Учитель математики Прут Светлана Николаевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л.А. Попугаевой»
г. Удачный Мирнинского района Республики Саха (Якутия)
Актуальность проблемы
Концепция модернизации российского образования определила, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Сущность понятия качества образования
В более узком смысле качество образования рассматривается как
личностная особенность, необходимая человеку для осуществления той или иной деятельности.
Так что же такое "Хорошее качество образования"?
Для учащихся
Для родителей
хорошее качество образования связано:
с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей
хорошее качество образования связано:
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он чётко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
мониторинг и диагностика
внутри учреждений
образования
мониторинг и внешняя диагностика
учреждений образования
ОГЭ
Составляющие оценки качества образования:
определение зависимости результатов
от качества образовательной среды и
учебно-диагностических комплексов
ЕГЭ
аттестация образовательных
учреждений и кадров
совокупные образовательные
достижения учащихся
От чего зависит качество образования?
качества образовательной программы;
качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
качества потенциала обучающихся;
качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
качества образовательных технологий;
качества управления образовательными системами и процессами.
Задачи, стоящие перед учителем математики:
уйти от перегрузки учащихся, особенно в старших классах,
повысить качество усвоения изучаемого материала,
на каждом уроке создавать ситуацию успеха для каждого ученика,
развивать логическое мышление и грамотную математическую речь,
усилить практическую ориентацию школьных знаний,
готовить учащихся к жизни и работе в коллективе
приобщить детей к здоровому образу жизни.
Субъектность педагога
Каких-либо формализованных критериев выбора оптимальной модели обучения для каждого типа конкретных условий, по-видимому, вообще не существует — это полностью сегодня вопрос компетентности, опыта, здравого смысла, «чутья» учителя; в педагогических приёмах чрезвычайно важен аффективный элемент, который формализовать и воспроизвести невозможно — это составная часть личного искусства педагога
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001. (Серия «Системные основания образовательной технологии»); с.514
Повышение качества математической
Подготовки школьников
Полноценное и глубокое изучение всего программного материала.
Дифференцированный подход к обучающимся.
Индивидуализация процесса обучения.
Планирование деятельности учащихся на уроках в соответствии с основными требованиями.
Необходимо сделать обучение живым, целостным и практически ориентированным.
Мотивирую на самодеятельность, стимулирую творчество и личностный рост (выращиваю компетенции)
Обучаю
(формирую знания)
Развиваю
(социализирую)
Управляю деятельностью (формирую способы деятельности, умения)
Программирую саморазвитие
Три постулата
современного урока:
Урок есть открытие истины
поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
Урок есть часть жизни ребёнка и учителя, проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью,
выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Атмосфера урока:
заинтересованность каждого ученика в учебном процессе;
возможность высказываться на уроке;
выбирать собственный путь при решении математической задачи;
уметь отбирать наиболее оптимальные пути решения;
учить творчеству, выбору разнообразных видов деятельности.
Урок должен быть добрым.
Требования к современному уроку:
1) Хорошее начало и
хорошее окончание
2) чётко сформулированные тема, цель, задачи урока
3) урок должен быть проблемным и развивающим
4) учитель активизирует деятельность учащихся
5) вывод делают сами учащиеся
6) минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
8) учёт уровня и возможностей учащихся
7) времясбережение и
здоровьесбережение
Принципы
педагогической техники
свобода выбора
открытость
деятельность
идеальность (высокий КПД)
«Высший пилотаж»
Урок, на котором учитель лишь направляет детей, даёт рекомендации в течение урока.
Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Эффективность – дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный
Эффективным станет урок, учитывающий постулаты:
словесные средства обучения- 10 – 20 % (слышит ученик);
наглядные – 50 % (видит);
практические – 90 % (делает сам).
Путь для улучшения качества обученности учащихся на уроках математики
Учитель должен обращаться
не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму; добиваться понимания, а не одного запоминания.
Фёдор Иванович Янкович де Мариево
Ключевой проблемой качества школьного математического образования,
по моему мнению, остаётся
недостаточное
количество часов.
Дорогу осилит идущий
Новые прогрессивные знания создаются на стыке трёх опорных позиций:
развитый Интернет,
информационные технологии
подготовленные люди.
ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Интернет;
компьютерное оборудование;
сотовая связь;
электронная почта;
мультимедийные технологии – программное обеспечение;
интерактивная доска;
фильмы
Пути повышения
качества образования
5) глубина и системность преподавания
3) использование на уроках информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)
4) постоянный контроль знаний
2) применение технологий развивающего обучения -
1) применение личностно-ориентированного подхода -
6) компетентностный подход
Одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является результат сдачи выпускниками ЕГЭ на итоговой аттестации. От этого результата зависит и возможность каждого выпускника правильно выбрать ту профессию, которая ему необходима. Поэтому, правильная организация подготовки каждого обучающегося к сдаче ЕГЭ - основополагающая задача работы каждого учителя - предметника. Путь к успеху не простой.
И учитель должен вести ученика по этому пути с пятого класса.
Современное российское общество, как и много лет назад, считает, что школа начинается с учителя, и в первую очередь обращает внимание на эту ключевую фигуру. Вместе с тем мы слышим сегодня две точки зрения на роль учителя в школе.
С одной стороны, есть утверждение, что учителя можно с успехом заменить техническими средствами обучения, к тому же современные дети достаточно легко и самостоятельно осваивают новые технологии.
С другой стороны, совершенно очевидно, что роль учителя возрастает, но одновременно и меняется – расширяется область его ответственности. Вероятно, эти точки зрения не противоречат друг другу, так как сегодня успешный учитель меньше вмешивается в учебный процесс (внешне), но на самом деле качество этого вмешательства другое.
Положительные результаты могут быть достигнуты в том случае, если
на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется
активной познавательной и исследовательской деятельности учащихся:
работе со всеми видами учебной информации, формированию
аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.
Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию
всех видов заданий ГИА в учебном процессе на любом этапе урока,
как при изучении нового материала, так и при контроле и проверке знаний.
Несмотря на то, что итоговая аттестация в форме ЕГЭ проводится уже
не первый год, мы все еще продолжаем спорить о сложности этой
формы сдачи экзамена, о неспособности выпускников справиться с
большей частью заданий.
По данным психологов и педиатров можно говорить о тенденции падения интеллектуального потенциала в средней школе - как о свершившемся факте.
Поэтому, выполняя заказ государства по
подготовке и проведению ЕГЭ,
нам, учителям, необходимо грамотно планировать свою работу на
всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.
ПРОБЛЕМы МАТЕМАТИЧЕСКОЙ подготовки к гиа
Несформированность
вычислительных
навыков
Геометрическая
подготовка
выпускников
Формирование умений
применять знания для решения
математических
и практических задач
Недостаточное
внимание
Неуверенность
в имеющихся
знаниях
В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА необходимо выделить следующие составляющие:
Информационная
готовность
Предметная готовность
Психологическая
готовность
ТРИ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ
1группа:
группа «РИСКА»
2 группа:
средний уровень
учащиеся,
набравшие 8 - 21 балла
3 группа:
высокий уровень
учащиеся,
набравшие более 21 балла
Методики использования ИКТ при подготовке к ЕГЭ
Методика дифференцированного
Методика организации и проведения
контроля знаний с применением
Методика организации и проведения
интерактивных лабораторных работ
и практикумов
Методика работы с электронными
Методика использования коллекций
цифровых учебно-наглядных пособий
Методика внедрение учебных занятий
с использованием ресурсов Интернет
Как выбирать учебный материал для повторения
Не следует
повторять всё ранее
пройденное
Повторять
основательно надо
главное и трудное
Выделять для повторения
такие темы и вопросы,
которые недостаточно прочно
усваиваются
Выделять для повторения то,
что необходимо обобщить,
углубить и систематизировать
Коллектив нашей школы считает, что кропотливая совместная работа учителя и учеников способна повысить математическую грамотность школьников и дать возможность успешно сдать ЕГЭ.
В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой аттестации помогла мне получить хорошие результаты.
Результаты ОГЭ по математике, например,
в 2016 – 2017 уч. году, следующие:
МБОУ СОШ №19 МР
Успеваемость - 100% 100%
Качество - 67,2% 42,5%
Ср.балл (тест) - 16 11,7
Ср.отметка - 4 3,2
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.