Копылова Ольга Юрьевна, учитель географии
Тема: |
«Население мира» |
Класс: |
10 |
Тип урока: |
Обобщающий урок по теме в форме игры «Счастливый случай» |
Цель: |
Закрепление и обобщение основных теоретических знаний по теме «География населения мира» |
Задачи: |
• Закрепление основных теоретических знаний по теме «География населения мира»; • продолжение формирования умения работы с различными источниками географической информации; • развитие речи учащихся; • воспитание коллективизма через организацию работы учащихся в группах; • развитие интереса к предмету через игру. |
Используемые методы: |
Словесный (графический) |
Оборудование: |
Карта «Политическая карта мира», атласы, презентация, компьютер. |
Ход урока: |
|
Организационный момент в начале урока: |
На доске тема - "Экипаж" всей Земли Вступительное слово учителя: - Ребята, накануне мы закончили изучение темы. И сегодня мы с вами повторим ключевые разделы темы и посмотрим какие знания вы усвоили. - Назовите тему урока. - Поставьте цель сегодняшнего урока. Учащиеся называют тему «Население мира» Ставят цель урока.
Сегодня между командами сражение. Но пусть обид не будет среди вас. Ведь победитель или побежденный Сегодня будет кто-то среди вас. Мы будем рады, если вы в сражениях Покажите находчивость свою. Уменье, знания и веселье позволят вам Сыграть в ничью.
А поможет нам сегодня определить лучшую команду компетентное жюри в составе (представляются члены жюри)
|
|
Не в театре телевизионном, а среди наших школьных стен, начинаем сейчас мы весёлую игру "Счастливый случай". Представление команд. Команды приветствуют друг друга.
|
Правила проведения игры: |
Ученики предварительно за неделю делятся на группы по 5-6 человек. Команды выбирают капитана, готовят название команды и девиз (слоган). Каждая команда должна подготовить по 1 вопросу соперникам. |
1тур «Блицопрос» |
Каждой группе предлагается ответить на 5 вопросов без подготовки. За каждый ответ группа получает 1 балл. Каждый участник группы может поднять сигнальную карточку, лежащую в центре стола.
1 группа
1. Какова численность населения в мире, в настоящее время. 2. Какой тип воспроизводства характерен для Алжира. 3. Какая из стран имеет наибольшую рождаемость: Саудовская Аравия или Испания. 4. В какой семье девиз демографической политики «Нас двое, нам двоих»? 5. Какие из перечисленных религий являются мировыми? Ислам, буддизм, синтоизм?
2 группа
1. Что означает понятие «утечка умов»? 2. Где выше естественный прирост в Канаде или Ираке? 3. Какая страна самая многонациональная? 4. Верно ли утверждение: для первого типа воспроизводства характерна высокая рождаемость и высокая смертность? 5. В какой стране девиз демографической политики «одна семья-один ребёнок»
3 группа
1. В какой стране исповедуют конфуцианство? 2. В какой стране наименьшая рождаемость? Франция или Иран? 3. На что направлена демографическая политика в развивающихся странах? 4. Какая самая большая языковая семья? |
|
5. Когда можно говорить о расовой дискриминации?
Учитель подводит итоги блицопроса. Результаты заносятся в итоговую ведомость. |
|
2 тур «Заморочки бочки» |
из |
Каждой группе предлагается ответить на 1 вопрос за 2 балла, на 1 вопрос за 3 балла. На обдумывание дается по 2 минуты, команды по очереди выбирают себе вопросы и после обдумывания дают ответы. Отвечает тот ученик который знает ответ.
Вопросы по 2 балла.
1. Древнегреческий математик и философ рассматривал человеческую жизнь в определённом аспекте. В каком именно? 2. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Ирландии, больше евреев, чем в Израиле, есть своя малая Италия, свой «Чайнатаун», чем вы это можете объяснить? 3. Мужчины, какой национальности носят паранджу?
Вопросы по 3 балла.
1. Люди этих населённых пунктов живут очень уединенно, связь с внешним миров осуществляется преимущественно через радио и телефон. О какой форме расселения идёт речь? 2. Продолжите «Численность мужчин выше численности женщин в тех странах где… 3. «Люди», - писал Н.Н.Баранский, « - не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами». О каком процессе речь?
Учитель подводит итоги 2 тура «Заморочки из бочки». Результаты заносятся в итоговую ведомость. |
3 тур «Перекрестный опрос» - «Ты мне я тебе» |
Каждой команде предоставляется возможность задать вопрос другой команде и получить, за правильной ответ 3 балла.
1. Докажите, что в России до начала ХХ века существовали традиции многодетности. 2. Что такое «демографический взрыв»? 3. Дайте определение субурбанизации. |
|
4 тур «Темная лошадка» |
Впервые чаши с этим напитком появились в 17 веке на столах голландцев. В Россию попал он неожиданно. В 1638 году из Москвы были отправлены послы к монгольскому хану. Польщённый подарками хан, в свою очередь, послал |
|
|
|
ответные дары, среди них было то, что послы назвали негодным товаром и взять его считали ниже своего достоинства. Но, к их удивлению, товар пришёлся в Москве по вкусу, хотя вначале его применяли как лекарство при разных хворях. В 19 веке его употребляли в большом количестве. Что лежит в чёрном ящике? (Чай)
Время на обдумывание 2 минуты. Команда ответившая первой и правильно получает 3 балла. |
5 тур сценки» |
«Игры |
Каждой команде предлагается разыграть сценку. Противоположные команды должны будут ответить на вопросы после просмотра сценки: 1. В каких странах могут происходить данные сцены? 2. К какому типу воспроизводства населения можно отнести первую и вторую сценки и почему? 3. Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика стран, отображенных в данных сценках?
Сценка I.
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года. 1-ый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль Мерседес, а два года назад, как я помню, был Ситроен, и костюм за тысячу долларов 2-ой: А у тебя все тот же старенький Пежо? 1-ый: Да! Да! Старенький Пежо, милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну да, зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь! 2-ой: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого!
Сценка II
Диалог между мужем и женой. Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал его сегодня сводить в зоопарк Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает, дорогая? У нас есть все: у каждого - велосипед, в каждой комнате - телевизор, есть видео. Скоро сложим все зарплаты и доплаты и купим мини- |
|
сауну и видеокамеру! Жена: Нет, нет, я не хочу этого: Я хочу ребенка! Муж: Да ты с ума сошла! - пока ребята готовятся проведем с остальными игру Узнай страну. По моим подсказкам надо узнать страну, с каждой подсказкой количество баллов уменьшается.
Учащиеся дают ответы, после обсуждения. |
|
Итоги урока. |
Учитель подводит итоги игры. Жюри анализирует итоги и результаты, набранные баллы командами. Вручение призов. Оценивание работы учащихся. Рефлексия урока. |
|
Домашнее задание |
Из курса 9 класса повторить особенности технических революций. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.