Обобщающий урок по поэме теме А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"
Оценка 4.9

Обобщающий урок по поэме теме А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"

Оценка 4.9
docx
14.03.2023
Обобщающий урок по поэме теме А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"
7 класс
Обобщающий урок по поэме А.Т.Твардовского Василий Тёркин.docx

Обобщающий урок по поэме А.Т.Твардовского «Дорогами Василия Тёркина»

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока:  интеллектуальная квест-игра

Цель: подвести итоги изучения поэмы.

Задачи:

1. обобщить материал по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (проверить знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, замысла автора);

2. актуализация знаний о некоторых литературоведческих терминах.

3. развитие логического мышления; развитие творческих способностей; развитие способности работать самостоятельно, анализировать;        

4. научить понимать чувства людей; создать условия для возникновения чувства гордости за народ-победитель.

Методы: Проблемно-поисковые методы и средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью.

 

Ход урока

I. Организационный момент

       1. Эмоциональное погружение и психологическая подготовка к общению.

Учащийся читает наизусть отрывок из поэмы «Василий Тёркин».

       2. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А.Т. Твардовского, а в частности по его поэме «Василий Тёркин».

Урок  наш необычный. Он будет проходить в форме интеллектуальной квест-игры. Наблюдать за ней будут наши гости.

 

II. Введение в тему урока

1. Беседа с учащимися

Мы с вами находимся в самом начале пути. А сколько дорог исхожено, сколько сапог изношено нашим воином. О нём с уважением и любовью народ говорит: «Бывалый! Везде побывал, все повидал. Многое рассказать может».

И сегодня мы пройдем дорогами такого героя (учитель обращается к теме урока, написанной  на доске). Это, конечно же, Василий Теркин (изображение Василия Тёркина на доске) из одноименной поэмы А.Т. Твардовского, о  которой он сам писал: (учитель обращается к эпиграфу, написанному на доске):

                                                                                                         Боль моя, моя отрада,
                                                                                                              Отдых мой и подвиг мой.
                                                                                                                               А.Твардовский

Как вы думаете, какова наша цель? (подвести итог изучения поэмы: от истории создания произведения до характеров  героев).

А какова наша задача? (показать знание текста, понимание идейно-художественного богатства поэмы, проникнуть в замысел автора, научиться понимать чувства, переживания человека, проникнуться гордостью за народ-победитель).

Итак, дороги…

(Звучит отрывок песни «Эх, путь-дорожка фронтовая» в исполнении Марка Бернеса).

 

В дороге по страницам поэмы мы будем останавливаться на различных станциях и выполнять задания, за которые вы будете сами ставить баллы  в свои маршрутные листы. Задания будут коллективные и индивидуальные.

 

III. Обобщение материала

 У нас сегодня играют две команды, у каждой из них есть свой капитан.

 Прежде, чем отправляться в дальнее путешествие, проведём небольшую теоретическую разминку – у нас это будет

 

I станция  - словарная игра «Найди пару»

 

Прошу команды подойти к доске.

Вам нужно за 2 минуты к находящимся на доске литературоведческим терминам (жанр, поэма, идея, композиция) добавить их определения. 1 балл за каждую правильно определённую пару (максимально может быть 4 балла).

 

Подведение итогов (делается учителем),

баллы записываются в маршрутные листы.

 

Следующая станция…

 

II станция – «Загадки произведения»

Наши капитаны команд собрали интересные факты о произведении «Василий Тёркин». Сейчас они вас с ними ознакомят (выступление учащихся).

 

Факт №1

Изначально Василий Тёркин задумывался как герой Советско-финской войны. В 1939—1940 годах Александр Твардовский работал корреспондентом газеты «На страже Родины». Тогда же, в соавторстве с другими писателями, им и был придуман персонаж по имени Вася Тёркин. У поэта возник замысел написать о нем большую поэму. Но жизнь распорядилась иначе, и Тёркину суждено было стать героем совсем другой войны…

 

Факт №2

Твардовский специально отказался от сюжета и любой конкретики в своей поэме. Он хотел, чтобы «Книга про бойца» получилась универсальной. Для автора было важно, чтобы «Василий Тёркин» был близок всем без исключения фронтовикам  и чтобы каждый читатель увидел в этом произведении что-то свое.

 

Факт №3

Удивительно, но русский писатель Иван Бунин, славившийся своей литературной придирчивостью, положительно отозвался о «Василии Тёркине».  Он писал: «Я только что прочитал книгу А. Твардовского „Василий Тёркин“. Я совершенно восхищен его талантом, — это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык».

