Обобщающий урок-игра по теме «Плотность вещества», 7 класс
Оценка 4.9

Обобщающий урок-игра по теме «Плотность вещества», 7 класс

Оценка 4.9
Игры
docx
физика
7 кл
29.03.2018
Обобщающий урок-игра по теме «Плотность вещества», 7 класс
Публикация является частью публикации:
Конспект урока.docx

 

Обобщающий урок-игра по теме «Плотность вещества»

Методическая разработка

 

Физика, 7 класс

Тема урока «Обобщение знаний по теме «Плотность вещества»

Тип урока: урок-игра.

Место урока в системе уроков: Урок относится к разделу «Взаимодействие тел». На изучение темы «Плотность вещества» по программе Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика. 7-9 классы» отводится 2 часа. Тема изучается впервые.

Опорные знания: вещество, физическое тело, наблюдения, опыты, масса, объём, плотность, единицы измерения.

Цель урока: обобщить знания и умения по теме «Плотность вещества».

Задачи:

Дидактические:

1.        Обобщить знания по теме «Плотность вещества».

2.        Совершенствовать навыки решения качественных и расчётных задач.

3.        .Совершенствовать умение ставить физические эксперименты.

Развивающие:

1.        Развивать навыки решения физических задач.

2.        Развивать речевые навыки учащихся.

3.        Развивать эвристическое, аналитическое и логическое мышление.

4.        Развивать познавательную активность.

5.        Формировать межпредметные связи.

6.        Развивать умения анализировать и делать выводы.

7.        Расширять научный кругозор.

8.        Развивать способность к  самооценке и рефлексии.

Воспитывающие:

1.        Воспитывать умение логически строить свой ответ.

2.        Формировать учебное сотрудничество.

3.        Формировать научное мировоззрение.

4.        Создавать условия для повышения учебной мотивации.

Общеобучающие:

1.        Формировать умение анализировать условие задачи и выбирать методы решения.

2.        Формировать умение ставить физический эксперимент и объяснять его.

3.        Продолжать работу по формированию умения работать в группе.

4.        Формировать практические умения при постановке опытов.

5.        Формировать способность к рефлексии.

Диагностика умений и навыков

На момент проведения урока учащиеся владеют терминами «физическое тело», «вещество», «масса», «объём», «плотность», знакомы с методами физических исследований, умеют проводить измерения физических величин, решать качественный и расчётные задачи, делать выводы из опытов, знакомы с правилами перевода единиц измерения в СИ.

Методы:

Игра-соревнование, практическая работа, самостоятельная работа.

Ожидаемый результат урока

В результате учебной деятельности на запланированном уроке учащиеся должны обобщить знания по теме «Плотность вещества», закрепить умение проводить физический эксперимент, решать качественные и расчётные задачи на нахождение плотности, массы и объёма вещества, умение обобщать знания и доказывать свою точку зрения.

Оборудование для учителя:

- учебник А.В. Пёрышкина «Физика.7 класс», доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, стакан, вода, растительное масло, карточки «Домино» (Приложение 2), карточки с домашним заданием (Приложение 3).

Оборудование для учащихся

- тетрадь, ручка, таблица «Плотности различных веществ» (Приложение 1), калькулятор, таблички с названиями команд;

- измерительный цилиндр, вода, кусочек пластилина, шоколад, нитки, линейка.

 

Структура урока

 

№ п\п

Этап урока

Время

1.

Оргмомент

1 мин

2.

Постановка цели урока

1 мин

3.

Объяснение правил игры, организация деятельности учащихся в группах

5 мин

4.

Отборочный тур

- игра «Домино» на право первого хода.

3 мин

5.

Игра «»

25 мин

6.

Подведение итогов урока

- объявление победителей.

3 мин

7.

Домашнее задание

2 мин

 

Ход урока

1.                      Оргмомент

 

2.                      Постановка цели урока

На прошлых уроках мы с вами познакомились с такими физическими величинами как масса, плотность, объём, учились их измерять и решать задачи. Сегодня нам предстоит подвести итог нашей работы, обобщить знания по теме «Плотность вещества», закрепить умения решать задачи и проводить физические эксперименты. А ещё вы сегодня убедитесь, что решать сложные физические задачи можно, играя.

