Обобщение и распространение педагогического опыта "Организация и проведение мероприятий, посвященных памятным датам" по дисциплине "Литература"
Оценка 4.9

Обобщение и распространение педагогического опыта "Организация и проведение мероприятий, посвященных памятным датам" по дисциплине "Литература"

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
русская литература
10 кл
07.01.2022
Обобщение и распространение педагогического опыта "Организация и проведение мероприятий, посвященных памятным датам" по дисциплине "Литература"
Данная методическая разработка представляет собой литературную гостиную «По страницам жизненного пути», которая посвящена 2000 – летию со дня рождения русского писателя Федора Михайловича Достоевского
200 лет со дня рождения Ф.М.Достоевского.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании                                                       УТВЕРЖДАЮ         

методического совета                                        Зам. директора по УР ЛНТ (филиала)

Протокол № ____ от ________202_г.                                  ФГБОУ ВО «ЮГУ»

_________ Кийдан О.В.

«______»______20___г.

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

 

Методическая разработка

Литературная  гостиная   «По страницам жизненного пути», посвященная

200 – летию  со дня рождения русского писателя Федора Михайловича Достоевского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель,

Абдулманафова Г.С.

 

 

 

 

 

 

 

2021г.

 

Содержание

 

 

1.     Пояснительная записка……………………………………..……………...…...3

2.     Сценарий  литературной гостиной …………………………………………….4

3.     Ход мероприятия …………………………………………………………...…5

3.1. ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ  ДОСТОЕВСКИЙ …………………………...…5

3.2. ДЕТСТВО……………………………………………………………….….....5

3.3. ПЕРВЫЕ ШАГИ………………..……………………………………………...6

3.4. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ………………………………..…..6

3.5. ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ ………………………………………………….7

3.6. ТВОРЧЕСТВО………………………………………………………….……..7

3.7.  ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ………………………………………………………….….8

3.8. СМЕРТЬ ПИСАТЕЛЯ………………………………………………………….8

3.9. ПОХОРОНЫ……………………………………………………………..……9

4.     Интернет - ресурсы ………………………………..…………………...…..….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

 

Данная методическая разработка представляет собой литературную гостиную   «По страницам жизненного пути», которая посвящена 2000 – летию  со дня рождения русского писателя Федора Михайловича Достоевского

 

Цели:

-         сформировать представление о личности писателя;

-         познакомить обучающихся с художественным миром Ф.М. Достоевского;

-         осмыслить авторское восприятие мира и человека;

Задачи литературной гостиной:

˗         выявлять и поощрять талантливых обучающихся,  предоставлять им

возможность  для  самовыражения;

˗         создать условия для формирования навыков осознанной творческой

деятельности обучающихся; 

˗         предоставить возможность обучающимся творчески себя реализовать,

раскрыть свой потенциал;

˗         прививать интерес к русской литературе, любовь к родине;

˗         воспитывать бережное отношение к слову автора, эстетический вкус

обучающихся, нравственные и художественные ценности.

Методическая разработка содержит подробный сценарий литературной гостиной с описанием целей, задач, хода мероприятия, Интернет - ресурсами.

 

 Предварительная работа.

Обучающиеся получили задание, отбирали материал на предложенную тему, составляли сообщения, создавали и готовили Flash-ролик в виде слайд-шоу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сценарий литературной  гостиной «По страницам жизненного пути», посвященный 200 – летию  со дня рождения русского писателя Федора Михайловича  Достоевского

 

Место проведения: Актовый зал и ВКонтакте (учебно-методическая работа (дистанционно и очно)

Участники: обучающиеся 1, 3 курса

Дата проведения: 11 ноября 2021г.

 

Цели литературной гостиной:

Образовательная цель:

-         познакомить обучающихся (выборочно) с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского

Развивающие цели:

˗         развивать познавательный интерес к изучению творчества писателя;

˗         развивать навыки выразительного чтения;

˗         развивать умение слушать художественное чтение, оценивать выступления

своих ровесников;

˗         расширять кругозор и творческие  способности обучающихся.

Воспитательные цели:

-         формировать уважительное отношение к родному языку через

художественное слово писателя;

-         воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;

-         воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через

форму мероприятия;

-         прививать навыки публичного выступления, актёрского мастерства.

