Предмет: Физика.
Класс: 8
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Канаш Чувашской Республики.
Обобщающий урок: «Оптические явления».
Обучающие: повторить и закрепить тему «Оптические явления»; Развивающие: способствовать развитию умения применять знания в новой ситуации; логически излагать свои мысли; продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей; развивать интеллектуальные способности; развивать умение излагать свои мысли в научной форме.
Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию в учении; культуру умственного труда; формировать положительное эмоциональное отношение и познавательный интерес к предмету.
Задачи:
Личностные: создать
условия для осознания смысла учения и понимания личной ответственности за
будущий результат, волевому усилию, развитию рефлексии, адекватно реагировать
на трудности и не боится сделать ошибку.
Метапредметные: создать
условия для овладения универсальными учебными действиями: смысловое чтение, при
котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания
текста, воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной,
образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, экспериментальными
навыками, постановке целей, развивать монологическую и диалогическую речь,
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Предметные: создать
условия для повторения и закрепления темы «Оптика». Знание о природе важнейших
физических явление окружающего мира.
Демонстрации:
Вспомните:
Что представляет собой луч света?
Как распространяется свет?
Что такое близорукость?
Что такое дальнозоркость?
Узнаете:
Почему радуга имеет форму дуги?
Когда появляется радуга?
Почему в радуге выделяют 7 цветов?
Можно ли видеть свет?
Почему мы видим Луну?
Как передается изображение предмета в мозг?
Почему мы видим предметы прямыми, а не перевернутыми?
Учитель: Свет играет в жизни людей очень важную роль. Благодаря восприятию света глазом в процессе зрения человек познает мир. Свет необходим живой природе, так как служит для нее источником энергии. Самым главным источником света для человека является Солнце. Солнце излучает электромагнитные волны всевозможных частот. Большая часть этих волн никаких зрительных ощущений у человека не вызывает и потому относится к невидимым излучениям. Зрительные ощущения у человека способны вызывать лишь те электромагнитные волны, которые имеют частоту от 400ТГц – 800 ТГц. При этом излучения разных частот вызывает у человека ощущения разного цвета – от красного до фиолетового. В отличии от человека некоторые насекомые различают и ультрафиолетовое излучение, а ящерицы – инфракрасное. Поэтому мир красок, воспринимаемых этими животными, существенно отличается от нашего. Источники света мы видим потому, что создаваемое им излучение попадает нам в глаза.
Ученик: Но мы можем видеть и тела, не являющиеся источниками света (книги, деревья, дома и. др.)?
Такие тела мы видим лишь тогда, когда они освещены. Достигнув предмета, свет отражается от его поверхности и рассеивается по всевозможным направлениям. Этот рассеянный свет и позволяет видеть предметы, не являющиеся источниками собственного света. По этой причине, например, мы видим Луну. То, что Луна светит не своим светом, а отраженным солнечным светом, первые понял Демокрит (V в. до н.э.).
Учитель: Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительные, уменьшенные и обратные изображения рассматриваемых предметов. Попав на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, свет раздражает эти окончания. По нервным волокнам эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляется зрительное ощущение: он видит предметы.
Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым. Первым, кто это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был И. Кеплер. Чтобы проверить этот вывод, французский ученый Р. Декарт (1596 – 1650) взял глаз быка и, соскоблив с его задней стенки непрозрачный слой, поместил в отверстии, проделанном в оконной стене. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевернутое изображение картины, наблюдавшейся из окна.
Ученик: Почему же тогда мы видим все предметы такими, как они есть, т.е. неперевернутыми?
Учитель: Дело в том, что процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаз, но и через другие органы чувств. В свое время английский поэт Уильям Блейк (1757 – 1827) очень верно подметил:
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
Ученик: В 1896 г. американский психолог Дж. Стреттон поставил на себе эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказывались не обратными, а прямыми. И что же? Мир в сознании Стреттона перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе глаз с другими органами чувств. У ученого появились симптомы морской болезни. В течение трех дней он ощущал тошноту. Однако, на четвертые сутки организм стал приходить в норму, а на пятый день он стал чувствовать себя так же, как до эксперимента. Мозг ученого освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда он снял очки, все опять перевернулось. Уже через полтора часа зрение восстановилось, и он снова стал видеть нормально.