Сегодня мы с вами будем играть.

 

3.                      Организация работы в группах. Объяснение правил игры.

Вы разделились на команды, у каждой команды есть капитан (попросить встать).

На экране перед вами игровое поле (слайд 1 Презентации), на котором представлены 4 категории вопросов: «Как?», «Почему?», «Посчитайте…» и «Эксперимент». В каждой категории по 4 вопроса разного уровня сложности. Самые сложные вопросы оцениваются 4 баллами, за ответ на самый простой вопрос команда получает один балл. (Счёт игры ведётся на доске)

Команда выбирает категорию и сложность вопроса. Отвечать на вопрос могут все команды. Право отвечать на вопрос предоставляется команде, первой поднявшей руку и давшей верный ответ.

Право выбирать вопрос предоставляется команде, которая выиграла предыдущий вопрос.

При проведении эксперимента по 2 участника от каждой команды пересаживаются за лабораторные столы, остальные продолжают игру.

 

4.                      Определение права первого хода. Игра «Домино».

Кто же будет ходить первым? Мы сейчас определим это при помощи Домино. (Учащиеся получают карточки «Домино», которые нужно соединить в одну линию таким образом, чтобы рядом оказались наименование физической величины, её буквенное обозначение и единица измерения).

 

5.                      Игра

Итак, игру начинает команда №1. Пожалуйста, выбирайте вопрос.

(Переход к выбранному вопросу осуществляется нажатием на гиперссылку с номером вопроса в данной категории)

Категория «Как?»

1.                      Как определить плотность твёрдого тела? (Время на подготовку: 10 с)

2.                      Как определить массу кирпича при помощи линейки? (Время на подготовку 10 с)

3.                      Как меняется величина плотности вещества с ростом температуры? (Время на подготовку: 10 с)

4.                      Как меняется масса металлической детали при нагревании её на огне? (Время на подготовку: 10 с)

Категория «Почему?»

1.                      Почему сухое дерево не тонет в воде? (Время на подготовку: 10 с)

2.                      На одной чаше весов стоит 10-литровое ведро, заполненное  пресной водой, на другой – такое же ведро, но заполненное морской водой. Какая чаша весов перевесит и почему? (Время на подготовку: 10 с)

3.                      Почему плотность водяного пара так сильно отличается от плотности воды? (Время на подготовку: 15 с)

4.                      Почему при укладке железнодорожных рельсов между ними оставляют зазоры? (Время на подготовку: 15 с)

Категория «Посчитайте…»

1.                      Мама, вернувшись домой, принесла козлятам на ужин различные молочные продукты. Одним — молоко (0,8 г/см3), вторым — простоквашу (0,8 кг/дм3), третьим — сливки (890 кг/м3). Сравните плотности принесенных молочных продуктов. (Время на подготовку: 1 мин) 1=2<3[1]

2.                      «....А теперь мешков с углем не подыму. Скоро буду от ветра валиться».

«Нет!» – вскричал Вакула, помолчав и ободрившись. – «Не дам никому смеяться над собою! Хоть десять таких мешков, все подыму».

Каков объем этих мешков, если масса одного мешка полтора пуда? 1 пуд = 16 кг. (Время на подготовку: 1,5 мин) 1,6 м3[2]

3.                      Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел плотность организма 980 кг/м3 и объём, равный 0,08 м3. Какова была плотность Хоттабыча, когда он на протяжении 2000 лет в полном одиночестве сидел в кувшине объёмом 2 литра? (Время на подготовку: 3 мин) 39200 кг/м3[3]

4.                      Придя в гости к инженеру Клепке, Незнайка увидел, что его новый друг изобрел и собрал атомный ледокол, который за сутки расходует 10,5 см3 урана.

