Тема: «Формирование метапредметных учебных действий на уроках в начальной школе»
СЛАЙД 2
Цель: Повышение компетентности педагога в освоении приемов формирования УУД
Задачи:
· Раскрыть и осмыслить понятие метапредметные УУД
· Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности
· Познакомить с приемами, помогающими формировать УУД
· Раскрыть практический опыт по формированию метапредметных результатов
Уважаемые педагоги! Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеюсь, что наша встреча будет для нас полезна и интересна.
Сегодня мы отправимся в путешествие по изведанному нам маршруту. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.
СЛАЙД 3
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи
СЛАЙД 4
Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)
СЛАЙД 5
Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?
- Требования к условиям,
- Требования к структуре образовательных программ
- Требования к результатам
Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.
Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ.
СЛАЙД 6
Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.
Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача:
как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы.
СЛАЙД 7
Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.
Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
СЛАЙД 8
Метапредметные УУД.
Что представляют Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные (вы видите на слайде)
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
• Общеучебные • Логические • Действия постановки и решения проблем |
• Целеполагание Планирование • Прогнозирование • Контроль • Коррекция • Оценка • Волевая саморегуляция |
• Планирование учебного сотрудничества • Постановка вопросов • Разрешение конфликтов • Управление поведением партнера • Умение выражать свои мысли |
СЛАЙД 9
Следующая таблица представляет на каком этапе формируются конкретные УУД, вы видите на слайде.
Сейчас я покажу на конкретном примере.
Требования к уроку |
Урок современного типа |
Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока |
Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Познавательные коммуникативные |
Сообщение целей и задач |
Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование |
Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Регулятивные планирования |
Практическая деятельность обучающихся |
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля |
Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции |
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) |
Коммуникативные, регулятивные (коррекции) |
Оценивание обучающихся |
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
Проводится рефлексия |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание |
Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
- Мы сейчас будем играть в парах. Я сейчас раздам Вам буквы, а Вы должны будете составить слово из этих букв.
СЛАЙД 10
- Какое слово получилось?(Сутеев) А знаете ли вы, чья это фамилия?
-Хорошо, молодцы. Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали? (Коммуникативные, познавательные)
СЛАЙД 11
-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Владимира Сутеева. Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?
(ответы: сказка, рассказ, стих-ие)
СЛАЙД 12
- По иллюстрациям предположите, о чем пойдет речь в сказке?
- Вы любите мультфильмы? Итак, давайте посмотрим мультфильм «Кораблик» по сказке Владимира Григорьевича Сутеева. СЛАЙД 13
- Но прошу Вас смотреть внимательно.
(просмотр отрывка)
(остановить «Мы весёлые друзья и поссорить нас нельзя»)
- Назовите количество героев сказки?
- Назовите героев сказки?
(остановить «Давай дружить»)
- Назовите добавившегося героя сказки?
- Давайте определим к какому классу они относятся?
Муравей – насекомое
Цыплёнок – птица
Мышь – млекопитающее
Лягушонок – земноводные
Червячок (личинка) - малощетиновые
- Кто дружили между собой?
- С кем они познакомились?
- Предположите, будет ли дружить с ними лягушонок?
(остановить «Вы, трусишки»)
- Как вы думаете, поплывут ли друзья за лягушонком?
(остановить СОЛНЦЕ)
- Что помогло друзьям поплыть не хуже лягушонка?
-Коллеги, определите какие универсальные действия сформированы у героев?
( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились друг с другом …..)
-Что необходимо сформировать? – Лягушонку: необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».
- А кто из вас знает сказку до конца?
- Так как, время нам не позволяет посмотреть до конца, я вам расскажу.
- Что хотел сказать нам автор этой сказкой? Чему она нас учит? (дружбе)
- Какую песню пели друзья?
- На фрагменте этого занятия формировались метапредметные УУД.
Использовала методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, игровой, деятельностный. (в основе лежит деятельность учеников)
Формы: групповая, парная, индивидуальная.
Чтобы отследить результаты формирования УУД по методике Н.Ф. Кругловой.
СЛАЙД 14
Использую методы: наблюдение, тестирование, практические работы.
Формы оценки: индивидуальные, групповые, фронтальные;
Инструментарий моего контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист самооценки.
- Вот такую таблицу метапредметных результатов, я заполняю один раз в полугодие в форме Excel, она удобна тем, что сама просчитывает проценты.
И хочется завершить свое выступление притчей.
Как-то одного мудрого учителя ученики спросили, в чём состоит его основная задача. И он ответил им:
- Вы узнаете об этом завтра.
На следующий день ранним утром учитель повёл их в горы на прогулку. С собой они взяли все необходимые для этого вещи.
Когда наступил полдень, все уже были очень уставшими и проголодались. Они решили устроить привал и передохнуть. Учитель взял с собой еду. Это были рис и овощи, которые он приготовил, добавив большое количество соли. Поэтому после такого обеда ученикам очень быстро захотелось пить. Но, воду они всю выпили по дороге. Тогда им пришлось подняться и осмотреть всё вокруг в поисках воды. Учитель в этом не принимал никакого участия. Ученики не нашли воды и решили, что пора вернуться обратно. Вдруг учитель сказал:
- Я помню, что источник с пресной водой находился за тем холмом.
И тогда ученики радостно последовали в указанном направлении. Они нашли воду, утолили жажду и вернулись обратно. При этом не забыли взять с собой воду и для учителя. Они предложили ему принесенную воду, но тот отказался и указал на бутыль с водой около своих ног – он был почти полным.
- Если у вас была воды, почему вы не дали нам её, когда мы хотели пить?
- Я делал своё дело, решал свою задачу: сначала я вызвал у вас жажду, заставив искать источник с водой, также, как я побуждаю в вас жажду знаний. Увидев, что вы отчаялись – я указал вам путь, пройдя по которому вы нашли воду, этим я поддержал вас. Я взял с собой много воды, чтобы показать вам, что желаемое может находиться совсем близко, если позаботиться об этом заранее, и тем самым не позволять случайности либо забывчивости поломать ваши планы.
Тогда ученики спросили его:
- Так в этом и состоит ваша главная задача? Пробудить жажду, поддержать и показать нам хороший пример?
И учитель ответил:
- Нет, главная задача учителя заключается в том, чтобы воспитать в человеке человечность и доброту. А судя по тому, что вы принесли с собой воду и для меня, свою задачу я выполняю пока правильно.
-Всем, спасибо, за интересное общение!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.