Мы с вами как будто разложили отдельные части пазла, но картинка пока так и не сложилась. Так давайте не будем медлить и создадим модель растительной клетки. Итак, у вас есть отдельные компоненты клетки, вам нужно создать модель растительной клетки. Могу вам дать подсказку, с чего мы начинаем собирать клетку (с клеточной мембраны/оболочки, чтобы показать границы клетки, отделить от внешней среды). Рядом с органоидом клетки разместите его название.

Задание «Светофор»

Что начать работу с микроскопом давайте вспомним устройство микроскопа и правила работы с ним. На слайдах презентации будут появляться вопросы с вариантами ответов. Вы поднимаете карточку того цвета, под которым размещен правильный ответ.

1. Зрительная трубка микроскопа называется

к) объектив ж) окуляр 3) тубус

2. Где располагается изучаемый объект: к) на предметном столик ж) на объетиве з) на штативе

3. Как называется трубка, в которой расположены окуляр и объектив: к) штатив ж) предметный столик з) тубус

4. Для рассмотрения объекта под микроскопом готовят: к) микрообъектив

Ж) микропрепарат з) микрообъект

5. Кто создал первый микроскоп: к) Р.Гук ж) Антони ван Левенгук з)Ч.Дарвин

 

Мы видели с вами фотографии клетки, которые прислал нам из Англии Р.Гук. Микроскоп ученого увеличивает в 30 раз, а у наш современный микроскоп имеет гораздо большее увеличение. Давайте с вами вспомним как посчитать общее увеличение микроскопа. Посчитайте увеличение микроскопа, если увеличение окуляра 16х, а увеличение объектива 4х, 10х, 40х.

 

Задание «В биологической лаборатории»

Вспомнив устройство микроскопа, нужно вспомнить как приготовить микропрепарат. Чтобы приготовить хорошие микропрепараты нужно соблюдать определенную последовательность.

На доске вы видите последовательность действий, но порядок нарушен. К доске выходит по одному человеку от команды, чередуясь пока последовательность не будет восстановлена.

Последовательность:

1.    Протрите предметное стекло салфеткой.

2.    На предметное стекло капните воду.

3.    При помощи иглы снимите кусочек кожицы с внутренней поверхности сочной чешуйки лука.

4.    Поместите кожицу на предметное стекло и капните (1 каплю) йода.

5.    Накройте покровным стеклом препарат.

6.    Рассмотрите при увел. *4

А теперь давайте приступим к изготовлению микропрепаратов и их микроскопированию. Зарисуйте на листе бумаги с использованием цветных карандашей то, что увидели.

У всех групп получились хорошие препараты, мы можем сделать фото и отправим Гуку.

IV. Подведение итогов работы на уроке

Ребята, присаживайтесь на свои места. Сегодня мы с вами были в прекрасном путешествие – в путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Мир, в котором живут свои граждане, каждый из которых выполняет свою, нужную в этом мире работе. Скажите пожалуйста Вам понравился сегодняшний урок? Что было интереснее всего? Что не понравилось?

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Отрадненская средняя общеобразовательная школа № 2»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Отрадненская средняя общеобразовательная школа № 2»

Цель методической разработки: обобщить и систематизировать знания по теме «Строение клетки»

Цель методической разработки: обобщить и систематизировать знания по теме «Строение клетки»

Цель урока: повторить из каких органоидов состоит растительная клетка, какое они имеют строение и функции выполняют

Цель урока: повторить из каких органоидов состоит растительная клетка, какое они имеют строение и функции выполняют

В объектив микроскопа я увидел маленькие «кирпичики», которые я назвал клетками

В объектив микроскопа я увидел маленькие «кирпичики», которые я назвал клетками

Под клеточной мембраной располагается клеточная стенка, которая есть не только в клетках растений, но и животных, бактерий и грибов (ошибка)

Под клеточной мембраной располагается клеточная стенка, которая есть не только в клетках растений, но и животных, бактерий и грибов (ошибка)

Как называется трубка, в которой расположены окуляр и объектив: к) штатив ж) предметный столик з) тубус 4

Как называется трубка, в которой расположены окуляр и объектив: к) штатив ж) предметный столик з) тубус 4

А теперь давайте приступим к изготовлению микропрепаратов и их микроскопированию

А теперь давайте приступим к изготовлению микропрепаратов и их микроскопированию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021