«Интересно, на сколько суток работы такому ледоколу хватит 2 кг урана?» — подумал Незнайка. (Время на подготовку: 5 мин) 10,025 суток[4]

Категория «Эксперимент»

После прочтения задачи 3 или 4 от каждой команды по 2 экспериментатора отсаживаются за отдельный стол с приборами и ставят эксперимент.

1.                      Объясните результаты эксперимента (учитель демонстрирует, что жидкости с разными плотностями – вода и растительное масло, не смешиваются и располагаются в определённом порядке). (Время на подготовку: 30 с)

2.                      Свинцовое тело опустили в мензурку с жидкостью (см. рисунок)[5]. Определить массу свинцового тела. (Время на подготовку: 3 мин)

3.                      Используя линейку, определите плотность шоколада. (Время на подготовку: 5 мин)

4.                      Используя линейку, определите массу кусочка пластилина. (Время на подготовку: 5 мин)

 

 

6. Подведение итогов урока

Итак, время, отведённое на нашу игру, закончилось.

Осталось совсем немного заданий. Но вы сегодня показали свои знания по теме «Плотность вещества», совершенствовались в постановке физического эксперимента и решении задач.

Посмотрите на турнирную таблицу: по итогам игры победила команда …

Поздравляем ребят, они оказались самыми быстрыми и сообразительными и получают отметки «5» за работу на уроке.

Остальные команды тоже работали хорошо, но возможно не хватило немного времени или решительности. Вы молодцы!

А сейчас я попрошу каждого из вас оценить, насколько он владеет знаниями по теме «Плотность вещества», умеет решать задачи, насколько он готов к контрольной работе. (Слайд 2 Презентации)

Поднимите вверх карточку того цвета, который соответствует вашей оценке:

Зелёный – с материалом разобрался и могу помочь разобраться друзьям;

Синий – всё понятно, дома осталось только повторить;

Жёлтый – почти во всём разобрался, но дома нужно что-то доработать, в чём-то разобраться;

Красный – почти ничего не понимаю, придётся дома самостоятельно разбираться.

 

7. Домашнее задание

Молодцы. А теперь – капитаны, получите домашнее задание для своих команд.

Дома вам нужно будет поставить эксперимент и представить отчёт о его результатах в письменной форме.

Внимательно прочитайте задание, есть ли у вас вопросы? А сейчас – спасибо вам за урок! До свидания!

 

Список литературы

1.      Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки - СПб: Астрель, 2011  

2.      Кирик Л.А. Сборник задач по физике, 7 класс - М.: Илекса, 2016

3.      Макоед М.М. В мире сказок. Подборка задач по теме "Масса. Плотность вещества" (VII класс) - Фiзiка: праблемы выкладання, 2007, № 1

4.      Перышкин А.В. Физика 7 класс  - М.: Дрофа, 2016

5.      http://festival.1september.ru/articles/602447/


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Макоед М. М. «В мире сказок» подборка задач по теме «Масса. Плотность вещества» (VII класс)

[2] Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

[3] http://festival.1september.ru/articles/602447/

[4] Макоед М. М. «В мире сказок» подборка задач по теме «Масса. Плотность вещества» (VII класс)

[5] http://festival.1september.ru/articles/313006/ Абу Сафиа Камаль Тема урока: "Плотность вещества" в курсе естествознания Палестинской средней школы

Обобщающий урок-игра по теме «Плотность вещества»

Обобщающий урок-игра по теме «Плотность вещества»

А.В. Пёрышкина «Физика.7 класс», доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, стакан, вода, растительное масло, карточки «Домино» (Приложение 2), карточки с домашним заданием (Приложение 3)

А.В. Пёрышкина «Физика.7 класс», доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, стакан, вода, растительное масло, карточки «Домино» (Приложение 2), карточки с домашним заданием (Приложение 3)

Игра Итак, игру начинает команда №1

Игра Итак, игру начинает команда №1

Объясните результаты эксперимента (учитель демонстрирует, что жидкости с разными плотностями – вода и растительное масло, не смешиваются и располагаются в определённом порядке)

Объясните результаты эксперимента (учитель демонстрирует, что жидкости с разными плотностями – вода и растительное масло, не смешиваются и располагаются в определённом порядке)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018