 

Задачи литературной гостиной:

˗         выявлять и поощрять талантливых обучающихся, предоставлять им

возможность  для  самовыражения;

˗         создать условия для формирования навыков осознанной творческой

деятельности обучающихся;

˗         предоставить возможность обучающимся  творчески себя реализовать,

раскрыть свой потенциал.

Подготовка к литературной гостиной:

˗         обучающимся выразительно читать тексты жизни и творчества писателя.

Оборудование:

-         Презентация в виде слайд-шоу.

 

 

 

 

 

 

 

2.     Ход мероприятия

 

Ведущий 1 Фалько Маргарита, обучающаяся группы 6РЭ92

1. ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Федор Достоевский – писатель, философ, мыслитель, публицист. Автор романов «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы».

При жизни творчество Федора Достоевского не нашло должного понимания у современников. И только после смерти его оценили по достоинству – он получил звание классика русской литературы и лучшего романиста в мировом масштабе.

 (слайд 2)

Ведущий 2. Стоякина Анастасия, обучающаяся группы 6РЭ92

2. ДЕТСТВО

Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Отец мальчика принадлежал к роду шляхтичей Достоевских, местом его работы была Мариинская больница для неимущих, где и родился будущий классик русской литературы. (слайд 3)

Ведущий 3. Кожевникова Полина,  обучающаяся группы 6РЭ92

Мать Федора была из рода столичных купцов. Семья Достоевских была многодетной. На момент рождения Федора в ней подрастали Михаил и Варвара, а после него родились Андрей, Николай, Вера и Александра. (слайд 4)

Ведущий 4. Карпунин Евгений,  обучающаяся группы 6РЭ92

Детские годы будущего классика прошли в Москве. Семья придерживалась распорядка, раз и навсегда установленного отцом. По вечерам все собирались вместе, много читали, няня рассказывала детям множество русских народных сказок. Лето Достоевские проводили в небольшом поместье деревни Даровое под Тулой. Впоследствии писатель говорил, что это было самое лучшее время его жизни, оставившее незабываемые впечатления. (слайд 5)

Ведущий 5. Тайбина Любовь, обучающаяся группы 6РЭ92

Жили Достоевские довольно скромно, но на образовании детей не экономили. Латынь они изучали с отцом, читать начали под руководством матери. Потом наняли приходящих учителей, с которыми дети прошли азы математики, научились говорить по-французски и писать на русском. (слайд 6)

Ведущий 6. Орловский Никита, обучающийся группы 6РЭ92

Первым серьезным ударом судьбы для Федора стала смерть матери в 1837 году от чахотки. Ему тогда только исполнилось 16, и он тяжело переносил потерю близкого человека. Отец теперь сам решал судьбы детей, и не придумал ничего лучшего, как отправить Федора и Михаила на учебу в Петербург. Они стали студентами Инженерного училища, хотя, как вспоминал позже Достоевский, мечтали о поэтах и поэзии. (слайд 7)

Ведущий 7. Баймурзин Даниил, обучающийся группы 6РЭ92

ОН ПИСАЛ, ЧТО ПО ВЕЧЕРАМ У НИХ НЕТ НИ МИНУТЫ СВОБОДНОЙ, У НИХ НЕ БЫЛО ВОЗМОЖНОСТИ ДАЖЕ ЗАКРЕПИТЬ ПРОЙДЕННЫЙ В КЛАССЕ МАТЕРИАЛ. МОЛОДЫЕ ЛЮДИ ЗАНИМАЛИСЬ ФЕХТОВАНИЕМ, ТАНЦАМИ И ПЕНИЕМ, И ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЭТИХ ЗАНЯТИЙ ОНИ НЕ ИМЕЛИ ПРАВА.

