Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов КГОБУ школа-интернат, с. Покровка
Обобщающий урок по творчеству И.А. Крылова
(литературное чтение 3 класс)
Цель:
- обобщить знания о творчестве И.А. Крылова;
- развивать интерес к чтению басен:
- формировать умение самостоятельно работать с книгой;
- развивать творческую активность;
- воспитывать взаимовыручку, чувство справедливости.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
-Посмотрите на доску, на ваши творческие работы, на выставку книг.
Готовы к работе?
Вы разделились на 4 команды, выбрали в название каждой команды, что-то искали, что-то читали. Удачи в работе!
II. Самоопределение к деятельности.
Слайд 1.
….
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по - русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят. (П.Вяземский)
- О ком сегодня будем говорить? Чьи произведения будем вспоминать?
Слайд 2. Памятник Крылову
- Неподалёку от входа в Летний сад в Санкт-Петербурге на тенистой площадке стоит бронзовый памятник. Какой необычный памятник! В кресле грузный добродушный дедушка, а внизу, вокруг постамента, разные звери. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен .Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России.
- Что вы знаете об этом человеке? Что он писал?
III. Работа по теме урока.
Работают в группах.
Что такое басня?
1. Тест о баснях:
1. Что такое басня?
А) краткий иносказательный рассказ поучительного характера
Б) смешное лирическое произведение
В) короткая сказочная история
2. Кто является героями басен?
А) герои-богатыри
Б) животные, иногда – люди
В) герои-помощники
3. Басни писались с целью:
А) развлечь читателя, создать хорошее настроение
Б) прославить русский народ, Русь
В) помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними
4. Особенности жанра:
А) троекратные повторы
Б)волшебство
В) мораль и диалог
5.В басне
А) есть вывод, мораль
Б) вывода нет, каждый придумывает его сам
В) вывод не нужен
Проверка.
2. Конкурс «Кто больше?»)
- Назвать басни, где встречается название вашей команды.
Команда «Лисица»
(«Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград», «Волк и Лисица», «добрая Лисица», «Лиса», «Лиса и Осёл» и др.)
Команда «Волк»
( «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Лев и Волк», «Волк и Мышонок», «Волк и Пастух», «Волк и Журавль» и др.)
Команда «Медведь»
(« Медведь», «Квартет», «Медведь у пчёл», «Трудолюбивый Медведь», «Крестьянин и Работник» и др.)
Команда «Обезьяна»
(«Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки», «Квартет», «Обезьяны», «Обезьяна» и др.)
3. Соберите пословицы из частей.
Поспешишь потехе час.
Лето пролежишь людей насмешишь
Семь раз примерь зимой с сумой побежишь.
Много захочешь один раз отрежь.
Делу – время последнее потеряешь
- Какие из пословиц лучше всего выражают главную мысль басни «Стрекоза и Муравей»? (Лето пролежишь - зимой с сумой побежишь.
У короткого ума а лень портит.
Труд человека кормит век учись.
Без беды длинный язык.
Век живи друга не узнаешь.
- Какая из пословиц подходит к басне «Чиж и Голубь»?
4. Игра «Узнай басню»
Команда «Лисица»
ЧОИЛЖУИБГЬ («Чиж и Голубь»)
Команда «Волк»
ВГОНЛЕКНИОЯК («Волк и Ягнёнок»)
Команда «Медведь»
ООСЛЕОЛВИЕСЙ («Осёл и Соловей»)
Команда «Обезьяна»
ЗОЕБРЕКЗАЬЛЯОНА («Зеркало и Обезьяна»)
5. Игра «Сложи название»
- Соедини стрелочками начало и конец басен И.А. Крылова.
Мартышка Лисица
Ворона Кот
Стрекоза Очки
Щука Голубь
Чиж Муравей
Слон Жемчужное зерно
Петух Моська
Кукушка Ягнёнок
Волк Обезьяна
Зеркало Петух
6. Какой басне соответствует мораль? (Тексты в конвертах)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт. («Лебедь, Щука и Рак»)
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться! («Зеркало и Обезьяна»)
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица»)
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно»)
7. «Кто сказал? Из какой басни?» (Задания в конвертах.)
1) Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать – так, право, сказки! (Лиса. «Лисица и Виноград»)
Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой. (Стрекоза. «Стрекоза и Муравей»)
2) Как смеешь, ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё моё. (Волк. «Волк и Ягнёнок»)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней. (Соловей. «Квартет»)
3) А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь. (Соловей. «Квартет»)
Во то-то мне и духу придаёт,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. (Моська. «Слон и Моська)
4) Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Медведь. «Зеркало и Обезьяна»)
Помилуй, мне ещё и отроду нет году. (Ягнёнок. «Волк и Ягнёнок»)
8. Объясните значение крылатых выражений. Когда так говорят? (Задания в конвертах)
1) А во и ныне там.
Из кожи лезут вон.
2) Дело мастера боится.
Хоть видит око, да зуб неймёт.
3) А Васька слушает, да ест.
Слона-то я и не приметил.
4) Великий человек лишь громок на делах.
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
9. Инсценирование басни (по 1 на группу).
10. Конкурс чтецов.
11. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 3.
….
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по - русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят. (П. Вяземский)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.