Учитель: Эксперимент подтвердил, что воспринимаемые зрением образы попадают в мозг не такими, какими их передает на сетчатку оптическая система глаза. Зрение – это сложный процесс, зрительные впечатления согласуются с сигналами, получаемые другими органами чувств. Требуется время, прежде чем вся эта система настроится на и начнет функционировать нормально.
Человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения – наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков он есть на самом деле.
Ученик: Каковы пределы светочувствительности глаза?
Учитель: Каковы пределы светочувствительности глаза весьма широки, что связано с адаптацией, т.е. изменением чувствительности глаза в зависимости от количества попадающего в зрачок света. Адаптация осуществляется как за счет изменения диаметра зрачка, что происходит почти мгновенно, так и за счет изменения чувствительности самого световоспринимающего аппарата сетчаткой оболочки, что требует значительного времени (до десятка минут).
Ученик: В книге Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена» есть такое место: «…Вдруг мне пришла в голову блестящая мысль. Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул». Какой физический смысл имеет выражение: «Из глаз посыпались искры»?
Ответ: При любом раздражении зрительного нерва возникает ощущение света.
Ученик: В рассказе В. Одоевского «Городок в табакерке» есть такое место: «Тут Миша заметил, что над ним был свод… Перед ними был другой свод, только поменьше; потом третий, еще меньше; четвертый, еще меньше и так все другие своды, чем дальше, тем меньше…». Почему одинаковые по размерам своды казались мальчику неодинаковыми?
Ответ: Чем дальше находится предмет от наблюдателя, тем под меньшим углом зрения рассматривает его глаз, тем меньшим он представляется.
Учитель: Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на более далеком расстоянии называется аккомодацией. Благодаря аккомодации человеку удается фокусировать изображения различных предметов на одном и том же расстоянии от хрусталика – на сетчатке глаза.
Ученик: Почему нелегко вдеть нитку в иголку, если смотреть одним глазом?
Ответ: Зрение одним глазом не обеспечивает правильной оценки расстояний.
Ученик: Близорукий глаз может различать более мелкие детали (например, читать более мелкий шрифт), чем нормальный глаз. Почему?
Ответ: Близорукий глаз видит близкие предметы под большим углом зрения, чем нормальный глаз.
Ученик: Чтобы лучше видеть, близорукие люди щурят глаза. Как это объяснить?
Ответ: При «диафрагмировании» изображение делается более резким.
Ученик: Близорукость может быть только врожденным?
Учитель: Близорукость и дальнозоркость могут быть не только врожденными, но и приобретенными. Особенно это относится к близорукости, так как она часто развивается в юношеском возрасте, когда из-за недостаточной освещенности или вследствие плохой привычки книгу при чтении близко подносят к глазам. Поэтому вредно читать при недостаточном освещении.
Учитель: Глаза- одно из величайших изобретений природы. И природа изобрела их несколько типов, каждый раз настраивая наилучшим образом для того или иного видения. Скажем, глаза рыб отлично приспособлены различать окружающее под водой, кошки отлично ориентируются в темноте, а орёл замечает крохотную мышь с километровой высоты... Человек, создавая фотоаппарат, сумел на первых порах сымитировать лишь свой собственный глаз. А вот сложный, фасеточный глаз насекомого скопировать до сих пор толком так и не смог. Этот шедевр природы сложен из многих тысяч крохотных, отдельных "глазков" - омматидиев. Каждый омматидий состоит из "линзочки" и примыкающего к ней длинного прозрачного кристаллического конуса. Глаз комнатной мухи состоит из 4000 омматидиев-конусов; рабочей пчелы -- из 5000 конусов, прилегающих вплотную друг к другу; глаз бабочки -- из 17 000, а стрекозы -- из 30 000 отдельных глазков. Каждый из них выхватывает из окружающего их пространства одну точку. Но в мозгу насекомого все они складываются в единую мозаику. Таким воспринимает окружающий мир глаз мухи.
Ученик: Чем хорош такой глаз?
