Обобщение опыта на тему "Формирование метапредметных учебных действий на уроках в начальной школе"
Оценка 4.6

Обобщение опыта на тему "Формирование метапредметных учебных действий на уроках в начальной школе"

Оценка 4.6
docx
02.03.2024
Обобщение опыта на тему "Формирование метапредметных  учебных действий на уроках  в начальной школе"
Обобщение опыта Барахтенко Н.В.docx

Тема: «Формирование метапредметных  учебных действий на уроках в начальной школе»

 

СЛАЙД 2

 

Цель: Повышение компетентности педагога  в освоении приемов формирования УУД

 Задачи:

·        Раскрыть и осмыслить понятие метапредметные УУД

·        Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности

·        Познакомить с  приемами, помогающими формировать УУД

·        Раскрыть практический опыт по формированию метапредметных результатов

 

Уважаемые педагоги! Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеюсь, что наша встреча будет для нас полезна и интересна.

Сегодня мы отправимся в путешествие по изведанному нам  маршруту. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

 

СЛАЙД 3

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра»

Джон Дьюи

 

СЛАЙД 4

Знакома ли вам аббревиатура ФГОС”? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)

 

СЛАЙД 5

Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?

- Требования к условиям,

- Требования к структуре образовательных программ

 - Требования к результатам

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и 5”, а по сформированности личности в целом.

Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ.

 

СЛАЙД 6

Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

 

                Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса      формирования УУД, то есть                перед                учителем встает           задача:

как           же  метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы.

СЛАЙД 7

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.

Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

 

СЛАЙД  8

  Метапредметные УУД.

 Что представляют Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные (вы видите на слайде)

 

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

•     Общеучебные •     Логические

•     Действия постановки и решения проблем

•     Целеполагание       Планирование

•     Прогнозирование •      Контроль

•     Коррекция •     Оценка

•     Волевая саморегуляция

•     Планирование учебного сотрудничества

•     Постановка вопросов

•     Разрешение конфликтов •     Управление поведением

партнера

•     Умение выражать свои мысли

 

 

 

СЛАЙД 9

Следующая таблица представляет  на каком этапе формируются конкретные УУД, вы видите на слайде.

 Сейчас я покажу на конкретном примере.

 

 

Требования к уроку

 

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление         темы урока

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Познавательные коммуникативные

Сообщение    целей     и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив    границы                        знания       и незнания       (учитель       подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование                   обучающимися способов достижения намеченной цели                   (учитель                   помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся                      осуществляют учебные               действия                    по намеченному плану (применяется групповой,             индивидуальный методы),                                   (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Обучающиеся                      осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные          контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Обучающиеся                       формулируют затруднения       и       осуществляют коррекцию               самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся

Обучающиеся       дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание,          оценивание результатов                  деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные                               оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Обучающиеся могут                              выбирать задание                      из          предложенных учителем                  с                  учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 

 

 

- Мы сейчас будем играть в парах. Я сейчас раздам Вам буквы, а Вы должны будете составить слово из этих букв.

СЛАЙД 10

- Какое слово получилось?(Сутеев) А знаете ли вы, чья это фамилия?

 

-Хорошо, молодцы. Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали? (Коммуникативные, познавательные)

СЛАЙД 11

-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Владимира Сутеева. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?

(ответы: сказка, рассказ, стих-ие)

СЛАЙД 12

- По иллюстрациям предположите, о чем пойдет речь в сказке?

- Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим   мультфильм «Кораблик» по сказке Владимира  Григорьевича  Сутеева. СЛАЙД 13

 

- Но прошу Вас смотреть внимательно.

(просмотр отрывка)

(остановить «Мы весёлые друзья и поссорить нас нельзя»)

- Назовите количество героев сказки?

- Назовите  героев сказки?

(остановить «Давай дружить»)

- Назовите  добавившегося героя  сказки?

- Давайте определим к какому классу они относятся?

Муравей – насекомое

Цыплёнок – птица

Мышь – млекопитающее

Лягушонок – земноводные

Червячок (личинка) - малощетиновые

- Кто дружили между собой?

- С кем они познакомились?

- Предположите, будет ли дружить с ними лягушонок?

 

(остановить «Вы, трусишки»)

- Как вы думаете, поплывут ли друзья за лягушонком?

