Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".
Оценка 4.6

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
8 кл
10.12.2017
Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".
На уроке повторяются и систематизируются сведения об однородных членах предложения. Учащиеся повторяют признаки однородных членов предложения, их изобразительно-выразительную и синтаксическую роль, отрабатывают навыки составления схемы, конструирования предложений с однородными членами; учатся видеть и исправлять грамматические ошибки в предложениях с данными конструкциями, отрабатывают навыки работы с текстом.
Обобщающий урок по теме.docx
Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".  8­й класс  Цель урока: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения. Знать: признаки однородных членов предложения, изобразительно­выразительную роль  данных конструкций. Уметь: находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль,  составлять схемы, конструировать предложения с однородными членами; видеть и  исправлять грамматические ошибки в предложениях с данными конструкциями. I. Оргмомент. Вступительное слово учителя. ХОД УРОКА – Сегодня мы завершаем изучение темы “Однородные члены предложения”. Этот  обобщающий урок мы посвятим закреплению умения правильно ставить знаки препинания  при однородных членах; узнаем, какими стилистическими возможностями обладают  конструкции с однородными членами, и будем учиться предупреждать грамматические  ошибки – задача нелегкая, но нужная. II. Повторим изученное. 1.­ Работу мы начнем с выполнения теста№1. После выполнения теста сформулируйте,  какие знания вам потребовались для его выполнения.                                                            Тест №1  А1. Какое утверждение ошибочно? 1) Однородными могут быть любые члены предложения. 2) Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова. 3) Однородные члены всегда выражаются одной частью речи. 4) В предложении может быть больше одного ряда однородных членов. А2. 1)Однородные члены предложения могут выражаться словами разных частей речи.        2) Между однородными членами перед повторяющимися союзами ставится запятая.        3) Сочинительные соединительные союзы – и, да (и), ни­ни, не только... но и, как…так  и… . 4) Во фразеологическом обороте между однородными членами предложения ставится  запятая. А3. Какой союз является разделительным? 1) ни…ни 2) зато 3) как…так и 4) то…то А4. Какой союз является противительным? 1) либо 2) не то… не…то 3) не только…но и 4) однако А5. Напишите, к какой группе относится союз в предложении:             1) Хуже всего ждать да догонять. 2) Мал золотник, да дорог. ­ Необходимо знать признаки однородных членов, разряды сочинительных союзов и  условия постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Давайте  поподробнее остановимся на этих моментах. 2.Повторение однородных членов, соединенных союзами.                                                      Тест №2 А1. В каком предложении нужно поставить одну запятую? 1) Я люблю эти темные ночи эти звезды и клены и пруд. 2) Весна входила в горы с робким звоном ручейков шелестом прошлогодних  трав да журавлиным криком в небе. 3) Сквозь дубняк и орешник беспрестанно проскакивали лучи солнца и слепили  нам глаза. 4) Издали Владимир услышал необыкновенный шум и гам.    А2. В каком предложении нужно поставить одну запятую? 1) На стол постелена красивая льняная скатерть. 2) Что встал ни свет ни заря? 3) Человек с трудом переносит как мороз так и жару. 4) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. А3. В каком предложении нужно поставить одну запятую? 1) Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где­то далеко и казались голубыми воздушными цветами 2) Вырванные оконные рамы были забиты фанерой. 3) Ничто не дается без усилий и воли без жертв и труда. 4) Венчики трав качались над головами да осыпали плечи желтой  цветочной пылью. 3. Дифференцированное задание. – Часто в предложении встречается несколько рядов однородных членов. Это требует  вдумчивого отношения при постановке знаков препинания. Механическое применение  правил в этих случаях невозможно. Вот для того чтобы выработать прочный навык  постановки знаков препинания, еще одно задание. Его выполняем по группам.  1 группа учащихся записывает предложения под диктовку, определяет синтаксическую  роль однородных членов; 2 группа составляет только схемы диктуемых предложений. (У  доски работает учащийся 2 группы.) 1. Порывистый и холодный ветер шумел сухой травой и трепал одинокое молодое  деревце. 2. Соловьи по­прежнему пели страстно и звонко, нежно и удало. 3. Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему благородному и  прекрасному (В.Г.Белинский). – Проверяем.  III. Изобразительно­выразительная роль предложений с однородными членами. 1.– Последнее предложение В.Г.Белинского станет мостиком ко 2 части урока –  “Изобразительно­выразительная роль предложений с однородными членами”. Запись на слайде: Изобразительно­выразительная роль  предложений с однородными членами 1. Яркое средство словесной наглядности. 2. Стилистические фигуры речи: а) многосоюзие, бессоюзие; б) парное соединение однородных членов. 3. Средство создания комического. Сообщение учащихся на эту тему. 2. Дифференцированное задание. – Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким,  выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в  помощи, могут обратиться к словам для справок. На слайде: Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья,  крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны. Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство,  провода. – Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит,  подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши  домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и  колдовства.) – У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему? – Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной.  