План
Понятие «игровая технология», ее функции.
Место игровой деятельности.
Требования к игре.
Организация и структура игры.
Особенности игр и их классификация.
Примеры дидактических игр.
Литература:
Вайнер М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры/ /Начальная школа. – 2004. – № 1.– С.9-14.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Высш. школа, 2004.
Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
http://festival.1september.ru
1. Понятие «игровая технология», ее функции
Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности (А. Прудченков).
Мнения о функциях игры:
– игра как тренировка навыков «взрослых» действий (А.Н.Леонтьев «Психологические основы дошкольной игры»).
– игра как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков (С. Шуман).
– игра (создание вероятных миров и действия с ними) – это одно из проявлений интеллекта, его неотъемлемое свойство, т.к. основная функция интеллекта – это создание прогностических моделей, построение возможных вариантов будущего. Это свойство не зависит от возраста, просто «порождение моделей мира» взрослыми называется иначе – искусством, философией. И чем интеллектуальнее человек, тем более он должен быть склонен к игре (В.Н.Дружинин).
Л.С. Выготский обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов.
Функции игры
развлекательная (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).
Это организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.
Функции игры
коммуникативная: освоение диалектики общения, позволяет ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций;
самореализация в игре как на «полигоне человеческой практики».
Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
Функции игры
терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.
Заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
Функции игры
диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
Предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
Функции игры
коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
Функции игры
межнациональной коммуникации, толерантности: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.
Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
Функции игры
социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития, богатств культуры.
обучающая: …
контролирующая: …
воспитательная: …
развивающая: …
2. Место игровой деятельности
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве учебного занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы (Г.К. Селевко).
Направления реализации игровых приемов и ситуаций на учебных занятиях
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
Учебный материал используется в качестве ее средства.
В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (Г.К. Селевко).
3. Требования к играм в образовании
Игровая оболочка: должен быть задан игровая сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
Включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.
Требования к играм в образовании
Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действия и т.д.
Требования к играм в образовании
Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
Требования к играм в образовании
С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с »вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
Требования к играм в образовании
Вариативность – в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.
Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
4. Организация и структура игры
До игры. Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс необходимо определить:
какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии;
для какого состава учеников следует ее применять;
как увязать игру с другими способами обучения;
как найти время в учебном плане для ее проведения;
какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной теме.
4. Организация и структура игры
При организации и проведении игровой технологии необходимо:
стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры, эмоциональный настрой, забывают правила.
учитывать такие факторы, как утомляемость игроков,
продумать полученные результаты,
проанализировать сложившуюся ситуацию,
изменить стратегию или тактику игровых действий.
Если отдельные игроки или игровые группы не в состоянии продвигаться по содержанию игровой технологии, учитель может поменять исходные данные и затем продолжить игру.
Такой же подход в игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп значительно опережают остальных по всем остальным показателям. В этом случае вводную информацию надо менять для того, чтобы у тех, кто явно лидирует, не пропало желание играть, а у тех, кто отстал, все-таки появилась возможность выровнять игру.
В структуру игры как деятельности входят этапы:
Ориентировочно-мотивационный (особенность: мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации; чётко поставленная цель).
Исполнительно-операционный.
Рефлексивно-оценочный (особенность: результат соответствует поставленной цели; личность полностью реализует себя как субъект).
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средства реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
5. Особенности игр и их классификация
Большинство игр отличает следующие черты :
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Отличие от других технологий обучения
Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
Нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
В обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата.
Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса.
Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Деление игр по виду деятельности:
физические (двигательные),
интеллектуальные (умственные),
трудовые,
социальные,
психологические.
По характеру педагогического процесса:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
по характеру игровой методики
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные,
игры-драматизации.
По игровой среде
игры с предметами и без них,
настольные,
комнатные,
уличные,
на местности,
компьютерные и с ТСО,
с различными средствами передвижения.
6. Примеры дидактических игр
Дидактические игры могут становиться формами для формирования знаний и умений. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления учащихся.
Кроссворды
КВН
Повышение интереса
Не меньшее значение имеет использование дидактических игр для целей активации внимания и заинтересованности детей.
«Физика вокруг нас»
Поле чудес
Викторины
Имитационные, деловые игры
в процессе учащиеся в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи.
При изучении точных наук такого рода игры могут быть связаны практически с решением любого типа задач, связанных с измерением.
Ролевые игры
Пресс-конференции, игры-дискуссии на актуальные для общества темы (проблемы экологии и т.д.)
Игровой момент, в частности, связанный с различными ролями, поручаемыми одному и тому же учащемуся, делает возможным практическое освоение им различных сторон явления, различных точек зрения, возникающих в дискуссиях, при достаточно глубоком изучении любой проблемы.
Абсолютная актуальность такого использования дидактических игр особенно наглядна при анализе проблемных вопросов, а, в конечном счете, для осознанного, всестороннего формирования мировоззрения молодого человека.
«Суд над инерцией»
Ролевые игры: мозговой штурм
Условно ее можно назвать дидактической игрой «открой закон». Участникам предлагается вести себя абсолютно раскованно в интеллектуальном смысле, не стесняться высказывать любые, на первый взгляд, «бредовые» идеи по поводу решения заранее заданной проблемы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.