Обобщение опыта. Игровая сенсорика. Перспективный план работы учителя-дефектолога.
Оценка 4.8

Обобщение опыта. Игровая сенсорика. Перспективный план работы учителя-дефектолога.

Оценка 4.8
docx
01.05.2024
Обобщение опыта. Игровая сенсорика. Перспективный план работы учителя-дефектолога.
Игровая сенсорика.docx

Перспективный план по игровой деятельности и сенсорному развитию

учителя-дефектолога

Месяц

Тема

Программное содержание

Игры

Сентябрь

Диагностика

Установление игрового взаимодействия

Октябрь

«Осень»

1-2 неделя

I год обучения

-Учить детей выделять предмет из общего фона.

-Учить реагировать на слуховые раздражители.

-Учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб.

-Знакомить детей с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания (сладкий – горький).

II год обучения

-Учить воспринимать величину – большой, маленький, самый большой.

-Учить детей дифференцировать звучание 3-х музыкальных инструментов.

-Учить детей воспринимать на ощупь форму и величину предметов. Учить выбирать игрушки на ощупь по слову (из 3-х).

-Знакомить детей с продуктами, имеющими кислый вкус.

 

Игра «Ку-ку»

 

Звонок, колокольчик, бубен

 

Шар, куб

Конфета, чеснок

 

 

Листочки

Металлофон, барабан, дудочка

Грибочки, листики

 

Лимон, клюква

«Овощи, фрукты»

3-4 недели

I год обучения

-Учить соотносить игрушку с ее изображением (покажи, где «ляля», покажи, где «ту-ту» (паровоз).

-Учить детей подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная).

-Знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах.

-Учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух).

 

Картинки с изображением куклы и паровоза

Коробки с крышками

Пианино, металлофон, барабан

Арбуз, апельсин, огурец, помидор

Ноябрь

«Части тела, лица»

1-2 недели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я и мое имя. Семья, имена»

3-4 недели

I год обучения

-Учить детей хватать большие предметы двумя руками, маленькие одной рукой.

-Вырабатывать у детей по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

-Учить детей воспринимать и дифференцировать на ощупь твердые и мягкие предметы6 пластилин и дерево

-Знакомить детей с продуктами, имеющими соленый вкус

I год обучения

-Учить детей сличать парные предметы.

-Учить детей дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух).

-Учить детей различать на ощупь величину предметов: проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.

-Знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная.

II год обучения

-Учить детей различать 4 основных цвета – красный, желтый, синий, зеленый.

-Учить детей различать громкое и тихое звучание одного и того же музыкального инструмента.

-Учить детей производить выбор на ощупь из двух предметов: большого и маленького.

-Учить детей дифференцировать пищу по вкусовым признакам (сладкий, соленый).

 

Шары, кубы, мячи, мешочки, подносы

 

 

Шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

«Посуда»

1-2 недели

I год обучения

-Учить детей сличать парные картинки.

-Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» - собака, «мяу» - кошка, «ку-ка-ре-ку» - петух, «пи-пи-пи» - цыпленок.

-Учить детей различать температуру предметов (горячий – холодный).

-Учить детей дифференцировать горячие и холодные напитки (чай – сок).

-Учить производить выбор по величине и форме по слову («Дай большой мяч, дай маленький).

 

Игра «Кто в домике живет?»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зима. Праздник Новый год. Зимние забавы»

3-4 недели

I год обучения

-Ввести в пассивный словарь детей названия воспринимаемых свойств и отношений предметов: красный, желтый, круглый, большой, маленький, самый большой; внизу, наверху.

-Учить детей дифференцировать звукоподражание при выборе из 3-х, 4-х предъявленных: «би-би», «ту-ту», «тук-тук», «чух-чух-чух».

-Учить детей выбирать из ряда предложенных продуктов, имеющие горький вкус.

II год обучения

-Учить выделять основные цвета (4) предметов по образцу.

-Учить детей решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором, на сюжетном материале.

-Учить дифференцировать на ощупь предметы по форме или по величине (выбор из 3-х).

-Учить детей выбирать из ряда предложенных продуктов, имеющие кислый вкус.

 

 

Машина, пароход, молоток, паровоз.

 

 

 

 

Чеснок, лук, горчица, хрен, горький перец

. «Принеси цветочки такого цвета, как у меня в вазе».

Игры: «Кто пришел в гости?»

«Кто пришел первым?»

«Кто пришел последним?»

 

Лимон, клюква, уксус, лимонная кислота

Январь

«Одежда»

1-2 недели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Обувь»

3-4 недели

I год обучения

-Учить восприятию игрушек, находящихся на столе у педагога, при выборе из 2-х. (Найти и по возможности назвать).

-Учить детей различать на слух три слова с опорой на картинки.

-Учить детей дифференцировать предметы по признаку «мокрый – сухой».

-Учить дифференцировать горячие и холодные напитки (чай – сок).

II год обучения

-Учить складывать пирамиду из 3-х, 4-х колец с учетом величины, пользуясь методом практического примеривания.

-Учить выделять заданное слово из предложенной фразы и отмечать это каким-либо действием (хлопком, поднятием флажка): «Кукушка на суку поет «ку-ку». «Кабина, кузов, шина – вот наша машина». «К нам приехал паровоз, он подарки нам привез» и т.п.

-Знакомить детей с различными качествами поверхностей материалов: железа (холодное), дерева (теплое).

-Учить дифференцировать продукты по вкусовым признакам (сладкий, соленый, кислый, горький).

 

I год обучения

-Учить узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других; выделять названную педагогом игрушку среди других).

-Учить различать на слух три слова с опорой на картинки.

-Учить производить выбор по величине и форме по слову («Дай большие сапоги, дай маленькие сапожки») на ощупь.

-Учить определять пищу на вкус, называть это свойство словом.

II год обучения

-Формировать интерес к игре с объемными формами на основе их включения в игры с элементарными сюжетами.

-Учить воспринимать цвет предмета при выборе по названию: «Заведи красную машину».

-Учить дифференцировать слова разные по слоговому составу: машина, кукла, цыпленок (с использованием картинок).

-Формировать координацию руки и глаза: узнавать на ощупь предметы резко различной формы при выборе из 2-х – 3-х (образец дается на ощупь).

-Учить запоминать и называть продукты, имеющие разные вкусовые признаки.

 

 

Маша одевает кукле платье.

Катя спрятала кофточку.

Возьми кофту (на выбор дается 2 предмета – платье и кофта)

 

Одежда

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирамидка на 4 кольца

 

 

 

 

 

Флажок

Кусок железа и кусок дерева

Набор продуктов, различных на вкус.

Набор иллюстраций с изображением различных пар обуви.

Игра «Угадай на вкус»

«Домик для зайчика»

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Домашние животные и их детеныши»

1-2 недели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дикие животные»

3-4 недели

I год обучения

-Учить находить парные предметы, расположенные в разных местах игровой комнаты.

-Учить дифференцировать звукоподражания.

-Учить различать на ощупь величину предметов: проводить выбор из 2-х предметов (большого – маленького) с предъявлением образца зрительно.

II год обучения

-Учить равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании.

-Учить выбирать по образцу резко отличающиеся формы (круг, прямоугольник, квадрат, овал).

-Продолжать учить различать на ощупь величину предметов (выбор из 3-х) по зрительному образцу или по словесной инструкции.

 

I год обучения

-Учить соотносить предметы с их изображением в пределах 2-х, 3-х предъявленных образцов.

-Учить соотносить игрушку с соответствующим подражанием (у-у-у- волк, р-р-р- медведь, ш-ш-ш—еж и т.д.).

II год обучения

-Учить соотносить действия, изображенные на картинке с соответственными действиями, изображать действия по картинкам.

-Учить детей в качестве способа соотнесения плоскостных форм пользоваться приемом накладывания одной формы на другую.

-Учить определять последовательность звучания 2-х – 3-х музыкальных инструментов (барабан, дудочка,; дудочка, металлофон, барабан).

-Зрительно-тактильное обследование применять при восприятии объемных предметов.

 

«Кто тебя позвал: кошка, собака, лошадь и т.д.»

Выбор 2-х – 3-х картинок или предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сделаем узор»

«Построим забор»

 

 

 

Круг, прямоугольник, квадрат, овал

 

Игрушки: еж, медведь, волк

 

Сюжетные картинки с дикими животными

Набор диких животных

 

 

 

 

 

 

 

Март

«Весна. Мамин день»

1-2 недели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игрушки»

3-4 недели

I год обучения

-Продолжать учить детей складывать из 2-х частей разрезную картинку.

-Учить детей различать на слух 3 слова с опорой на картинки.

-Учить производить выбор по величине и форме по образцу (предъявляемые предметы: две матрешки, кубик или шарик, две юлы).