Учитель: Да хотя бы тем, что замечает мельчайшее, даже очень быстрое движение. Учёные, например, подсчитали: для того чтобы пчела смогла различать на экране то, что показывает проектор, надо крутить плёнку со скоростью не 16 или 24 кадра в секунду, как нам с вами, а по крайней мере в десять раз быстрее. Иначе она увидит лишь мелькание отдельных кадров, а не слитное движение А у паука мало того, что глаза сложные, вдобавок их целых восемь.
Ученик: Та же пчела по-своему различает и цвета. Ботаники уже давно обратили внимание на то, что в природе сравнительно редко встречаются красные цветы. Почему?
Учитель: Оказывается, опыляющие их пчёлы в отличие от людей слепы к красному цвету -- он для них всё равно что чёрный. Впрочем, большинство красных цветов, украшающих наши луга и сады -- например, вереск, рододендрон, цикламен, луговой клевер, -- не чисто красные, а представляют собой смесь пурпурно-красных и синих оттенков. А уж синий цвет пчёлы различают отлично. Некоторые же чисто красные цветы -- например, дрёму, растущую по берегам рек и лесных озёр, -- опыляют вовсе не пчёлы, а бабочки. Особый случай -- мак-самосейка. С нашей точки зрения он красный. А пчела видит, что он отражает еще и ультрафиолет, людьми не видимый. Сложный глаз пчелы воспринимает большинство цветов, которые кажутся нам красными, как синие. Немецкий учёный Карл фон Фриш, долгое время всесторонне исследующий пчёл, подметил также, что пчёлы плохо воспринимают слитные формы, зато сразу примечают фигуры, составленные из крохотных элементов. Вот почему для них столь привлекательны растения, осыпанные множеством мелких цветков.
Ученик: Глаза на затылке? Ещё одна особенность зрения насекомых: они более отчётливо видят движущиеся предметы, нежели неподвижные. И если кто-то приближается к ним, то вовремя замечают опасность и пытаются спастись.
Поле зрения фасеточных глаз охватывает все 360 градусов, так что насекомые видят всё вокруг. Поэтому, например, так трудно поймать муху. Такой же особенностью отличаются и многие птицы, а также животные. Например, глаза зайца расположены так, что угол зрения между левым и правым глазом составляет 180 градусов. ... А вот у зайца угол зрения куда шире. Ему постоянно приходится опасаться за свою жизнь. Для сравнения: у других животных этот показатель значительно ниже (у жирафа - 140 градусов; у оленя - 100 градусов; у собаки и волка - 30 -6 50 градусов). У льва угол обзора ещё меньше. Что ж, царь зверей может не опасаться врагов. Зато ему проще преследовать добычу: чем ближе посажены друг к другу глаза, тем объёмнее зрение, тем точнее можно определить расстояние до своей жертвы, готовясь к прыжку. Царь зверей - лев - видит не столь уж хорошо: угол зрения у него узок. Впрочем, слишком остерегаться ему и не надо - все его самого боятся. Примерно то же можно сказать и о других хищниках.
Учитель: Многие млекопитающие, как и мы, люди, видят окружающий мир объёмным, трёхмерным. Вот только его красочное великолепие в их глазах меркнет. Сплошь и рядом животные -- дальтоники, не различают те или иные цвета. Так, золотистые хомячки, сумчатые крысы и еноты, ведущие ночной образ жизни, видят всё в чёрно-белом цвете. Быки и коровы вопреки распространённому представлению не различают красного цвета. Во время корриды быка раздражает вовсе не цвет мулеты, которой размахивает тореадор; его раздражает сам факт движения. Поскольку быки, похоже, ещё и близоруки, то мелькание тряпки они воспринимают как вызов своей особе со стороны неведомого им противника... Ёж замечает лишь жёлто-коричневые тона, что не случайно: в этот цвет окрашены черви, излюбленная пища ежей. Мышь-полёвка различает жёлтый и красный цвета, ведь ей приходится отличать спелые, покрасневшие плоды от ещё незрелых. Для лошадей и коз по-иному выглядит небо, ведь синего цвета они не воспринимают. Овцы не видят как синее, так и красное. Для собак что красный, что зелёный, что оранжевый, что жёлтый -- всё едино. Слепые люди, бесстрашно следующие за собакой-поводырём, не подозревают, что, глядя на светофор, четвероногий поводырь не различает, какой там горит цвет -- красный или зелёный. Собака ориентируется по тому, как меняется яркость глазков светофора и как действуют окружающие её люди.