 

Факт №4

После войны читатели буквально завалили Твардовского письмами с просьбами продолжить «Василия Тёркина». Большинство хотело видеть героя поэмы в качестве рабочего завода или колхозного бригадира, который своим ударным трудом восстанавливает страну. Примечательно, что некоторые из писем были в стихах.

 

А теперь каждой команде я предлагаю по 1 вопросу. Полминуты на обсуждение.

1 балл за правильный ответ

 

Вопрос 1 команде: В чем жанровое своеобразие поэмы?

(эту поэму автор назвал «Книгой про бойца».  Жанровое своеобразие выразилось также в соединении сцен, изображающих военные эпизоды, с лирическими отступлениями, в которых автор рассуждает о войне и о своём герое)

 

Вопрос 2 команде: В чем композиционное  своеобразие поэмы? (стремление к законченности каждой отдельной части).

 

Подведение итогов (делается учителем),

баллы записываются в маршрутные листы.

 

III станция – «Блиц – опрос» по содержанию поэмы

 

Это индивидуальный зачёт, каждому участнику будет по 1 вопросу, за правильный ответ на который можно ставить 1 балл (учитель говорит, ставить ли балл в маршрутный лист).

 

Вопросы:

1. Как называет солдата Твардовский в главе «Переправа»?      (труженик-солдат)

2. Откуда были бойцы, принимавшие участие в переправе? (из Рязани, из Казани, из Сибири, из Москвы).

3. Лейтмотивом главы «Переправа» являются слова:   («Переправа, переправа!»)

4. Какую вещь Теркин ремонтирует в доме у бабы и деда? ( часы)

5. Как обращается Теркин с гармонью?     («…кинул пальцы вверх и вниз…»).

6. С кем встречается Теркин в главе «Два солдата»?     (со стариком и старухой).

7. Какой вопрос задает дед Теркину? («Отвечай: побьем мы немца, или, может, не побьем?»).

8. Как слова Теркина «Перетерпим, перетрем…» объясняют смысл его фамилии?

 (Теркин – тертый жизнью человек).

9. В какое время суток идет переправа?   («Темень, холод. Ночь, как год»).

10. Как  характеризуется бой в гл. «Переправа».    («Бой идет святой и правый…»).

11. О ком пел Теркин в главе «Гармонь»?   (о трех танкистах, трех товарищах)

12. Как говорит дед о себе и о Теркине       («Вот что значит мы, солдаты…»).

13. Какой ответ дает Теркин деду на его вопрос?   («Побьем, отец»).

14. Что дарят Теркину танкисты, которые однажды подвозят его на фронт? (гармонь)

15. Какой продукт Теркин просит у старухи на ужин, но та обманывает его и говорит, что не имеет его? (сало)

16. Кому принадлежала гармонь, на которой играл Тёркин? (Погибшему командиру)

17. В который раз Тёркину приходится воевать? (во второй)

18. Что сделал Тёркин, когда враги сорвали переправу второму взводу? (переплыл на левый берег сообщить, что взвод поможет солдатам с переправой)

19. Какой взвод сумел переправиться на правый берег?  (первый)   

20. Какое чувство переживали бойцы, оставшиеся на левом берегу? (чувство вины)

21. В какое время года Тёркин переплыл реку? (зимой)

 

Подведение итогов (делается учителем),

баллы записываются в маршрутные листы.

IV станция – игра с капитанами команд «Облака слов»

 

Отгадайте загадку:

Без крыльев летят,

без ног бегут,

без паруса плывут.

                                Что это?                   (Облака)

 

Правильно. К нам издалека выплывают облака. Не просто облака, а «облака слов».

Капитаны каждой команды должны выбрать в кабинете по одному облачку и догадаться, из какой главы слова  на их «облаке». За правильный ответ команда записывает в маршрутный лист 1 балл.

 

 облако слов                                    

 

     «Два солдата»                                                         «Гармонь»

 

Подведение итогов (делается учителем),

баллы записываются в маршрутные листы.

