Перспективный план по игровой деятельности и сенсорному развитию
учителя-дефектолога
Месяц |
Тема |
Программное содержание |
Игры |
Сентябрь |
Диагностика Установление игрового взаимодействия |
||
Октябрь |
«Осень» 1-2 неделя |
I год обучения -Учить детей выделять предмет из общего фона. -Учить реагировать на слуховые раздражители. -Учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб. -Знакомить детей с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания (сладкий – горький). II год обучения -Учить воспринимать величину – большой, маленький, самый большой. -Учить детей дифференцировать звучание 3-х музыкальных инструментов. -Учить детей воспринимать на ощупь форму и величину предметов. Учить выбирать игрушки на ощупь по слову (из 3-х). -Знакомить детей с продуктами, имеющими кислый вкус. |
Игра «Ку-ку»
Звонок, колокольчик, бубен
Шар, куб Конфета, чеснок
Листочки Металлофон, барабан, дудочка Грибочки, листики
Лимон, клюква |
«Овощи, фрукты» 3-4 недели |
I год обучения -Учить соотносить игрушку с ее изображением (покажи, где «ляля», покажи, где «ту-ту» (паровоз). -Учить детей подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная). -Знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах. -Учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух). |
Картинки с изображением куклы и паровоза Коробки с крышками Пианино, металлофон, барабан Арбуз, апельсин, огурец, помидор |
|
Ноябрь |
«Части тела, лица» 1-2 недели
«Я и мое имя. Семья, имена» 3-4 недели |
I год обучения -Учить детей хватать большие предметы двумя руками, маленькие одной рукой. -Вырабатывать у детей по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов. -Учить детей воспринимать и дифференцировать на ощупь твердые и мягкие предметы6 пластилин и дерево -Знакомить детей с продуктами, имеющими соленый вкус I год обучения -Учить детей сличать парные предметы. -Учить детей дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух). -Учить детей различать на ощупь величину предметов: проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно. -Знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная. II год обучения -Учить детей различать 4 основных цвета – красный, желтый, синий, зеленый. -Учить детей различать громкое и тихое звучание одного и того же музыкального инструмента. -Учить детей производить выбор на ощупь из двух предметов: большого и маленького. -Учить детей дифференцировать пищу по вкусовым признакам (сладкий, соленый). |
Шары, кубы, мячи, мешочки, подносы
Шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен
|
Декабрь |
«Посуда» 1-2 недели |
I год обучения -Учить детей сличать парные картинки. -Учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» - собака, «мяу» - кошка, «ку-ка-ре-ку» - петух, «пи-пи-пи» - цыпленок. -Учить детей различать температуру предметов (горячий – холодный). -Учить детей дифференцировать горячие и холодные напитки (чай – сок). -Учить производить выбор по величине и форме по слову («Дай большой мяч, дай маленький). |
Игра «Кто в домике живет?»
|
«Зима. Праздник Новый год. Зимние забавы» 3-4 недели |
I год обучения -Ввести в пассивный словарь детей названия воспринимаемых свойств и отношений предметов: красный, желтый, круглый, большой, маленький, самый большой; внизу, наверху. -Учить детей дифференцировать звукоподражание при выборе из 3-х, 4-х предъявленных: «би-би», «ту-ту», «тук-тук», «чух-чух-чух». -Учить детей выбирать из ряда предложенных продуктов, имеющие горький вкус. II год обучения -Учить выделять основные цвета (4) предметов по образцу. -Учить детей решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализатором, на сюжетном материале. -Учить дифференцировать на ощупь предметы по форме или по величине (выбор из 3-х). -Учить детей выбирать из ряда предложенных продуктов, имеющие кислый вкус. |
Машина, пароход, молоток, паровоз.
Чеснок, лук, горчица, хрен, горький перец . «Принеси цветочки такого цвета, как у меня в вазе». Игры: «Кто пришел в гости?» «Кто пришел первым?» «Кто пришел последним?»