Кроме этого, каждый из них стоял в карауле, так и проходили все вечера в училище. (слайд 8)

Ведущий 8. Сабрекова Анжелика, обучающаяся группы 6РЭ92

В 1843-м году Достоевскому вручили диплом об окончании училища. В том же году он получил распределение на должность полевого инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде. Однако спустя год подал рапорт об отставке. С тех пор его биография была неразрывно связана с литературой, которой он посвящал каждую минуту своей жизни. (слайд 9)

Ведущий 9. Машуров Рамазан, обучающийся группы 6РЭ92

3. ПЕРВЫЕ ШАГИ

Федор очень любил европейскую литературу, его кумирами были Гомер и Пьер Корнель, Оноре де Бальзак и Жан Батист Расин, Уильям Шекспир и Виктор Гюго. Помимо этого его привлекало творчество соотечественников, среди которых самыми почитаемыми были Лермонтов и Державин, Гоголь и Карамзин. Но настоящий благоговейный трепет Достоевский испытывал по отношению к Александру Пушкину, он читал его стихи с ранних лет, многие знал наизусть.

Ведущий 10. Халбатырова Рушанахан,  обучающаяся группы 6РЭ92

Именно смерть Пушкина стала вторым ударом (после мамы) для молодого Федора. Он даже говорил, что если бы не носил траура по любимой маме, он бы попросил отца разрешить ему носить траур по Александру Пушкину.  (слайд 10)

Ведущий 11.  Рагимова Табиат, обучающаяся группы 4ИС11

4. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ

Началом творческой биографии Федора Достоевского стал роман «Бедные люди», работу над которым он закончил в мае 1845 года. Произведение начинающего писателя так понравилось модным литераторам того времени Николаю Некрасову и Виссариону Белинскому, что первый присвоил ему звание «нового Гоголя» и напечатал его произведение на страницах своего альманаха «Петербургский сборник». (слайд 11)

Ведущий 12. Распопова Анастасия, обучающаяся группы 4ИС11

БЕЛИНСКИЙ ОТМЕТИЛ, ЧТО АВТОРУ УДАЛОСЬ РАСКРЫТЬ ТАКИЕ ПОДРОБНОСТИ ЖИЗНИ НА РУСИ И ОПИСАТЬ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ, НАД КОТОРЫМИ НИКТО И НИКОГДА ДАЖЕ НЕ ЗАДУМЫВАЛСЯ. ОН НАЗВАЛ РАБОТУ ДОСТОЕВСКОГО ПЕРВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ РОМАНОМ, ПРИТОМ НАПИСАННУЮ ТАК ЯРКО И ТАЛАНТЛИВО, ЧТО НЕВОЗМОЖНО ВЫРАЗИТЬ СЛОВАМИ.

Ведущий 13. Гасанова Роя,  обучающаяся группы 4ИС11

Потом Федор Михайлович  начал работу над повестью «Двойник», и по мере написания читал отрывки этого произведения на заседаниях литературного кружка Белинского. Все слушали с нескрываемым интересом, но когда он наконец-то закончил работу, то сильно разочаровал публику. (слайд 12)

Ведущий 14. Ниязгулова Рамиля,  обучающаяся группы 4ИС11

Ему сделали замечание, что его герой какой-то вялый и скучный, сюжет растянут до неимоверной длины, и отбивает всякую охоту читать. Достоевский начал переписывать повесть, избавился от ненужных описаний, второстепенных эпизодов, растянутых диалогов и размышлений героев – от всего, что мешало сосредоточиться на сюжете.

Ведущий 15. Юсупова Иман, обучающаяся группы 4ИС11

В 1847-м Достоевского увлекли идеи социализма. Он стал постоянным участником кружка Петрашевского, где активно шло обсуждение судебной реформы, свободы книгоиздательства, отмены крепостного права. На одном из заседаний кружка Достоевский познакомил публику с письмом Белинского к Николаю Гоголю, которое считалось запрещенным. (слайд 13)

Ведущий 16. Жаксыгулова Карина, обучающаяся группы 4РЭ11

За это в апреле 1849-го он был арестован и посажен в Петропавловскую крепость, в которой пробыл восемь месяцев. Решением суда он был признан главным преступником, потому что не донес на Белинского и распространял текст запрещенного письма, в котором автор подрывал устои церкви и правительства. (слайд 14)

Ведущий 17. Исрафилова Алия, обучающаяся группы 4РЭ11

Он получил высшую меру наказания – расстрел, но буквально перед самой казнью вышел указ императора о смягчении приговора петрашевцам. Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. В 1856-м, после коронации Александра II, Федора амнистировали. (слайд 15)

