Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя существительное" 5 класс

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 15.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка 5 класс.pptx

Урок русского языка

5 класс

Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался __________. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг…. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал…
О ком или о чем говорится в этом тексте?

Обобщение изученного по теме «Имя существительное как часть речи»

Тема урока

Цель урока

обобщение и систематизация знаний об имени существительном,
формирование читательской грамотности при работе с текстом.

Задачи

Знать морфологические и грамматические признаки имени существительного;
читать, понимать, воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме;
формировать навыки смыслового чтения предложенного текста (осуществлять поиск, ориентироваться в содержании, оценивать и интерпретировать информацию),
понимать смысл прочитанного и его значимость для своего дальнейшего развития;
давать развернутые ответы на вопросы, на основе целостного восприятия текста.

Заполнить пропуски

Имя существительное – ____________, которая обозначает ___________. Имя существительное отвечает на вопрос ____? или _____?
Имена существительные относятся к __________, __________ и __________ роду и изменяются по __________ и _________.
В предложении имена существительные чаще всего бывают ______________, ____________ или _____________.

Заполнить пропуски

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?
Имена существительные относятся к мужскому, женскому и среднему роду и изменяются по падежам и числам
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими. Дополнениями или обстоятельствами.

МИЛОСЕРДИЕ

А что это вообще такое – милосердие? Знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный ещё в позапрошлом веке Владимиром Ивановичем Далем, поясняет: «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость». Тут важно, что имеются в виду не просто вздохи и восклицания: «Ой, как мне его жалко!», а «любовь на деле», готовность к помощи страдающим. Недаром в России до Октябрьской революции 1917 года называли не медсестра, а – сестра милосердия. А раненые солдаты чаще обращались – сестричка! Потому что без милосердия в душе нечего и браться ухаживать за больными. Милосердие – умение почувствовать боль другого человека, физическую или душевную, как свою. Вообще-то такое свойство – дар, то есть – не всякому дано. То есть на самом-то деле милосердие дано любому, только у некоторых может всю жизнь находиться в спячке, где-то в самом далёком чулане сознания. И человек так и живёт себе, вообще не замечая других людей, их чувств, горестей. Или думая: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко, ни холодно!» Пока однажды не прохватит такого бесчувственного жаром или холодом до самых костей – и тогда он вдруг поймёт, что к чему... Буквально любой человек может не чувствовать, не чувствовать – и вдруг в один прекрасный момент очень даже почувствовать! Ему вдруг станет кого-то очень жалко и захочется помочь. Ну и слова милость, миловать – того же корня и смысла. (М. Чудакова)

1. Как автор текста отвечает на вопрос «В чём проявляется милосердие»? Отметьте все верные варианты ответа.

 В проявлении любви на деле в виде помощи.
 В умении хранить свои чувства и горести глубоко внутри.
 В умении понять «что к чему».
 В восклицаниях: «Ой, как мне жалко!»
 В умении почувствовать боль другого человека, как свою.
 В готовности почувствовать жар или холод до самых костей

2. Каких людей автор считает немилосердными?

Опираясь на текст, укажите два типа таких людей.
Запишите свой ответ:
1.___________________
2.___________________

3. Для чего автор упоминает о том, что раньше медсестёр называли сёстрами милосердия?

Отметьте один верный вариант ответа.
 Чтобы напомнить об Октябрьской революции 1917 года.
 Чтобы привести пример проявления милосердия в действии.
 Чтобы опровергнуть некоторые объяснения из словаря В. И. Даля.
 Чтобы доказать, что милосердие – это дар для немногих

Тест


1. В каком словосочетании есть существительное 3-го скло­нения?
1)шампунь для сухих волос 2) работа в тетради 3) скрылось за тучей 4) играет на рояле

2. В каком словосочетании есть существительное в предлож­ном падеже?
1) пожелай удачи
2) покрылись инеем
3) песня из кинофильма
4) в роли Дубровского

З. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) по тропинк.., на станци..
2) у дорожк.., о счасть..
3) от радост.., на трамва..
4) у сирен.., к дочер..

4. В каком слове на конце не пишется Ь?
1) плащ..
2) помощ..
3) глуш..
4) в полноч...
5 . Из данного предложения выпишите имя существительное в винительном падеже.
Ради скуки кушай яблочко, мой свет.

ключ

1 – 2
2 – 4
3 – 4
4 – 1
5 - яблочко

Источники

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/%D0%A7%D0%93_5_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82.pdf
https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/11/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse