Обобщающий урок по фонетике в 5 классе

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 26.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

урок обобщения знаний по теме "Фонетика". Включены занимательные задания.
Иконка файла материала Урок по фонетике в 5 классе.ppt

Есть такая наука фонетика

Урок русского языка в 5 классе

ФОНЕТИКА

Фонема, магнитофон, телефон,
фонотека, фонограмма,
симфония, какофония

Что мы знаем о звуках речи?

Можно ли обойтись без них при общении?

Как они образуются?

Имеет ли звук значение?

Звуки речи

Согласные

Б
е
з
у
д

Восстановите схему «Классификация звуков»

Т
В
Ё
Р
Д
Ы
Е

г
л
у
х

«Классификация звуков»

Звуки речи

гласные

согласные

Удар

безуд

тверд

мягк

звонк

глух

сонор

Звуков в речи 42

Минутка для фонетической шутки

Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут.

С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нём же обитаем.

С глухим траву она срезает,

Со звонким все листочки объедает.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню в раздолье.

Исправь ошибки!

Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
В день весенний у ворот
Наконец растаял мед.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Я нашел огромный грипп,
Но простыл – противный гриб.

Звуковое письмо

« Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам ответить на вопрос: «Кто из нас важнее: гласные и согласные?».

Отгадайте песню

 В лс рдлсь лчк.
В лс рсл
Ио и ео оая.
Еёая ыа.

Какие звуки важнее: гласные или согласные? Как же мы ответим на письмо?

С какими науками сотрудничает фонетика?

А

да к нура ок л аптеки.
Ст р ж вой пес Шарик.

б

влени

йэ

йи

О

ъя

е

З

С

йо

ё

ца

тся

о

а

а

о

а

а

о

о

е

и

а

о

Орфографическая
разминка

Запишите слова, расставьте ударения.

Баловать, добыча, договор, документ, звонит, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, сантиметр, статуя, свекла, щавель.

Проверь себя!

Баловать, добыча, договор, документ, звонит, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, сантиметр, статуя, свёкла, щавель.

ПРОИЗНОСИ правильно!

Досуг, звонит, магазин, свёкла, фарфор, каталог, портфель, шофёр, статуя, партер.

33

10

21

2

Алфавит

4) Расставь ударения в словах: алфавит, сантиметр, портфель, документ, досуг, километр, магазин, предмет, звонишь, квартал, начать, понять.

Игра «Рассели «жильцов»

Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики







В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Расположите буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также запишите в алфавитном порядке.

ТГАНЕ,ТИБН, ЩОБР, НЕТО, ТИСА.

Проверим

ТГАНЕ,ТИБН, ЩОБР, НЕТО, ТИСА.

АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ.

Расположи по алфавиту

1 вариант

2 вариант

 печник
вечный
речка
каменщик
барабанщик
мачта.
 

кость
трость
весть
песнь
лошадь
ель.

Проверь себя!

1 вариант

2 вариант

барабанщик
вечный
каменщик
мачта
печник
речка

весть
ель
кость
лошадь
песнь
трость

Работа с текстом

Тихая и теплая заря занималась (над) з...млей. (На) кр...ю неба еще догорали звезды. Варюша пошла к лесу. (На) опушке она остановилась. Что это звенит в л...су, будто кто-то осторожно шев...лит к...локольчики? В...рюша нагнулась прислушалась и всплеснула руками. Белые подснежники к...чались кивали заре и каждый цв...ток позванивал. Высоко (на)в...твях в з...лотом свете запела иволга.
В...рюша слушала и улыбалась…
(К. Г. Паустовский )
1. В первом предложении подчеркните все глухие согласные буквы;
2. Во втором предложении найдите слова, где звуков больше, чем букв

Закончи фразу

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы …., а буквы …..
В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .

Дополни фразу:

Сегодня на уроке мы повторили…

Сегодня на уроке мне было…

Особенно мне понравилось…

Затруднения вызвали задания…

Легко справились с заданиями…

Необходимо повторить…