Ведущий 18. Саитджиева  Виола,  обучающаяся группы 4ИС12

5. ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ

Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте. Современники писателя по-разному оценили его произведение. Для одних повесть стала откровением, другие ее просто не признали. Тургенев сравнил «Записки» с «Адом», написанным Данте, по мнению Александра Герцена повесть сродни фреске «Страшный суд» Микеланджело.  (слайд 16)

Ведущий 19. Павличенко Станислав, обучающийся группы 4ИС12

Жанр этой повести не определили и до наших дней. Одни говорят, что ее вполне можно признать мемуарами, потому, что там слишком много воспоминаний Достоевского, другие считают, что присутствие вымышленного персонажа и не соблюдение точности исторических фактов не дает ей право называться автобиографической. (слайд 16)

Ведущий 20. Седых Вероника, обучающаяся группы 4ИС12

6. ТВОРЧЕСТВО

Достоевский не прекращает работу ни на один день, и вскоре представил на суд читателей свое новое детище – роман «Униженные и оскорбленные». Затем издал рассказ под названием «Скверный анекдот», повесть «Записки из подполья» и очерк «Зимние заметки о летних впечатлениях». (слайды 17-18)

Ведущий 11. Рагимова Табиат, обучающаяся группы 4ИС11

В 1861 году Федор и Михаил Достоевские начали издавать собственный литературно-политический журнал «Время». В 1863-м его закрыли, и братья переключились на выпуск нового журнала, получившего название «Эпоха». (слайд 19)

Ведущий 12. Распопова Анастасия, обучающаяся группы 4ИС11

В те годы Федор часто выезжал за границу. Он посетил Францию, Германию, Швейцарию, Англию, Австрию, Италию. Именно там он пристрастился к рулетке, которая найдет отражение в его новом произведении «Игрок». (слайд 20)

Ведущий 13. Гасанова Роя, обучающаяся группы 4ИС11

Начиная с 1860-го по 1880-й годы Достоевский упорно трудился над созданием романов, которые прославились, как «великое пятикнижие». Это были «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Подросток», «Братья Карамазовы». (слайды 21-22)

Ведущий 14. Ниязгулова Рамиля, обучающаяся группы 4ИС11

Все они, за исключением «Подростка», оказались в списке «100 лучших книг всех времен», который составил Норвежский книжный клуб и Норвежский институт им. Нобеля. Работу над «Братьями Карамазовыми» Достоевский завершил в ноябре 1880-го, буквально за несколько месяцев до смерти. Роман стал последним произведением классика.

7. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Ведущий 15. Юсупова Иман, обучающаяся группы 4ИС11

Первый раз писатель женился на Марии Исаевой, знакомство с которой состоялось сразу после отбывания наказания на каторге. Они прожили семь лет, в 1864-м Мария скоропостижно скончалась. (слайд 23)

Ведущий 16. Жаксыгулова Карина, обучающаяся группы 4РЭ11

В одном из вояжей за границу в 60-х годах Федор влюбился в Апполинарию Суслову, которая была достаточно эмансипированной особой. Она стала прообразом Полины в романе «Игрок» и Настасьи Филипповны в «Идиоте». (слайд 24)

Ведущий 17. Исрафилова Алия, обучающаяся группы 4РЭ11

Возраст писателя приближался к сороковой отметке, а настоящего счастья в личной жизни он так и не узнал, пока не познакомился с Анной Сниткиной. В ее лице он обрел верную подругу, мать его детей и прекрасного помощника. Она сама издавала романы супруга, занималась решением всех финансовых вопросов, потом издала свои мемуары о любимом муже. Свой последний роман писатель посвятил именно ей. (слайд 25)

Ведущий 18. Саитаджиева Виола, обучающаяся группы 4ИС12

В этом браке у Достоевского родились две дочери – Софья и Любовь, и два сына – Федор и Алексей. Софья умерла еще в младенчестве, трое выжили, но продолжил дело отца только один ребенок – сын Федор. Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге. В интервью журналу «Итоги» правнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский сказал, что считает себя достоеведом-любителем. (слайд 26)

Ведущий 19. Павличенко Станислав, обучающийся группы 4ИС12

8.СМЕРТЬ ПИСАТЕЛЯ

В начале января 1881 года, при встрече с Д. В. Григоровичем, Достоевский поделился предчувствием, что не переживёт нынешней зимы. 26 января (7 февраля) 1881 года сестра писателя Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться в пользу сестёр от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной. Л. Ф. Достоевская вспоминала о бурной сцене с объяснениями и слезами, после чего

у Достоевского пошла кровь горлом.

