МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
методического совета Зам. директора по УР ЛНТ (филиала)
Протокол № ____ от ________2021г. ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ Кийдан О.В.
«______»______20___г.
Методическая разработка
Конкурс чтецов с элементами литературной гостиной «Жизнь и поэзия Николая Некрасова», посвященный 200 - летию со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова
Подготовила: преподаватель,
Абдулманафова Г.С.
2021г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………..…...3
2. Сценарий конкурса чтецов с элементами литературной гостиной ………...4
3. Ход мероприятия ………………………………………………………………..5
3.1. «РОДИНА И РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ НЕКРАСОВА»……...…….6
3.2. «ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ»……………………………...…………7
3.3. «СУДЬБА ПРОСТОГО НАРОДА»………………………….……………….10
3.4. «ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ»…………………………………………..12
3.5. «ПОЭТ И ПОЭЗИЯ В ЛИРИКЕ НЕКРАСОВА»…………………………....13
4. Список литературы...…………………………..………………………...…….17
5. Приложение 1…………………………………………………………………..18
6. Приложение 2…………………………………………………………………..19
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой конкурс чтецов с элементами литературной гостиной «Жизнь и поэзия Николая Некрасова», посвященная 200 - летию со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова
Цели конкурса:
Образовательные:
1. Укреплять и расширять представления обучающихся о жизни и творчестве великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Развивающие:
1. Развитие выразительности речи;
2. Развитие познавательной самостоятельности;
3. Формирование умения работать в коллективе;
4. Выработка опыта публичного выступления.
Воспитательные:
1. Воспитание культуры чтения;
2. Формирование нравственного мировоззрения;
3. Воспитание художественного вкуса;
4. Привитие интереса к русской классической литературе
Задачи:
1. Закреплять навыки правильного выразительного чтения поэтических текстов, навыки речевого общения, способность быть контактными, не бояться выступать перед большой аудиторией.
2. Развивать навыки осознанного восприятия поэтического, биографического и музыкального материалов.
3. Развивать умение слушать товарищей. Обогащать эмоциональную сферу обучающихся.
Методическая разработка содержит следующий подробный сценарий конкурса чтецов: описание целей, задач, хода мероприятия, Интернет - источники.
2. Сценарий конкурса чтецов «Жизнь и поэзия Николая Некрасова», посвященный 200 - летию со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова
Место проведения: ВКонтакте ЛНТ
Участники: обучающиеся 1 курса
Дата проведения: 10 декабря 2021г.
Цель конкурса чтецов:
Образовательные:
1. Укреплять и расширять представления обучающихся о жизни и творчестве великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Развивающие:
1. Развитие выразительности речи
2. Развитие познавательной самостоятельности
3. Формирование умения работать в коллективе
4. Выработка опыта публичного выступления
Воспитательные:
1. Воспитание культуры чтения
2. Формирование нравственного мировоззрения
3. Воспитание художественного вкуса
4. Привитие интереса к русской классической литературе
Задачи конкурса:
1. Закреплять навыки правильного выразительного чтения поэтических текстов, навыки речевого общения, способность быть контактными, не бояться выступать перед большой аудиторией.
2. Развивать навыки осознанного восприятия поэтического, биографического, музыкального материалов.
3. Развивать умение слушать товарищей. Обогащать эмоциональную сферу обучающихся.
Подготовка к конкурсу чтецов:
1. Обучающимся выучить наизусть стихотворения Николая Некрасова, читать
выразительно тексты.
Оборудование:
1. Презентация к творчеству Н.А.Некрасова
2. Запись музыки В.А.Моцарта
3. Репродукции картин А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И. Левитана, Ф.А. Васильева, А.И.Куинджи, И.Э. Грабаря
4. Портреты Н.А.Некрасова
5. Рисунки студентов к юбилею Н.А.Некрасова
3. Ход мероприятия
«Я лиру посвятил народу своему…»
Н. А. Некрасов
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
Добрый день, уважаемые преподаватели!
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
Педагог: Мы рады приветствовать вас!
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
10 декабря 2011 года исполнилось 200-лет со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который всю свою творческую жизнь писал о русском народе и для народа. Героями его произведений чаще всего были простые деревенские мужики, женщины-крестьянки и их дети.
Педагог: «Я песни Родине слагал»,- говорил поэт.
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, услышим те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической литературы. Вы все станете участниками конкурса чтецов.
