Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
8б |
____________З.И.Яндиева |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровеносная, лимфатическая и дыхательная системы»
Цели: - Обобщить и систематизировать знания по данной теме.
- Развивать познавательный интерес к изучению биологии.
- Воспитывать активную жизненную позицию, бережное отношение к собственному здоровью.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Форма урока: Урок-игра
I. Оргмомент. Разделить класс на 2 команды, четко объяснить правила игры. Командир ведет учет ответов обучающихся своей команды на отдельном листе бумаги.
II. Мотивация.
Например, «Кровь людская - не водица», «С глаз долой, из сердца вон», «Сердце не камень, кровь не вода», «Дай сердцу волю – приведёт в неволю».
Даже по поговоркам мы видим, что сердце человека — уникальнейшее чудо. Без него мы не можем жить. С биологической точки зрения сердце, кровь, кровеносная система очень важны. Почему? Давайте вспомним.
III . Обобщение и систематизация знаний.
I. ГЕЙМ «Дальше, дальше»
За 1 минуту команда должна дать наибольшее количество правильных ответов. Количество правильных ответов фиксирует команда-соперница. Если отвечающие не знают ответ, то говорят: «Дальше, дальше».
1-й блок вопросов
1) Сколько групп крови у человека? (4)
2) Из какой ткани образован миокард сердца? (Исчерченная сердечная)
3) Форменные элементы крови? (Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
4) Самый крупный кровеносный сосуд? (Аорта)
5) Растворимый белок крови? (Фибриноген)
6) Клапаны между камерами сердца? (Створчатые)
7) 1-ая фаза сердечного цикла? (Систола предсердий)
8) Содержат гемоглобин? (Эритроциты)
9) Участвуют в свертывании крови? (Тромбоциты)
10) Изучил группы крови? (Ландштейнер)
11) Способность организма сохранять свою биохимическую индивидуальность? (Иммунитет)
12) Ядерные, бесцветные клетки крови?( Лейкоциты)
13) Однослойные кровеносные сосуды (Капилляры)
14) Куда движется кровь по венам? (К сердцу)
15) Внутренняя среда организма? (Кровь, лимфа, тканевая жидкость)
16) Как изменяется кровь в малом круге кровообращения? (С венозной на артериальную)
17) Открыл гуморальный иммунитет? (Эрлих)
18) Кровеносные сосуды, имеющие клапаны? (Вены)
19) Клетки, препятствующие развитию аллергии? (Эозинофилы, базофилы)
20) Кислородное голодание? (Анемия, малокровие)
2-й блок вопросов
1) Уменьшение количества лейкоцитов в крови ниже нормы? (Лейкопения)
2) Постоянство внутренней среды организма? (Гомеостаз)
3) К какой ткани относится кровь?(Внутренней среды)
4) Откуда начинается большой круг кровообращения? (Из левого желудочка)
5) Основная функция лейкоцитов? (Защитная, иммунная)
6) Открыл фагоцитарную теорию иммунитета? (Мечников)
7) Как изменяется кровь в большом круге кровообращения? (С артериальной на венозную)
8) Слои сердца? (Эндо-, мио-, эпикард)
9) 3-я фаза сердечного цикла? (Диастола)
10) Клапаны между сосудами и камерами сердца? (Полулунные)
11) Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца? (Артерии)
12) Ученый, первым сделавший прививки? (Дженнер)
13) Лейкоциты, заканчивающие свое формирование в лимфатической ткани? (В-лимфоциты)
14) Самое опасное кровотечение? (Артериальное)
15) Продолжительность сердечного цикла? (0,8 секунды)
16) Кровеносный сосуд с самой большой скоростью крови? (Аорта)
17) Клетки крови, выполняющие транспортную функцию? (Эритроциты)
18) Остается после удаления фибриногена? (Сыворотка)
19) Содержится в плазме в количестве 0,12%? (Глюкоза)
20) Кровеносные сосуды с минимальными давлением и скоростью крови? (Капилляры)
II. ГЕЙМ «Заморочки из бочки»
Вызывается по 3 человека из команд. Берут вопросы и отвечают, на обдумывание вопроса 30 секунд.
1 –й блок вопросов
2- й блок вопросов
1. Талантливый анатом эпохи Возрождения Андреас Везалий в 1564 году производил вскрытие трупа, чтобы установить причину смерти пациента. Каков же был ужас окружающих, когда они увидели во вскрытой грудной клетке… сокращающееся сердце. Такой опытный врач, как Везалий, не мог живого человека принять за мертвеца. Но почему сокращалось сердце?
2. У жителей гор содержится в крови эритроцитов гораздо больше, чем у жителей равнин. Чем это объяснить?
3. В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора опускается там, где лежат ноги. А при решении математической задачи опускается другой конец платформы. Почему?
III. ГЕЙМ Конкурс капитанов
Капитанам предлагаются задания «Найди ошибку». Разрешается помощь команды.
б) Сердечная сумка, эндокард, предохраняет сердце от перерастяжения при наполнении его кровью.
в) Физраствор – это раствор, соответствующий плазме, в котором содержится необходимое количество минеральных солей и глюкозы.
г) Искусственным противомикробным иммунитетом считается только тот, который вырабатывается активно организмом в результате вакцинации.
б) Моноциты препятствуют развитию аллергии и вырабатывают интерферон.
в) Венозная кровь течет по полым венам и легочным венам.
г) Сердце снабжается кровью, поступающей через коронарные (венечные) вены.
IV. ГЕЙМ «Темная лошадка»
Каждой команде предлагаются по 3 ситуативные задачи, и дается 1 минута на обдумывание. Они должны поставить диагноз, оказать первую помощь.
1-й набор заданий
1. Ваш сосед по парте жалуется на боли в животе. Он побледнел, у него выступил холодный пот, пульс еле прощупывается. Ваши действия? (Внутреннее кровотечение)
2. Ваш друг жалуется на резкую боль в затылочной части, отдающую в другие участки головы. Неприятные ощущения в области желудочно-кишечного тракта, общее плохое самочувствие. Ваши действия? (Гипертония)
3. Ваш одноклассник рассказывает, что его родственник ходил к врачу, оказалось, что у него уплотнены стенки артерий, сужен их просвет и часто образуются тромбы. Еще врач дал ряд рекомендаций. Что это за болезнь? Какие рекомендации мог дать врач? (Атеросклероз. Не есть жирного, много сладкого, не набирать лишний вес, не употреблять спиртное, не курить, воздержаться от нервных перенапряжений)
2-й набор заданий
1. У вашего соседа по парте из раны выше локтя алая кровь бьет фонтаном. Ваши действия? (Артериальное кровотечение)
2. В скорую помощь ЦРБ попал больной с острым нарушением мозгового кровообращения, которое привело к нарушению его функций. У больного нарушены двигательные функции конечностей, частично нарушена речь. Какой диагноз ему поставили? В чем причина заболевания? (Инсульт. Причина — разрыв кровеносных сосудов, сопровождающийся кровоизлияниями в мозг. Это могло произойти из-за повышенного кровяного давления, уменьшения эластичности сосудов, атеросклероза)
3. Один из ваших знакомых обращался к врачу по поводу болезни ног. Врач при осмотре сказал ему, что проблемы в неравномерном расширении вен и если болезнь не лечить, то она приведет еще к одному заболеванию. Какой диагноз поставил врач? В чем причина заболевания? (Варикозное расширение вен. Причина — слабость венозных стенок и неполноценность их клапанов. Приведет к тромбофлебиту).
V. ГЕЙМ «Гонка за лидером»
На протяжении 1 минуты команда должна ответить на наибольшее количество вопросов.
1-й блок вопросов
1) Цвет эритроцитов? (красный)
2) По какой вене течет артериальная кровь? (по легочной)
3) Каких клеток больше всего в крови? (эритроцитов)
4) Сколько фаз в сердечном цикле? (три)
5) Из какой ткани образованы стенки капилляров? (из эпителиальной)
6) Где определяют кровяное давление? (на плечевой артерии)
7) Жидкая часть крови? (плазма)
8) Где заканчивается малый круг кровообращения? (в левом предсердии)
9) На какое время max накладывают жгут? (1-1,5 часа летом и 0,5 зимой)
10) Универсальный реципиент? (IV группа)
11) Что определяют по пульсу? (ЧСС)
12) Возбудитель СПИД? (ВИЧ)
13) Обеспечивают тканевый иммунитет? (Т-лимфоциты)
14) Острое нарушение мозгового кровообращения? (инсульт)
15) Виды регуляции работы сердца? (нервная, гуморальная, автоматия)
2-й блок вопросов
1) Клетки-пожиратели? (фагоциты)
2) Мельчайшие кровеносные сосуды? (капилляры)
3) Давление в норме (120/70 мм. рт.ст.)
4) Бесцветные клетки крови? (лейкоциты)
5) Омертвение мышечных клеток сердца? (инфаркт)
6) Кровь, насыщенная кислородом? (артериальная)
7) По какой артерии течет венозная кровь? (по легочной)
8) Где находится гемоглобин? (в эритроцитах)
9) Способность сердца сокращаться под влиянием внутрисердечного механизма? (автоматия)
10) Где заканчивается большой круг кровообращения? (в правом предсердии)
11) Обеспечивают гуморальный иммунитет? (В-лимфоциты)
12) Клетки, обеспечивающие свертывание крови? (тромбоциты)
13) Универсальный донор? (I группа)
14) Околосердечная сумка? (перикард)
15) Пульс в норме? (60-80 ударов в минуту)
VI. ГЕЙМ «Ты – мне, я – тебе»
Команды готовят и задают по 2 вопроса друг другу.
IV. Рефлексия
Понравился ли вам урок, ребята, всё ли вам понятно по данной теме? Ответить на этот вопрос прошу следующим образом: у вас на столах лежат по три кружочка. Если вам все понятно и урок понравился, то поднимите зелёный кружочек, если что-то не понравилось и остались «белые» пятна в знаниях, то желтый, а если многое не ясно и урок был не интересен, то поднимите красный кружочек.
V. Домашнее задание.
Повторить типы дыхательных систем животных.
VI. Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.