Обобщающий урок по русскому языку в 3 классе по теме «Изменение глагола по временам»
Цели и задачи:
Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме “Глагол”;
Развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся.
Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда
Воспитание интереса к изучению русского языка, через использование занимательного материала
Воспитывать дисциплинированность учащихся (не выкрикивать, до конца внимательно выслушивать ответы товарищей), умение работать в группе.
Глагол – это часть речи, которая
обозначает действие предмета отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
что делает? что делал?
что делаешь? что сделает?
что будет делать? и др.
Прош. вр.
Снег теперь уже не тот —
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Послушайте стихотворение, назовите глаголы.
потемнел
треснул
Какое действие обозначают глаголы?
Действие, которое произошло до момента речи, значит, это глаголы прошедшего времени.
Наст. вр.
Солнце ласково смеётся,Светит ярче, горячей,И с пригорка звонко льётсяРазговорчивый ручей.
Послушайте стихотворение, назовите глаголы.
смеётся
светит
льётся
Какое действие обозначают глаголы?
Действие, которое происходит в момент речи, значит, это глаголы настоящего времени.
Пройдёт зима холодная,Наступят дни весенние,Теплом растопит солнышко,Как воск снега пушистые.
Послушайте стихотворение, назовите глаголы.
пройдёт
наступят
растопит
Какое действие обозначают глаголы?
Действие, которое будет происходить после момента речи, значит, это глаголы будущего времени.
Буд. вр.
От глаголов говорить, сказать, посылать, послать образуйте формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Какой вывод можно сделать?
Глагол | Вопрос | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
говорить | что делать? | говорю | говорил | буду говорить |
сказать | что сделать? |
| сказал | скажу |
посылать | что делать? | посылаю | посылал | буду посылать |
послать | что сделать? |
| послать | пошлю |
Найти глаголы.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
– На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая!
что делает?
что делает?
что делает?
что делает?
Действия происходят
в момент речи.
Найти глаголы.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
– На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая!
что делает?
что делает?
что делает?
что делает?
Действия произошли
до момента речи.
что сделали?
что сделала?
Действия происходят
в момент речи.
Найти глаголы.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
– На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая!
что делает?
что делает?
что делает?
что делает?
что сделали?
что сделала?
Действия происходят
в момент речи.
Действия произошли
до момента речи.
Найти глаголы.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
– На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая!
что делает?
что делает?
что делает?
что делает?
что сделали?
что сделала?
Действия произойдут
после момента речи.
что сделаю?
что сделаю?
что сделаю?
что сделаю?
Действия происходят
в момент речи.
Действия произошли
до момента речи.
Найти глаголы.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
– На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая!
что делает?
что делает?
что делает?
что делает?
Настоящее время
Прошедшее время
что сделали?
что сделала?
Будущее время
что сделаю?
что сделаю?
что сделаю?
что сделаю?
Найти глаголы.
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
– На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая!
что делает?
что делает?
что делает?
что делает?
Глаголы, обозначающие действия,
происходившие до момента речи,
стоят в форме прошедшего времени.
что сделали?
что сделала?
Глаголы, обозначающие действия,
которые произойдут после
момента речи, стоят в форме
будущего времени.
что сделаю?
что сделаю?
что сделаю?
что сделаю?
Глаголы, обозначающие действия,
которые происходят в момент речи,
стоят в форме настоящего времени.
наст. вр.
наст. вр.
наст. вр.
наст. вр.
прош. вр.
прош. вр.
буд. вр.
буд. вр.
буд. вр.
буд. вр.
п
р
а
к
т
и
к
а
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт...
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря...
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась...
п
р
а
к
т
и
к
а
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт...
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря...
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась...
Найти глаголы и определить, в каком времени они стоят.
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт...
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря...
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась...
что делает?
что делает?
что делает?
что делает?
Действия произойдут
после момента речи.
Действия происходят
в момент речи.
Действия произошли
до момента речи.
наст. вр.
наст. вр.
наст. вр.
наст. вр.
что сделает?
что сделает?
что сделает?
что сделает?
что сделает?
что сделают?
буд. вр.
буд. вр.
буд. вр.
буд. вр.
буд. вр.
буд. вр.
что сделала?
что сделала?
что сделала?
что сделала?
что сделала?
прош. вр.
прош. вр.
прош. вр.
прош. вр.
прош. вр.
Глаголы,
обозначающие действия,
которые произойдут
после момента речи
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние
предмета и в неопределённой форме отвечает на вопросы что делать?
что сделать?
мыть руки
решить задачу
спеть песню
радоваться победе
Глаголы настоящего времени
Глаголы прошедшего времени
Глаголы будущего времени
Глаголы,
обозначающие действия,
которые происходят
в момент речи
Глаголы,
обозначающие действия,
происходившие
до момента речи
(поёт, спешит, думает,
радуется).
(спел, спешил, думал,
обрадовался).
(споёт, будет спешить,
будет думать, обрадуется).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.