Педагог: Эпиграфом к конкурсу мы взяли слова Некрасова: «Я лиру посвятил народу своему…» (слайд 2)
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
Оценивать конкурсантов будет наше компетентное жюри:
Авилкина Вера Викторовна – заведующая библиотекой, преподаватель высшей квалификационной категории.
Алексеева Елена Анатольевна - библиотекарь
Айдакова Татьяна Витальевна – старший методист
Богуцкая Ирина Николаевна – кандидат филологических наук, преподаватель первой квалификационной категории
Джежелий Алия Амантаевна – преподаватель высшей квалификационной категории
Тарасенко Лилия Васильевна - преподаватель иностранного языка
Ведущий 2.МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы4ИС11
Выступления будут оцениваться по следующим критериям:
1. Выбор текста произведения (сложность).
2. Грамотность прочтения.
3. Артистизм исполнителя.
4.Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру стихотворного текста
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
В лирике Николая Алексеевича Некрасова мы выделили 5 тем:
1. Родина и родная природа.
2. Жизнь крестьянских детей.
3. Образ русской женщины.
4. Судьба простого народа.
5. Поэт и поэзия
Педагог: Ребята, соберитесь, настройтесь. Не забывайте следить за речью. Желаем всем удачи!
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА С ОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
В конкурсе принимает участие _15_ человек.
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс. (слайд 3)
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
Итак, ПЕРВАЯ ТЕМА «РОДИНА И РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ НЕКРАСОВА». На сцену приглашаются обучающиеся группы 4ТЭО11(слайд 4)
1. Отрывок из стихотворения «Тишина» читает обучающийся группы 4ТЭО11, Дубоделов Евгений
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев мою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнула - и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!
Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны -
Я песни родине слагал!
И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
И в умиленьи посылаю
Всему привет...
2. Стихотворение «Славная осень» читает обучающаяся группы 4ТЭО11,
Петрова Кира
Славная осень!
Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в
мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень!
Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишни. Конечно, господскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян, но, улучив удобную минуту, мальчик убегал к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, делал «грибные набеги».
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Некрасов любил детей и по-доброму, с теплотой и улыбкой писал:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей… (слайд 6)
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
ВТОРАЯ ТЕМА НАШЕГО КОНКУРСА «ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ».
3.Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» читает обучающийся группы 4ТЭО11, Хасанов Руслан
Однажды, в студеную зимнюю пору (Слайд 8)
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
"Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"
- "Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.)
"А что, у отца-то большая семья?"
- "Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."
- "Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".
- "А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...
Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал. (слайд 16)
4.Стихотворение «Плачь детей» читает обучающаяся группы 4ТЭО11,Савинова Анастасия
Равнодушно слушая
проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
«В золотую пору
малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!
Колесо чугунное
вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки,-
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
— Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!-
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри — проклятое вертится,
Хоть умри — гудит — гудит — гудит!
Где уж нам,
измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…»
5. Стихотворение «Школьник» читает обучающийся группы 4ТЭО11, Тангребердин Ильназ
— Ну,
пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ
на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
В центре многих произведений Некрасова – образ русской женщины, гордой и величавой, красивой и статной, не сломленной под бременем нищеты и бесправия. (слайд 7)
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
В своем творчестве Некрасов уделял особое внимание раскрытию женских образов. Он остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, высоко ценил её энергию, силу характера и духовную красоту.
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
ТРЕТЬЯ ТЕМА КОНКУРСА «ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ» (слайд 7)
6. Стихотворение «Мать» читает обучающаяся группы 4ТЭО11, Нестерова Анжелика
Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
"Несчастные! зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою
И вам судьбы своей не избежать!"
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее - тернового венка...
7. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» читает обучающийся группы
4ТЭО11, Умаханов Паша
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Века протекали - все к счастью стремилось,
Все в мире по нескольку раз изменилось,
Одну только бог изменить забывал
Суровую долю крестьянки.
И все мы согласны, что тип измельчал
Красивой и мощной славянки.
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
Читает обучающаяся группы 4ТЭО11, Сухоголовая Кристина
8. Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!"
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет.
Читает обучающаяся группы 4ИС12, Саитаджиева Виола
9. Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
В игре ее конный не словит,
В беде не сробеет - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Читает обучающийся группы 4ИС12, Павличенко Станислав
10. Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Некрасов писал о бедности простого русского народа, о тяжелой доле, о беспросветной его жизни. (слайд 8)
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Вершиной творчества Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней решаются вечные для народа вопросы: о правде и кривде, о добре и зле, о горе и счастье. (слайд 8)
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь! (слайд 9)
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
Это строки из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В них величие и слабость Руси, непокорность, гордость и красота народа русского, великие победы и свершения, сила и стойкость характера. (слайд 9)
Ведущий 2. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
Но главное в этом произведении – вера в великое будущее России, любовь к русскому народу.
Ведущий 3. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
ЧЕТВЕРТАЯ ТЕМА НАШЕГО КОНКУРСА «СУДЬБА ПРОСТОГО НАРОДА» (слайд 10)
11. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» читает обучающаяся группы 4ИС12, Седых Вероника
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися - и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Читает обучающийся группы 4РЭ11, Шакиров Самат
12. Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие -
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой...
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
Некрасов верит в светлую судьбу русского народа.
13. Стихотворение «Свобода» читает обучающийся группы 4РЭ11, Валеев Ильназ
Родина мать! по
равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках
у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя
родилось,
Милостив бог! не узнаешь ты слез!
С детства никем не
запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен;
Хочешь —
останешься век мужиком,
Сможешь — под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях
много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю, на место
сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!.. но
распутать их легче народу.
Муза! с надеждой приветствуй свободу!
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
ПЯТАЯ ТЕМА НАШЕГО КОНКУРСА «ПОЭТ И ПОЭЗИЯ В ЛИРИКЕ НЕКРАСОВА». (слайд 11)
Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе? Он считает, что главная задача поэзии - служение родине и народу.
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС, обучающийся группы 4ИС11
«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного», — писал Дмитрий Писарев
14.Стихотворение «Элегия» читает обучающийся группы 4РЭ11, Кальщикова Анастасия
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…
15. Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
16.Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»
17. Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
«Элегия» — своеобразное зеркало творчества Некрасова. Здесь есть всё: и тема бедственного положения народа, и тема служения народу, и взгляд поэта на современную действительность... недаром в строках своего письма А.Н. Еракову поэт пишет: “Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу...”
Ведущий 3. МАХМУДОВ САБИР, обучающийся группы 4ИС11
Настоящему Поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обострённая чуткость к другому человеку, умение понять его, помочь в нужную минуту.
Ведущая 4. ПОДКОЛЬЗИНА СОФИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
15.Стихотворение «Праздник жизни – молодости годы» читает обучающаяся группы 4РЭ11, Соловьева Ирина
Праздник жизни —
молодости годы —
Я убил под тяжестью труда
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени — не был никогда.
Если долго
сдержанные муки,
Накипев, под сердце подойдут,
Я пишу: рифмованные звуки
Нарушают мой обычный труд.
Всё ж они не хуже
плоской прозы
И волнуют мягкие сердца,
Как внезапно хлынувшие слезы
С огорченного лица.
Но не льстясь,
чтоб в памяти народной
Уцелело что-нибудь из них…
Нет в тебе поэзии свободной,
Мой суровый, неуклюжий стих!
Нет в тебе
творящего искусства…
Но кипит в тебе живая кровь,
Торжествует мстительное чувство,
Догорая, теплится любовь,-
Та любовь, что
добрых прославляет,
Что клеймит злодея и глупца
И венком терновым наделяет
Беззащитного певца…
Ведущая 5. РАСПОПОВА АНАСТАСИЯ, обучающаяся группы 4ИС11
А сам Некрасов видел смысл жизни и работы поэта в великой любви к простому крестьянину, в защите его интересов.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата – человека,
Только тот себя переживет
Ведущий 1. АЗАНОВ ДАНИС обучающийся группы 4ИС11
Конкурс чтецов стихотворений Некрасова подошел к концу. Жюри оценит ваш пыл и старания, а все мы сохраним в своих душах частичку огня ваших сердец.
Ведущий 2. МАХМУДОВ РАСУЛ, обучающийся группы 4ИС11
Наш конкурс закончен. Но не закончено творчество. Мы говорим вам до новых встреч.
Преподаватель: Наш конкурс – лишь малая дань уважения народному поэту. Мы еще раз обращаемся к вам от лица Н.А. Некрасова и призываем: «Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ... (слайд 12)
Слово жюри.
4. Список литературы
1. Волкова, Л. Д. «Душа народа русского»… Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: книга для учителя / Л. Д. Волкова. – Москва: Просвещение, 1992. – 112 с.