II год обучения

-Продолжать учить выделять основные цвета (4) предметов по образцу: «Принесем цветочки такого цвета, как у меня в вазе».

-Учить по образцу, а затем и по словесной инструкции строить из знакомых объемных форм поезд, башню.

-Учить дифференцировать слова, близкие по слоговому составу: машина, малина, лягушка, бабушка.

-Закрепить умение детей различать на ощупь величину предметов по зрительному образцу или по словесной инструкции.

 

 

I год обучения

-Учить детей проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб.

-Развивать фонематический слух детей (глобальное различение на слух резко различных по слоговому составу слов, без фонетического анализа).

II год обучения

-Учить детей складывать с учетом величины трехсоставную матрешку, пользуясь методом проб.

-Учить вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета: к красному шарику подобрать красную ленточку, в зеленую машинку поставить зеленый кубик, кукле в желтом платье подобрать желтый бантик и т.п.

-Продолжать учить детей запоминать и называть продукты, имеющие разные вкусовые признаки.

 

 

Разрезные картинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска Сегена

 

 

 

 

 

Апрель

«Мебель»

1-2 недели

I год обучения

-Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) – пальцами.

-Закрепить умение воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах 2-х).

-Развитие восприятия звуковых характеристик предметов и явлений (тихо – громко, близко – далеко, быстро – медленно, долго – кратко).

II год обучения

-Учить соотносить реальный предмет с рисунком, лепкой, выполненными у них на глазах педагогом.

-Закрепить умение детей в качестве способа соотнесения плоскостных форм пользоваться приемом накладывания одной формы на другую.

-Учить детей при складывании пирамиды понимать словесную инструкцию «Возьми большое кольцо» и т.д.

 

Доска Сегена

 

«Транспорт»

3-4 недели

I год обучения

- Учить складывать из трех частей разрезную предметную картинку.

- Учить реагировать на звучание детского пианино (в ответ на звучание дети «пляшут»).

-Продолжать выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай»

II год обучения

-Продолжать учить равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании.

-Учить детей различать формы в процессе конструирования по образцу (куб, брусок, призма).

-Закрепить умение детей дифференцировать пищу по температурному признаку (горячий, теплый, холодный).

 

Разрезная картинка «Машина» из 3-х частей

 

Детское пианино

 

 

Игрушки: поезд, самолет, машина

 

Май

«Продукты питания»

1-2 недели

I год обучения

-Формировать у детей поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач.

-Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи).

-Учить опознавать предметы и явления по звуковым характеристикам.

 

II год обучения

-Продолжать учить детей воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация).

 

Доска Сегена

«Профессии»

3-4 недели

I год обучения

-Продолжать учить воспринимать звуковые характеристики предметов и явлений (тихо – громко, близко – далеко, быстро – медленно).

-Учить воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого «Возьми чашку», «Дай машинку», «Покажи, где книга».

-Закрепить умение сличать два основных цвета (красный, желтый). «Покажи, где такой кубик».

II год обучения

-Формировать ориентировку в пространстве групповой комнаты (у окна, у двери).

-Учить группировать предметы по одному заданному признаку – форма, величина или цвет (В этом домике все игрушки красные, а здесь все желтые).

-Учить раскладывать кружки одного цвета внизу от заданной черты, а наверху кружки другого цвета по образцу и по словесной инструкции: «Положи наверху», «Положи внизу».

 

Доска Сегена

 



 


 

Скачано с www.znanio.ru

Перспективный план по игровой деятельности и сенсорному развитию учителя-дефектолога

Перспективный план по игровой деятельности и сенсорному развитию учителя-дефектолога

Я и мое имя. Семья, имена» 3-4 недели

Я и мое имя. Семья, имена» 3-4 недели

Учить детей выбирать из ряда предложенных продуктов, имеющие кислый вкус

Учить детей выбирать из ряда предложенных продуктов, имеющие кислый вкус

Обувь» 3-4 недели I год обучения -

Обувь» 3-4 недели I год обучения -

Март «Весна. Мамин день» 1-2 недели «Игрушки» 3-4 недели

Март «Весна. Мамин день» 1-2 недели «Игрушки» 3-4 недели

I год обучения -Продолжать учить детей складывать из 2-х частей разрезную картинку

I год обучения -Продолжать учить детей складывать из 2-х частей разрезную картинку

Май «Продукты питания» 1-2 недели

Май «Продукты питания» 1-2 недели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2024