Ученик: Чемпионы ночи. Для кошачьего зрения недоступны красные и зелёные тона, окрашивающие листву, траву и плоды. Зато зрачки любого представителя этого семейства могут сильно расширяться, приспосабливаясь к любому освещению. Лунной ночью рысь, пума или наша домашняя кошка видят почти так же хорошо, как мы сами солнечным днём. Это происходит потому, что кошачьи глаза способны усиливать слабый сумеречный свет. Под их сетчаткой расположен особый светящийся слой клеток. Благодаря ему глаза кошек так таинственно мерцают в темноте. Световые лучи, проникающие внутрь глаза, отражаются от этого слоя, словно от зеркала, и вновь достигают фоторецепторов. Так световой импульс усиливается. Кошки в темноте видят в 6 раз лучше, чем человек. Впрочем, и нам есть чем гордиться! Пусть мы совсем не видим ультрафиолетовых лучей, плохо ориентируемся в темноте, но мир для нас и без этого прекрасен. Человеческий глаз содержит 123 миллиона палочек, отвечающих за чёрно-белое зрение, и семь миллионов колбочек (им мы обязаны цветовым зрением). Благодаря такому обилию цветочувствительных клеток наш глаз способен воспринимать около пяти миллионов цветовых оттенков -- тут уж ни одно животное не сравнится с нами.
Учитель: Картину И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» чуть не погубил сумасшедший, который ударом ножа распорол холст картины в Третьяковской галерее. Случилось это еще при жизни Репина, и поэтому за восстановление картины он взялся сам. Однако, со времени написания полотна прошло много времени, и художник постарел. Он стал заново писать лицо Ивана Грозного, налегая, однако, на холодные фиолетовые тона. Чем дальше продвигалась работа, тем сильнее росло беспокойство окружающих. На глазах у всех художник портил свою картину. А когда он, довольный, отошел от станка, стало ясно: картина была погублена. Художника умоляли вернуться к своим старым краскам, но Репин только смеялся. Тогда решено было смыть все репинские исправления, и другой художник по репродукциям и по памяти восстановил картину в прежних тонах. Много лет назад над странностями Репина задумался один физиолог: «Почему от многих картин художника, написанных в старости, веет холодом лиловых тонов?» Он проследил, как меняются глаза пожилых людей, и нашел, что под старость хрустально-прозрачная среда глаза понемногу желтеет.
Ученик: Значит, многие старики начинают глядеть на мир, как сквозь слабое желтое стекло. А ведь желтое стекло потому и желто, что легко пропускает желтые и красные лучи, а фиолетовые и синие поглощает. Синие тона окружающего мира становятся менее "видимыми" старческому глазу.
Учитель: С похожим явлением все мы встречаемся каждый вечер! Вечером при свете электрической лампочки, картины и весь окружающий нас домашний мир меняют свои цвета. В свете электрических ламп много красных, оранжевых и желтых лучей. Поэтому в свете электрических ламп, глаза как бы стареют...
Ученик: Когда появляется радуга?
Учитель: Появление радуги в небе говорит о том, что в воздухе присутствует много мельчайших капелек воды. Чаще всего после проливного дождя... а еще ее можно увидеть рядом с поливочной машиной или шлангом, из которого красиво вверх брызжет фонтан воды. Помните призму, как луч белого света разлагается в радужный спектр? То же происходит и в водяной капле. А кроме того, капли в воздухе перемещаются, сливаются вместе и меняют свои размеры. От такого поведения водяных капель зависит и то, как будет выглядеть радуга: как она будет ярка, как долго ее можно будет наблюдать, насколько она широка. Французский ученый Рене Декарт первым рассчитал путь десяти тысяч лучей в капельке воды и понял суть явления "радуга". Он обнаружил, что множество лучей выходят из капли под углом в 42 градуса к оси радуги, и создают ощущение радуги.
Ученик: От чего же зависит, как высоко над горизонтом наблюдается радуга? Учитель: Радуга - это часть окружности, центр которой лежит на прямой, проведенной через солнце и глаз наблюдателя. Если солнце светит из-за спины наблюдателя, и чем ниже оно к горизонту, тем выше радуга. Когда солнце касается горизонта, появляется самая высокая радуга.
Ученик: Получается, что у каждого наблюдателя своя радуга!
Учитель: Да, если вы находитесь на борту самолета, то, вероятно, что вы сможете увидеть даже круговую радугу! Считайте, что вам повезло, ведь с земли такой радуги не увидишь!
Вопросы 1 команде:
1. Почему радуга имеет форму дуги?
Ответ: Солнечные лучи, проходя через капли дождя в воздухе, разлагаются в спектр, так как разные цвета спектра преломляются в каплях под разными углами. В результате формируется окружность — радуга, часть которой мы видим с земли в форме дуги, а центр окружности лежит на прямой «Солнце — глаз наблюдателя». Если свет в капле отражается два раза, то можно увидеть вторичную радугу.
2. Белая радуга летом?
Ответ: Яркость радуги зависит от величины дождевых капель. Если они крупные (диаметром 1 – 2 мм), радуга очень яркая, в ней хорошо видны полосы. Если капля поменьше, радуга кажется блеклой, размытой. Капельки, диаметром меньше 0,05 мм вообще не могут посылать четкие цветные лучи. В этом случае видна только бесцветная, белая радуга.
3. Как появляется перевернутая радуга?
Ответ: Перевернутая радуга - это редкое явление. Она наблюдается, когда солнечные лучи дважды отражаются на своем пути: сначала от спокойной поверхности водоема, затем от дождевых капель.
4. Радуга возникает в результате отражения света в каплях дождевой воды. Но капли-то падают на землю! Почему же мы видим радугу неподвижной?
Ответ: Человек сохраняет зрительное впечатление около одной десятой доли секунды. От капли, находящейся в воздухе, там, где возникает радуга, в глаз наблюдателя попадает один цветовой луч. На место этой капли в следующее мгновение попадает другая и т.п. Но мы просто не успеваем это заметить! На этой особенности нашего зрения основан феномен кино – каждый кадр появляется примерно на одну десятую долю секунды и сменяется другим. Мы же воспринимаем «непрерывное» изображение.
5. У А. И. Куприна есть рассказ «Черная молния», в котором читаем: «Все небо обложили громоздкие лиловые тучи… Была одна мокрая густая тьма. Сверкнула черная молния… за ней другая, третья. Потом пошло и пошло без перерыва. Небо не вспыхивало от молний, а точно все сияло их трепетным голубым, синим и ярко-белым блеском… И вот я увидел черную молнию… И тотчас же вместе с ней страшный удар грома точно разорвал пополам небо и землю и бросил меня вниз, на кочки… О, что это была за ужасная ночь! Эти черные молнии наводили на меня необъяснимый животный страх». Образ черной молнии есть и у М. Горького: «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный!». Как объяснить это явление, называемое «черной молнией»?
Ответ: Явление объясняется световым утомлением глаза. Места сетчатки, на которые попадает свет от ярких предметов, некоторое время не способны воспринимать свет. В это время, осветив сетчатку равномерно слабым источником света, можно видеть свет всюду, за исключением «слепых пятен» - мест, которые перед этим были ярко освещены. Так возникает образ черного предмета на сером фоне!
6. Что вам известно о причинах возникновения полярных сияний?
Ответ: Полярные сияния наблюдаются преимущественно в высоких широтах северного и южного полушарий Земли на высоте от 100 до 300 км и даже выше. Они отличаются чрезвычайным разнообразием форм и переливами цветов и поражают своей красотой. Полярные сияния иногда имеют форму световой разноцветной занавеси или голубой дуги, возвышающейся над горизонтом, или веера, состоящего из световых лучей. В настоящее время доказано, что полярные сияния имеют электрическую природу и представляют собой свечение верхних разреженных слоев атмосферы под влиянием потока быстрых заряженных частиц – электронов и ионов, излучаемых Солнцем. Такие частицы, попадая в магнитное поле Земли, движутся вокруг силовых линий этого поля и устремляются к полюсам. На высоте 90 – 95 км в сравнительно плотных слоях атмосферы скорость ионов настолько замедляется, что они полностью поглощаются этими слоями.