Ведущий 20. Седых Вероника, обучающаяся группы 4ИС12

Возможно, что этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни (эмфиземы). Через 2 дня, 28 января 1881 года, на 60-м году жизни Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Диагноз — туберкулёз лёгких, хронический бронхит, в небольших размерах эмфизема лёгких.

Ведущий 1. Фалько Маргарита, обучающаяся группы 6РЭ92

9. ПОХОРОНЫ

После известия о смерти Достоевского квартира стала заполняться толпами народа, пришедшего проститься с великим писателем. Среди прощавшихся было много молодёжи. Художник И. Н. Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя, сумев передать ощущение, запечатлевшееся в памяти А. Г. Достоевской: «Лицо усопшего было спокойно, и казалось, что он не умер, а спит и улыбается во сне какой-то узнанной им теперь „великой правде“». (слайд 27)

Ведущий 2. Стоякина Анастасия, обучающаяся группы 6РЭ92

Эти слова вдовы писателя напоминают строки из речи Достоевского о Пушкине: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Количество депутаций превышало заявленное число. Процессия до места захоронения растянулась на версту. Гроб несли на руках. (слайды 28-29)

Ведущий 3. Кожевникова Полина, обучающаяся группы 6РЭ92

1 февраля 1881 года Ф. М. Достоевский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. В эпитафии на надгробии приведены слова о пшеничном зерне из Евангелия от Иоанна (Ин. 12:24), указанные в качестве эпиграфа к роману «Братья Карамазовы». Здесь же покоится прах жены писателя А. Г. Достоевской и их внука Андрея Фёдоровича (1908—1968). (слайд 30)

Ведущий 4. Карпунин Евгений, обучающийся группы 6РЭ92

Несмотря на известность, которую Достоевский обрёл в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

 

 

 

 

 

 

4. Интернет-ресурсы

 

1.                 https://ru.wikipedia.org/wiki/

2.                 https://biographe.ru/znamenitosti/fedor-dostoevskiy/

3.                 https://www.culture.ru/persons/8159/fedor-dostoevskii

4.                 https://obrazovaka.ru/alpha/d/dostoevskij-fyodor-mixajlovich-dostoevsky-fyodor-mikhailovich

5.                 https://histrf.ru/read/biographies/dostoievskii-fiedor-mikhailovich-1

6.                 https://knigki.net/biografii/781-fedor-dostoevskij.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

       

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………

Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………

Пояснительная записка Данная методическая разработка представляет собой литературную гостиную «По страницам жизненного пути», которая посвящена 2000 – летию со дня рождения русского писателя

Пояснительная записка Данная методическая разработка представляет собой литературную гостиную «По страницам жизненного пути», которая посвящена 2000 – летию со дня рождения русского писателя

Сценарий литературной гостиной «По страницам жизненного пути», посвященный 200 – летию со дня рождения русского писателя

Сценарий литературной гостиной «По страницам жизненного пути», посвященный 200 – летию со дня рождения русского писателя

Ход мероприятия Ведущ ий 1

Ход мероприятия Ведущ ий 1

ЛЮДИ ЗАНИМАЛИСЬ ФЕХТОВАНИЕМ, ТАНЦАМИ

ЛЮДИ ЗАНИМАЛИСЬ ФЕХТОВАНИЕМ, ТАНЦАМИ

Ведущий 15. Юсупова Иман , обучающаяся группы 4ИС11

Ведущий 15. Юсупова Иман , обучающаяся группы 4ИС11

Эпоха». (слайд 19) Ведущий 12

Эпоха». (слайд 19) Ведущий 12

Вера Михайловна приехала в дом к

Вера Михайловна приехала в дом к

Интернет-ресурсы 1. https://ru

Интернет-ресурсы 1. https://ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2022