2. Еголин, А. М. Некрасов и поэты-демократы 60-80-х годов XIXвека / А. М. Еголин. – Москва: Гослитиздат, 1960. – 355 с.
3. Емельянов, Н. П. «Отечественные записки» Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина (1868- 1884) / Н. П. Емельянов. – Ленинград: Художественная литература, 1986. – 336 с.
4. Ломан, О. В. Некрасов в Петербурге / О. В. Ломан. – Ленинград: Лениздат, 1985. – 247 с.
5. Некрасов, Н. А. Кому на Руси жить хорошо. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Н. А. Некрасов; авт.-сост. И. В. Луговая. – Москва: Дрофа, 2001. – 128 с. – (Школьная программа).
6. Некрасов, Н. А. Лирика. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Н. А. Некрасов; авт.- сост. И. В. Луговая. – Москва: Дрофи, 2001. – 128 с. – (Школьная программа).
7. Некрасов, Н. А. Лирика. Избранное. Анализ текста. Сочинения 10 класс: справочное пособие. – Москва: Дрофа, 1997. – 128 с. (Школьная программа)
Приложение 1
1. Заявка на участие студентов 1, 3 курсов в конкурсе чтецов с элементами литературной гостиной «Жизнь и поэзия Николая Некрасова», посвященная 200 - летию со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова
№ |
Фамилия, имя студента |
Группа |
Стихотворение |
Жюри |
1 |
Дубоделов Евгений |
4ТЭО11
|
«Тишина» |
Абдулманафова Г.С. Авилкина В.В. Алексеева Е.А. Айдакова Т.В. Богуцкая И.Н. Джежелий А.А. Тарасенко Л.В.
|
2 |
Петрова Кира |
«Славная осень» |
||
3 |
Хасанов Руслан |
«Крестьянские дети» |
||
4 |
Савинова Анастасия |
«Плачь детей» |
||
5 |
Тангребердин Ильназ |
«Школьник» |
||
6 |
Нестерова Анжелика |
«Мать» |
||
7 |
Умаханов Паша |
«Мороз, Красный нос» |
||
8 |
Сухоголовая Кристина |
|||
9 |
Саитаджиева Виола |
4ИС12
|
||
10 |
Павличенко Станислав |
|||
11 |
Седых Вероника |
Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» |
||
12 |
Шакиров Самат |
4РЭ11
|
||
13 |
Валеев Ильназ |
«Свобода» |
||
14 |
Кальщикова Анастасия |
«Элегия» |
||
15 |
Соловьева Ирина |
«Праздник жизни – молодости годы» |
||
16 |
Азанов Данис |
4ИС11 |
Ведущие |
|
17 |
Махмудов Расул |
|||
18 |
Махмудов Сабир |
|||
19 |
Подкользина София |
|||
20 |
Распопова Анастасия |
Протокол №___
конкурс чтецов с элементами литературной гостиной, посвященный 200 - летию со дня рождения Н.А.Некрасова
№ |
Студент |
Стихотворение |
Группа |
Критерии оценки |
|||||
Выбор текста произведения (сложность). |
Грамотность прочтения. |
Артистизм исполнителя. |
Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру стихотворного текста. |
Итог
|
Место |
||||
1 |
Дубоделов Евгений |
«Тишина» |
4ТЭО11
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Петрова Кира |
«Славная осень» |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Хасанов Руслан |
«Крестьянские дети» |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Савинова Анастасия |
«Плачь детей» |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Тангребердин Ильназ |
«Школьник» |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Нестерова Анжелика |
«Мать» |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Умаханов Паша |
«Мороз, Красный нос» |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Сухоголовая Кристина |
|
|
|
|
|
|
||
9 |
Саитаджиева Виола |
4ИС12 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Павличенко Станислав |
|
|
|
|
|
|
||
11 |
Седых Вероника |
Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Шакиров Самат |
4РЭ11 |
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Валеев Ильназ |
«Свобода» |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Кальщикова Анастасия |
«Элегия» |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Соловьева Ирина |
«Праздник жизни – молодости годы» |
|
|
|
|
|
|
|
16-20 |
Азанов Данис Махмудов Расул Махмудов Сабир Подкользина София Распопова Анастасия |
Ведущие |
4ИС11 |
|
|
|
|
|
|
Пятибалльная система
Член жюри _________ ___________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.