Вопросы 2 команде.
1. Почему в радуге выделяют 7 цветов?
Ответ: Хотя многоцветный спектр радуги непрерывен, по традиции в нём выделяют 7 цветов. Считают, что первым выбрал это число Исаак Ньютон. Причём первоначально он различал только пять цветов — красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей «Оптике». Но впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил ещё два цвета.
2. Белая радуга зимой.
Ответ: Во время сильных морозов, когда в воздухе находится много мельчайших кристалликов льда, можно увидеть белую радугу.
3. Когда появляется радуга в виде полного круга?
Ответ: Такая радуга – редкое явление. Ее можно увидеть, находясь высоко над землей, например в самолете.
4. Какую радугу можно наблюдать ночью?
Ответ: Ночью можно наблюдать только лунную радугу. Она образована лунным светом и от дневной радуги отличается слабой окраской.
5. У Н. В. Гоголя есть рассказ «Вечера на хуторе близ Диканьки», в котором читаем: «За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собирались дивиться сему чуду: вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел Лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. По левую руку видна была земля Галическая.
- А то что такое? – допрашивал собравшийся народ старых людей, указывая далеко мерещившиеся на небе и больше похожие на облака серые и белые верхи.
- То Карпатские горы! – говорили старые люди». Что это за явление природы?
Ответ: Это мираж. Он возникает вследствие преломления и отражения световых лучей, идущих от предметов к глазу наблюдателя, через слои воздуха с меньшей плотностью образуется как бы зеркало, в котором и отражаются различные предметы. В степях, в пустынях над сильно нагретой землей возникает тонкий слой горячего, менее плотного воздуха, который и отражает вышележащие предметы: деревья, небо, горы. Путнику отражение неба иногда кажутся озером или морем, и он спешит к ним. Это нижний мираж. Если же слой воздуха, прилегающий к земле, холодный и, следовательно, более плотный, а над ним располагается слой воздуха с меньшей плотностью, то от поверхности этого слоя отражаются предметы, расположенные ниже его. Это верхний мираж. Есть еще боковой мираж: изображение предмета появляется справа или слева от него, чаще всего у сильно нагретых стен и скал.
6. Что вам известно о причинах возникновения светового явления в атмосфере – гало?
Ответ: Светящийся круг (гало) вокруг Солнца или Луны возникает в результате преломления света в шестигранных ледяных кристалликах, образующих полупрозрачную пелену облаков, застилающих светило. Кристаллы рассеивают лучи неравномерно; наибольшей интенсивностью обладают лучи, отклоненные кристаллом на 22° от начального направления. Когда такой луч попадает в глаз наблюдателя, последний видит светило смещенным на 22° от истинного положения. При непрерывном движении кристаллов облака огромное их число оказывается в благоприятном положении относительно глаза. Поэтому наблюдатель видит около светила круг.
Учитель подводит итоги.
Рефлексия.
Впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:
1. «+» — все, что понравилось на уроке
2. «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
3. «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься…
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
этот урок показался мне…
за урок я бы поставил себе, потому что…
мое настроение после задуматься…
Литература:
1. Алексеева М. Н. Физика – юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения. 7 кл. /Сост. М. Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.
2. Кириллова В.Г.: «Книга для чтения по физике»: Учеб. пособие для учащихся 6-7 кл. сред. шк./ Сост. И. Г. Кириллова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
3. Перышкин А.В. «Физика -8кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа,2016.-191 с.
4. Громов С. В. Физика: Учеб для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С. В. Громов, Н. А. Родина. – 2 – изд. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
5. Трембовольский Я. Л., Чекалов И. В.: Ваше слово, эрудиты!: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
6. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики: Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
7. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 4-е, переработ., и доп. М., «Просвещение», 1972.
8. Билимович Б. Ф. Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-у, перераб. М., «Просвещение», 1977. – 159 с.
Источник: www.vokrugsveta.ru
Источник: ru.wikipedia.org
«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/sren4.html
«Класс!ная физика»: http://class-fizika.ru/sren9.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.