Подготовила: социальный педагог Околелова Л.М.
Ребенок – существо ранимое, чувствительное, и именно от взрослого зависит, каким оно вырастит. Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в семье. Семья – первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения. Школа – это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно.
Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются со множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень непросто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей.
Воздействие неблагоприятных факторов может вызвать негативные психические, физические и иные изменения в организме ребёнка, которые могут привести к тяжелейшим последствиям, различным отклонениям (девиациям) в поведении. Факторов возникновения и развития девиантногоповедения много, среди которых развод родителей, их занятость своими личными переживаниями, смерть любимого человека, рождение нового ребёнка и переключение на него внимания родителей, различные формы насилия над ребёнком в семье и др. Значительное влияние на ребёнка группы риска может оказать социальный педагог.
Основными направлениями работы с детьми группы риска являются следующие:
1. Ранняя диагностика подростков «группы риска».
К таким подросткам относятся ( по мнению Н.А.Рычковой ):
- дети, воспитывающиеся в семьях с разными уровнями социальной дезадаптации;
- дети с высокой наследственной отягощённостью психическими и психоматическими заболеваниями;
- гиперактивные дети (очень подвижные);
- дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитателей.
2. Консультативно – разъяснительная работа с родителями, педагогами.
3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей.
4. Организация коррекционно–реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, центров, служб.
5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
В
общих чертах принципы работы социального педагога с детьми
группы риска формулируются следующим образом:
- Создание атмосферы доверительности
отношений «социальный педагог - ребенок»;
- Подключение к процессу реабилитации
ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты
детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного
порядка, здравоохранения);
- Тесное взаимодействие с семьей ребенка.
- Взаимодействие с классным руководителем.
Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.
В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.
Создание банка данных осуществляется совместно с инспекторами ОДН, с представителями органов опеки и попечительства, здравоохранения и комиссиями по делам несовершеннолетних.
Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.
Классный руководитель представляет социальному педагогу данные о подростке «группы риска» по следующим позициям:
- участие учащегося в общественной жизни класса;
- приемлемые (позитивные) качества личности;
- взаимоотношения со сверстниками;
- досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
- каково влияние семьи;
- имеют ли место конфликты в классе и их причины;
- какая работа проводилась с подростком и насколько результативно.
Социальный педагог:
- приводит все сведения в систему;
- проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями-предметниками;
- посещает уроки, на которых возникают проблемы;
- ставит социальный диагноз;
- привлекает к сотрудничеству психолога, совместно с которым, в случае необходимости, принимается решение о направлении подростка на реабилитацию в соответствующие учреждения.
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
После анализа ситуации и выявления основных проблем ребёнка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения - с одной стороны и причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики - с другой.
Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон
Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами. Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.