Но надо помнить и о том, что они “источник опасности”, так как при неправильном  построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические  ошибки. IV. Итак, переходим к 4 этапу урока, на котором проведем работу по предупреждению  грамматических ошибок.  Расскажите о типах грамматических ошибок в предложениях с  однородными членами.  Слайд Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами 1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве  однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли  столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени  существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). 4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как –  так и. (Я не только читаю газеты, но и журналы). 5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор). 1. – Научиться видеть грамматическую ошибку, определять её вид, а самое главное –  исправлять её, поможет коллективное заполнение таблицы, которая перед вами на  листах. Неправильно Вид ошибки Исправлено 1. А.С. Пушкин заинтересовался и изобразил Пугачева в своей  повести. 2. Гринев был смел, благороден и честный. 3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу. 4. Меня не только интересуют повести, но и стихи. 5. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать  друзей.           №5 №1 №2 №4 №3 – Примеры предложений с грамматическими ошибками взяты из ваших сочинений по  литературе. Называю вид ошибки, вы находите предложение, в котором она допущена.  Чтобы сэкономить время, в колонке “Вид ошибки” предлагаю указывать только ее номер  (см. на слайд “Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами”).  Исправим первое предложение… Запишите его в исправленном виде. (Так проводится работа со всеми предложениями, данными в таблице.) 2. Самостоятельная работа.  ­Ребята, прочитайте сочинение ученицы 6 класса. Есть в нем предложения с  грамматическими ошибками? Исправьте их самостоятельно. На слайде: Повесть “Метель” удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это  произведение заинтересовало и понравилось мне необычностью сюжета. Снегопад,  вьюга сыграли свою злую роль в судьбах героев. История Маши и Владимира учит  обдуманности поступков и быть осмотрительными. Все произведения и стихи А.С.  Пушкина мне очень нравятся. – Проверим. V. Работа с текстом. И МИЛОСЕРДИЯ… (1)Девочка в красном пальтишке, в меховых башмаках, в пуховой шапочке кормила  голубей из кулька.      (2) И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг  дружку, оттирая боком. (3) Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и все повторяла:  «У, какие! У, какие!»      (4) А на скамейке сидел ее отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, хвалил ее за усердие. (5)  А ночью он сгреб лопатой мертвых голубей в кузов машины, и когда нагреб их полный  кузов, отвез на свалку и сжег там.  (6) Вернулся он домой наутро, осторожно прошел мимо  кровати дочки, которая глубоко спала. (7) Руки ее были хорошо, с мылом отмыты, и  девочка сладко причмокивала губами, даже чему­то улыбалась. (8)  И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как  «несмышленая» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в  санэпидстанции, потому что голуби стали болеть.  (9)  Могли заразить людей и животных и  нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте другие «борцы» за здоровье  людей обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща.  (10) Но  клеща в эту пору не убить – он, оцепенев, спит в гнилых пеньях, колодинах и под корой, а  вот птицу в той местности истребили всю  подчистую. (11) А птицы там было, птицы! (12)  Птица: глухари, тетерева, рябчики – уже отравленные,  но все еще живые, способные двигаться, вылетали на восходе солнца, грелись и падали  замертво на узкую тропинку, и так их много упало, что когда я шел весной по этой тропе,  под ногами у меня хрустели птичьи скелеты и сапоги по щиколотку уходили в перо, и было идти тяжело и вязко, будто по мягко проседающему мху.      (13) Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким­то  полузабытым отрывком из старой молитвы себя, детей своих, всех людей, таких  беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь… и милосердия ми воздаждь… и милосердия…»                                                                                            (По В.Астафьеву) 1. Среди предложений 1­5 найдите предложения  с однородными членами.  Напишите  номера этих предложений. 2. Среди предложений 10­13 найдите предложения с однородными членами при  обобщающем слове. Напишите номера этих предложений. 3. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все  запятые. Выпишите  цифру или цифры, обозначающие запятые между однородными  членами предложения. Но клеща в эту пору не убить – он,(1) оцепенев,(2) спит в гнилых   пеньях, (3)колодинах и под корой,(4) а вот птицу в той местности истребили  всю  подчистую. 4. Выполните синтаксический разбор предложения. И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя  друг дружку, оттирая боком. 5. Перескажите этот текст сжато. 6. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста:  Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким­то  полузабытым отрывком из старой молитвы себя, детей своих, всех людей,  таких беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь… и  милосердия ми воздаждь… и милосердия…»  VI. Рефлексия. – Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был нужен этот урок? Что  нового вы узнали?  – Что считаете нужным запомнить? Над чем надо поработать? – Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни? VI1. Дифференцированное домашнее задание. 1 вариант. Написать сочинение­рассуждение по заданию №6 текста. 2 вариант. Задание имеет исследовательский характер. Тема работы – “Роль однородных  членов предложения в тексте В.Астафьева «И милосердия…»

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".

Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2017