 

Дело есть - совсем не шутка, ведь у нас  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

 

Физкультминутка  «ДА» и «НЕТ» (если утверждение правильное, дети должны  встать, если нет – присесть на стул):

Тёркин хорошо играл на гармони.    ДА

Василий Тёркин в Великую Отечественную войну воевал впервые.   НЕТ

Тёркин умеет чинить часы.     ДА

Старик-солдат в главе "Два солдата" остался очень недоволен Тёркиным в конце их беседы.    НЕТ

Тёркин служил в стрелковом полку.    ДА

Тёркин в доме старого солдата и его жены отремонтировал табурет.    НЕТ

Тёркин служил в первой роте.     ДА

Старый солдат и его жены угощали Тёркина блинами.      НЕТ

Автора поэмы зовут Александр Трифонович Твардовский.     ДА

Василий Тёркин – историческая личность.     НЕТ

 

Продолжим нашу игру. У нас…

 

V станция – «Литературный портрет»

                                                        Впрочем, парень хоть куда.

                                                        Парень в этом роде
                                                        В каждой роте есть всегда,
                                                        Да и в каждом 
взводе.

 

В какой книге находится ваше следующее задание, вы сможете узнать, разгадав ребус (ребус для каждой команды).

                              

   

    Тёркин                                                                     Пушкин

 

(после решения ребуса учащиеся находят свои задания в соответствующих книгах)

 

           Допуск к заданию вы получили, а теперь ваше основное задание: каждая команда должна определить, о каких героях идёт речь в ваших фрагментах текста. Максимально может быть 3 балла за все правильные ответы (проверка устная).

 

1 команде

2 команде

Гладкий, голый, как из бани,

Встал, шатаясь тяжело,

Ни зубами, ни губами

Не работает – свело.

                  (Василий Теркин)

Слаб глазами,

Стар годами мой солдат.

                   (Старик).

 

Вот в этой башне

Он сидел в бою вчерашнем...

(командир танкистов)

По дороге прифронтовой,

Запоясан, как в строю,

Шёл боец в шинели новой,

Догонял свой полк стрелковый,

Роту первую свою.          (Василий Теркин)

Словно в праздник на вечёрке

Половицы гнёт в избе,

Прибаутки, поговорки

Сыплет под ноги себе.

Подаёт за штукой штуку:

— Эх, жаль, что нету стуку    (шофёр)   

С кем жила — не уважала,

С кем бранилась на печи,

От кого вдали держала

По хозяйству все ключи.

                                 (старуха)

 

 

Подведение итогов (делается учителем),

баллы записываются в маршрутные листы.

 

О Теркине народ также сложил различные пословицы: «Будь предан России, как Теркин Василий», «Теркин - солдат на все хват». 

 

И сейчас у нас

VI станция пословиц «Найди соответствие»

 

Время на выполнение – 3 минуты.   Максимально 7 баллов.  Проверка коллективная.

 

Начало

Концовка

В бою успех

за того весь отряд стоит

Кто в отряде людей веселит

после боя – шутки и смех

Кто на фронте ноет

победу упустить

Шути и смейся –

на победу надейся

Кто в походе пел

тот себе могилу роет

На войне грустить –

на войне спасение

Шутки и пение

тот и отдохнуть успел

 

Подведение итогов (делается учителем),

баллы записываются в маршрутные листы.

 

VII станция «Творческая мастерская «Составь стихотворение»»

 

Каждой команде предлагается за 1 минуту собрать в правильном порядке и прочитать строчки из поэмы - по 1 баллу за правильные варианты.

 

1 команде.

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

 

2 команде.

Кому память, кому слава,

Кому тёмная вода, —

Ни приметы, ни следа.

 

Подведение итогов (делается учителем),

баллы записываются в маршрутные листы.

 

VIII станция  «Решение кроссвордов» (индивидуальное задание)

 

Следующая станция содержит в себе индивидуальные задания. Но прежде, чем их получить, отгадайте по набору иллюстраций, к какому произведению они сделаны и кто автор этого произведения (команды выходят к доске, изучают иллюстрации и дают ответы).

Время на решение кроссвордов – 5 минут (проверка выполненного задания устная).

 

Подведение итогов (делается учителем),

баллы записываются в маршрутные листы.

 

IX станция «Уроки поэмы»

 

I. О герое

Вы знаете, что о Василии Тёркине сочинял не только Твардовский. Сами солдаты придумывали различные истории, анекдоты о его бесстрашии, считая его реальным человеком.

Вот один из таких анекдотов:

Трое рядовых отдыхают в окопе на передовой в минуту затишья, и вдруг раздаётся ужасный грохот.

- Что это было: гром или бомба? - спрашивает один.

- Бомба,- отвечает другой солдат.

- Как хорошо, что бомба,- произносит Василий Тёркин, усаживаясь поудобнее, - а то я уж подумал, что будет гроза да под дождём мокнуть придётся!

