ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСА
К МАТЕМАТИКЕВведение единого государственного экзамена (ЕГЭ) существенно ограничило интерес многих учащихся потребностями самого ЕГЭ, возможностью поступления абитуриента в
ВУЗ без сдачи вступительных экзаменов. Не стала обязательной специальная подготовка к вступительным экзаменам по
математике, в связи с чем исчезла необходимость в умении
решать сложные математические задачи элементарной математики. Снижение интереса к математике сыграло существенную роль в понижении общего уровня математической
подготовки учащихся.
Вновь возникла уже во многом решённая ранее проблема
возбуждения и развития интереса учащихся к изучению математики, к математическому творчеству. Придётся эту проблему решать вновь. Частичному решению проблемы интереса учащихся к изучению математики и посвящена настоящая
статья.
Для решения этой проблемы следует разобраться в том, что
же такое «интерес», в частности, «интерес к математике».
Что такое « интерес»? Interest в переводе с латинского
означает «имеет значение», «важно». В «Толковом словаре»
[1] интерес определяется следующим образом: Интерес — внимание, любопытство, проявляемое к кому-либо, к чему-либо,
преимущественная направленность мышления на какой-либо объект.
Этим определением и будем пользоваться далее. Но при
этом надо иметь в виду, что «интересно» означает «увлекательно», но отнюдь не «развлекательно». И будем рассматривать интерес как преимущественную направленность мышления на изучение математики.
Итак, возбуждение интереса к изучению математики заключается в привлечении внимания учащихся к изучению математики, возбуждении некоторого любопытства к содержанию математики, в преобразовании его в любознательность, в
увлечении содержанием математики — школьного предмета,
направлении мышления учащихся на точность и тонкость
математических рассуждений.
Что способствует возникновению интереса? При возбуждении интереса к изучению математики следует учитывать
некоторые казалось бы не столь существенные психологические качества человека. Во-первых, это возможность ученика
познать новое в математике, получить новые знания, умения,
сформировать новые навыки в оперировании математическими объектами. Иными словами, удовлетворить свою любознательность. Во-вторых, при изучении математики следует
развивать у учащихся чувство личного участия (в частности,
при решении математических задач), чувство личной ответственности за достижение нужного результата, понимание
возможности достичь чего-то нового. В-третьих, надо учитывать чувство удовлетворения, появляющееся у ученика в
результате решения новой задачи, изучения новых математических сведений. Всё это формирует у ученика ощущение
собственной нужности, полезности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.