 

(остановить СОЛНЦЕ)

- Что помогло друзьям поплыть не хуже лягушонка?

 

 

-Коллеги,  определите какие универсальные действия сформированы у героев?

( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером,  применяли знания в новой ситуации, использовали в работе  нужные предметы, распределили  роли,  договорились друг с другом  …..)

 

-Что необходимо сформировать? – Лягушонку:  необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой,  умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».

 

- А кто из вас знает сказку до конца?

- Так как, время нам не позволяет посмотреть до конца, я вам расскажу.

 

- Что хотел сказать нам автор этой сказкой? Чему она нас учит? (дружбе)

- Какую песню пели друзья?

- На фрагменте этого занятия формировались метапредметные УУД.

 

Использовала методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, игровой, деятельностный. (в основе лежит деятельность учеников)

 

Формы: групповая, парная, индивидуальная.

 

Чтобы отследить результаты формирования УУД   по методике   Н.Ф. Кругловой.

СЛАЙД 14

Использую методы: наблюдение, тестирование,     практические работы.

Формы оценки: индивидуальные,  групповые, фронтальные;

Инструментарий моего контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист самооценки.

 

- Вот такую таблицу метапредметных результатов, я заполняю один раз в полугодие в форме Excel, она удобна тем, что сама просчитывает проценты.

И хочется завершить свое выступление притчей.

 

Как-то одного мудрого учителя ученики спросили, в чём состоит его основная задача. И он ответил им:

- Вы узнаете об этом завтра.

На следующий день ранним утром учитель повёл их в горы на прогулку. С собой они взяли все необходимые для этого вещи.

Когда наступил полдень, все уже были очень уставшими и проголодались. Они решили устроить привал и передохнуть. Учитель взял с собой еду. Это были рис и овощи, которые он приготовил, добавив большое количество соли. Поэтому после такого обеда ученикам очень быстро захотелось пить. Но, воду они всю выпили по дороге. Тогда им пришлось подняться и осмотреть всё вокруг в поисках воды. Учитель в этом не принимал никакого участия. Ученики не нашли воды и решили, что пора вернуться обратно. Вдруг учитель сказал:

- Я помню, что источник с пресной водой находился за тем холмом.

И тогда ученики радостно последовали в указанном направлении. Они нашли воду, утолили жажду и вернулись обратно. При этом не забыли взять с собой воду и для учителя. Они предложили ему принесенную воду, но тот отказался и указал на бутыль с водой около своих ног – он был почти полным.

- Если у вас была воды, почему вы не дали нам её, когда мы хотели пить?

- Я делал своё дело, решал свою задачу: сначала я вызвал у вас жажду, заставив искать источник с водой, также, как я побуждаю в вас жажду знаний. Увидев, что вы отчаялись – я указал вам путь, пройдя по которому вы нашли воду, этим я поддержал вас. Я взял с собой много воды, чтобы показать вам, что желаемое может находиться совсем близко, если позаботиться об этом заранее, и тем самым не позволять случайности либо забывчивости поломать ваши планы.

Тогда ученики спросили его:

- Так в этом и состоит ваша главная задача? Пробудить жажду, поддержать и показать нам хороший пример?

И учитель ответил:

- Нет, главная задача учителя заключается в том, чтобы воспитать в человеке человечность и доброту. А судя по тому, что вы принесли с собой воду и для меня, свою задачу я выполняю пока правильно.

-Всем, спасибо, за интересное общение!


 

Скачано с www.znanio.ru

Те м а: « Формирование метапредметных учебных действий на уроках в начальной школе»

Те м а: « Формирование метапредметных учебных действий на уроках в начальной школе»

Главным документом в ра зр аботке стандартов в торо г о покол е ния являются тр е бования к ре з ультатам ос в оения…

Главным документом в ра зр аботке стандартов в торо г о покол е ния являются тр е бования к ре з ультатам ос в оения…

СЛ А ЙД 9 Следующая таблица представляет на каком этапе формируются конкретные

СЛ А ЙД 9 Следующая таблица представляет на каком этапе формируются конкретные

Хорошо, молодцы. Скажите, что помогло

Хорошо, молодцы. Скажите, что помогло

Что необходимо сформировать? –

Что необходимо сформировать? –

И тогда ученики радостно последовали в указанном направлении

И тогда ученики радостно последовали в указанном направлении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024