 

Главная причина такой популярности героя и самой поэмы "Василий Теркин" заключается в том, что автор создал собирательный образ солдата.

В образе Василия каждый из читателей может узнать своего близкого человека, который был знаком с войной. Для кого-то это будет отец, для кого-то дед-ветеран, а для кого-то прадед.

 

Расскажите: какой Василий Тёркин в вашем представлении?

 

(примерные ответы учащихся:

Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения.

Такие люди были необходимы на войне.

В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации.

На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом.

Василий - человек храбрый, самоотверженный, добрый, готовый пойти на подвиг, ради товарища..

Добрый парень…бравый…бойкий…удалой…свой!

Жизнестойкость его удивительна.

Он и людям помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм обстановки).

 

Итоговое слово учителя

В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества, присущие солдату: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду, к жизни, к людям. Его уникальность, гениальность, необыкновенность - в естественности, непосредственности, обыкновенности. Образ его соответствует образу солдат Великой Отечественной войны. Именно благодаря этому поэма заслужила такую широкую популярность. 

 

X станция «Составление синквейна о герое»

 

Предлагаю каждой команде составить свой синквейн о Василии Тёркине (раздать схемы написания синквейна) – 8 баллов за всё (проверка выполненного задания устная).

 

Подведение итогов (делается учителем),

баллы записываются в маршрутные листы.

 

II. Выводы: чему учит поэма?

 

Вопросы: 

Что несёт с собой война?

Благодаря чему произошла победа?

Какие уроки вы вынесли из поэмы «Василий Теркин»?

(примерные ответы учащихся:

Война всегда несет гибель, разрушения, это самое страшное событие, противное человеческому разуму.

Однако, благодаря мужеству, стойкости, патриотизму наших солдат свершилось чудо – долгожданная победа.

Нужно сделать всё возможное, чтобы не допустить новой войны).

     

III. Эмоциональный выход из темы урока:

     

      И нам уроки мужества даны

                                                 В бессмертье тех,

  Что стали горсткой пыли.

Итак, память о прошлом, о той страшной войне и о той Великой Победе, будет вечной. Герои войны,  умудренные жизненным опытом и совсем юные, будут смотреть на нас с фронтовых фотографий, каждый раз напоминая о цене жизни…

 

IV. Подведение итогов.

 

Подсчитаем каждый свои баллы, поставим отметку на маршрутном листе:

- 1-7 баллов – отметка 2,

- 8-11 баллов – отметка 3,

- 12-14 баллов – отметка 4,

- 15-18 баллов – отметка 5,

- 19-22 баллов – отметка 6,

- 23-25 баллов – отметка 7,

- 26-29 баллов – отметка 8,

- 30-32 баллов – отметка 9,

- 33-36 баллов – отметка 10.

 

V. Рефлексия

Беседа с учащимися

Урок наш был насыщен полезной информацией.

А каковы ваши ощущения? Понравилась ли вам наша игра?

Какое задание показалось наиболее интересным?

 

Лестница успеха

Предлагаю вам разместить смайлики на ступеньках «лестницы успеха» в соответствии с тем, как вам сегодня удалось выполнить задания.

 

VI. Домашнее задание

 Урок у нас сегодня был необычным, и домашнее задание тоже будет особенным:

в память о герое поэмы Твардовского подготовьтесь к сочинению «Образ Василия Тёркина». А дополнительно можно сделать иллюстрации к произведению.


 

Скачано с www.znanio.ru

Обобщающий урок по поэме А.Т.Твардовского «Дорогами

Обобщающий урок по поэме А.Т.Твардовского «Дорогами

III . Обобщение материала

III . Обобщение материала

Вопрос 1 команде: В чем жанровое своеобразие поэмы? (эту поэму автор назвал «Книгой про бойца»

Вопрос 1 команде: В чем жанровое своеобразие поэмы? (эту поэму автор назвал «Книгой про бойца»

IV станция – игра с капитанами команд «Облака слов»

IV станция – игра с капитанами команд «Облака слов»

В какой книге находится ваше следующее задание, вы сможете узнать, разгадав ребус (ребус для каждой команды)

В какой книге находится ваше следующее задание, вы сможете узнать, разгадав ребус (ребус для каждой команды)

Начало Концовка

Начало Концовка

I . О герое Вы знаете, что о

I . О герое Вы знаете, что о

II . Выводы: чему учит поэма?

II . Выводы: чему учит поэма?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023