Лимон, клюква, уксус, лимонная кислота |
|
Январь |
«Одежда» 1-2 недели
«Обувь» 3-4 недели |
I год обучения -Учить восприятию игрушек, находящихся на столе у педагога, при выборе из 2-х. (Найти и по возможности назвать). -Учить детей различать на слух три слова с опорой на картинки. -Учить детей дифференцировать предметы по признаку «мокрый – сухой». -Учить дифференцировать горячие и холодные напитки (чай – сок). II год обучения -Учить складывать пирамиду из 3-х, 4-х колец с учетом величины, пользуясь методом практического примеривания. -Учить выделять заданное слово из предложенной фразы и отмечать это каким-либо действием (хлопком, поднятием флажка): «Кукушка на суку поет «ку-ку». «Кабина, кузов, шина – вот наша машина». «К нам приехал паровоз, он подарки нам привез» и т.п. -Знакомить детей с различными качествами поверхностей материалов: железа (холодное), дерева (теплое). -Учить дифференцировать продукты по вкусовым признакам (сладкий, соленый, кислый, горький).
I год обучения -Учить узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других; выделять названную педагогом игрушку среди других). -Учить различать на слух три слова с опорой на картинки. -Учить производить выбор по величине и форме по слову («Дай большие сапоги, дай маленькие сапожки») на ощупь. -Учить определять пищу на вкус, называть это свойство словом. II год обучения -Формировать интерес к игре с объемными формами на основе их включения в игры с элементарными сюжетами. -Учить воспринимать цвет предмета при выборе по названию: «Заведи красную машину». -Учить дифференцировать слова разные по слоговому составу: машина, кукла, цыпленок (с использованием картинок). -Формировать координацию руки и глаза: узнавать на ощупь предметы резко различной формы при выборе из 2-х – 3-х (образец дается на ощупь). -Учить запоминать и называть продукты, имеющие разные вкусовые признаки.
|
Маша одевает кукле платье. Катя спрятала кофточку. Возьми кофту (на выбор дается 2 предмета – платье и кофта)
Одежда
Пирамидка на 4 кольца
Флажок Кусок железа и кусок дерева Набор продуктов, различных на вкус. Набор иллюстраций с изображением различных пар обуви. Игра «Угадай на вкус» «Домик для зайчика» |
Февраль
|
«Домашние животные и их детеныши» 1-2 недели
«Дикие животные» 3-4 недели |
I год обучения -Учить находить парные предметы, расположенные в разных местах игровой комнаты. -Учить дифференцировать звукоподражания. -Учить различать на ощупь величину предметов: проводить выбор из 2-х предметов (большого – маленького) с предъявлением образца зрительно. II год обучения -Учить равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании. -Учить выбирать по образцу резко отличающиеся формы (круг, прямоугольник, квадрат, овал). -Продолжать учить различать на ощупь величину предметов (выбор из 3-х) по зрительному образцу или по словесной инструкции.
I год обучения -Учить соотносить предметы с их изображением в пределах 2-х, 3-х предъявленных образцов. -Учить соотносить игрушку с соответствующим подражанием (у-у-у- волк, р-р-р- медведь, ш-ш-ш—еж и т.д.). II год обучения -Учить соотносить действия, изображенные на картинке с соответственными действиями, изображать действия по картинкам. -Учить детей в качестве способа соотнесения плоскостных форм пользоваться приемом накладывания одной формы на другую. -Учить определять последовательность звучания 2-х – 3-х музыкальных инструментов (барабан, дудочка,; дудочка, металлофон, барабан). -Зрительно-тактильное обследование применять при восприятии объемных предметов. |
«Кто тебя позвал: кошка, собака, лошадь и т.д.» Выбор 2-х – 3-х картинок или предметов.
«Сделаем узор» «Построим забор»
Круг, прямоугольник, квадрат, овал
Игрушки: еж, медведь, волк
Сюжетные картинки с дикими животными Набор диких животных
|
Март |
«Весна. Мамин день» 1-2 недели
«Игрушки» 3-4 недели |
I год обучения -Продолжать учить детей складывать из 2-х частей разрезную картинку. -Учить детей различать на слух 3 слова с опорой на картинки. -Учить производить выбор по величине и форме по образцу (предъявляемые предметы: две матрешки, кубик или шарик, две юлы). II год обучения -Продолжать учить выделять основные цвета (4) предметов по образцу: «Принесем цветочки такого цвета, как у меня в вазе». -Учить по образцу, а затем и по словесной инструкции строить из знакомых объемных форм поезд, башню. -Учить дифференцировать слова, близкие по слоговому составу: машина, малина, лягушка, бабушка. -Закрепить умение детей различать на ощупь величину предметов по зрительному образцу или по словесной инструкции.
I год обучения -Учить детей проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб. -Развивать фонематический слух детей (глобальное различение на слух резко различных по слоговому составу слов, без фонетического анализа). II год обучения -Учить детей складывать с учетом величины трехсоставную матрешку, пользуясь методом проб. -Учить вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета: к красному шарику подобрать красную ленточку, в зеленую машинку поставить зеленый кубик, кукле в желтом платье подобрать желтый бантик и т.п. -Продолжать учить детей запоминать и называть продукты, имеющие разные вкусовые признаки. |
Разрезные картинки
Доска Сегена
|
Апрель |
«Мебель» 1-2 недели |
I год обучения -Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) – пальцами. -Закрепить умение воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах 2-х). -Развитие восприятия звуковых характеристик предметов и явлений (тихо – громко, близко – далеко, быстро – медленно, долго – кратко). II год обучения -Учить соотносить реальный предмет с рисунком, лепкой, выполненными у них на глазах педагогом. -Закрепить умение детей в качестве способа соотнесения плоскостных форм пользоваться приемом накладывания одной формы на другую. -Учить детей при складывании пирамиды понимать словесную инструкцию «Возьми большое кольцо» и т.д. |
Доска Сегена |
|
«Транспорт» 3-4 недели |
I год обучения - Учить складывать из трех частей разрезную предметную картинку. - Учить реагировать на звучание детского пианино (в ответ на звучание дети «пляшут»). -Продолжать выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» II год обучения -Продолжать учить равномерно чередовать два цвета при раскладывании предметов в аппликации и конструировании. -Учить детей различать формы в процессе конструирования по образцу (куб, брусок, призма). -Закрепить умение детей дифференцировать пищу по температурному признаку (горячий, теплый, холодный). |
Разрезная картинка «Машина» из 3-х частей
Детское пианино
Игрушки: поезд, самолет, машина
|
Май |
«Продукты питания» 1-2 недели |
I год обучения -Формировать у детей поисковые способы ориентировки – пробы при решении игровых и практических задач. -Учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи). -Учить опознавать предметы и явления по звуковым характеристикам.
II год обучения -Продолжать учить детей воспринимать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, строительных играх, продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация). |
Доска Сегена |
«Профессии» 3-4 недели |
I год обучения -Продолжать учить воспринимать звуковые характеристики предметов и явлений (тихо – громко, близко – далеко, быстро – медленно). -Учить воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого «Возьми чашку», «Дай машинку», «Покажи, где книга». -Закрепить умение сличать два основных цвета (красный, желтый). «Покажи, где такой кубик». II год обучения -Формировать ориентировку в пространстве групповой комнаты (у окна, у двери). -Учить группировать предметы по одному заданному признаку – форма, величина или цвет (В этом домике все игрушки красные, а здесь все желтые). -Учить раскладывать кружки одного цвета внизу от заданной черты, а наверху кружки другого цвета по образцу и по словесной инструкции: «Положи наверху», «Положи внизу». |
Доска Сегена
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.