Обобщение опыты работы Диалогическая речь речи - как средство формирования коммуникативной компетенции неслышащих обучающихся в начальных классах
Оценка 4.8

Обобщение опыты работы Диалогическая речь речи - как средство формирования коммуникативной компетенции неслышащих обучающихся в начальных классах

Оценка 4.8
docx
21.12.2023
Обобщение опыты работы Диалогическая  речь  речи - как средство формирования коммуникативной компетенции неслышащих обучающихся в начальных классах
Ибраева Г.С..docx

Диалогическая  речь  речи - как средство формирования коммуникативной компетенции неслышащих обучающихся в начальных классах

 

Общение является важнейшим фактором развития ребенка. Дети с нормальным слухом овладевают языком и приобретают речевые навыки одновременно. Ребёнок слушает и говорит и  таким образом усваивает язык. Усваивая язык, он начинает точнее понимать речь окружающих и лучше говорить сам. Такой ребёнок задолго до школы познаёт основные грамматические формы и значительную часть лексики родного языка. В процессе обучения ребёнка в школе у него расширяется и углубляется  знание языка. Большинство слабослышащих дети до школы не овладевают языком. Дети располагают некоторым языковым запасом, он отличается крайне малым объёмом и резко выраженным качественным своеобразием. В речевом обиходе таких детей, обычно бывает 10-20 слов. Чаще всего это имена существительные, реже глаголы, лишенные адекватного морфологического оформления.  

( сл.2) Цель педагогики – нормализация общения ребенка  с нарушениями  слуха с окружающими.

( сл.3) Одной из задач школы слабослышащих является формирование и коррекция устной речи учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования  слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также формирование и развитие коммуникативной компетенции как основной жизненной компетенции для учащегося  с нарушениями слуха.

В  отечественной сурдопедагогике сложилась  целостная система формирования устной речи, как одного из факторов полноценного развития слабослышащего ученика, наиболее полной его адаптации.

Учитывая значимость устной речи в развитии слабослышащего школьника, важность активизации устной коммуникации неслышащих со слышащими в современном обществе, возникла необходимость совершенствования методов обучения восприятию и воспроизведению устной речи с учетом состояния слуховой функции, уровня речевого развития и психофизических особенностей учеников.

Коммуникативная компетенция  означает не просто речевую практику, не просто речевую активность, не речь как процесс индивидуального пользования языком, а речевую деятельность со всеми присущими ей характеристиками.

Слабослышащие дети в отличие от слышащих не овладевают в достаточной мере разговорной диалогической речью. Обучение умению вести диалог – одна из актуальных задач уроков развития речи. ( сл4)  Диалог – это речевое средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать общекультурный и, если хотите, общественный уровень. Диалогическая речь развивает способность мыслить, творить, оценивать чужую мысль, чужое творчество. Умение выразить словами собственную мысль в рассказе, реплике, диалоге -очень важная сторона развития ребенка. 

Коммуникативное развитие не исчерпывается  умением словесно формулировать мысль и элементарно осознавать факты слышимой речи. 

( сл.5) Ребенка надо научить:

-отвечать на вопросы взрослого и задавать их;

-взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками; вежливо вести спор; поддерживать содержательный разговор, беседу.

В силу этих причин обучение речи в школе для слабослышащих начинается именно с диалога. Уже в первые дни школьных занятий учитель обращается к детям с вопросом»: « Как тебя зовут?» и ученик называет своё имя. На протяжении первого года обучения на уроках развития речи постоянно используются простейшие диалоги в вопросно-ответной форме: - Какой сегодня день? – Среда. Когда идёт работа над словарём,  учитель прости показать или назвать предмет, находящийся тут же. Дети в ответ показывают и называют его.

Диалогическое общение на уроках сохраняется во всех последующих классах. Всё больше возрастает роль тематически обусловленных бесед, которые разворачиваются как диалоги более сложной структуры с включением монологической речи: «Как я провёл выходной день» и др. это особый учебный диалог, протекающий в ситуации естественного общения хотя и в условиях школьного урока: учитель хочет знать, как отдыхали его ученики, - они рассказывают ему об этом.

Однако за пределами школьного класса дети постоянно оказываются в ситуациях, требующих речевых контактов. Именно такие диалоги должны стать объектом специальной работы на уроках развития речи.

Во 2 классе подобные ситуации речевого общения полезно создавать естественным путём. Можно пойти с детьми в кабинет школьного врача и там на месте побудить учащегося  к диалогу с врачом. Чаще учитель не имеет возможности организовать соответствующую речевую ситуацию в реальных условиях, её надо моделировать на уроке развития речи. Смоделированная речевая ситуация и обучающий диалог должен иметь тематическую отнесённость и развёртываться в связи с работой по той или иной теме. Например, в теме «Зима» можно использовать такие речевые ситуации: дети обмениваются планами на каникулы; дети рассказывают друг другу о своих коньках, лыжах, приехав домой на каникулы беседуют с мамой о своих школьных друзьях.

Каким образом моделируется или создаётся на уроке речевая ситуация? Она может быть создана с помощью сюжетно-ролевой игры («В магазине», «На приёме у врача»). Распределяются роли, и соответственно ролям дети вступают в диалог друг с другом. В самом начале в игру может активно включаться учитель, выполняя попеременно разные роли. Его речь (сообщение, вопрос, ответ) должна стать образцом речи для детей.

В процессе обучения диалогу дети должны овладеть различными диалогическими структурами. А.Г.Зикеев предлагает во 2 классе  последовательно включать в диалоги такие структуры: ( сл.6)

Ø  Вопрос-ответ         (- Где ты был? – В кино)

Ø  Сообщении – вопрос - ответ     (-Я был в кино– С кем? – С папой.)

Я хочу назвать упражнения, которые я использую в 1 и во 2 классах для обучения  обучении диалогической речи. ( сл.7)

1)      Составить диалог по ходу сюжетно-ролевой игры ( об этом я говорила раньше).

2)      Составить диалог в ходе игры как бы от лица кукол (принцип кукольного театра)

Игра «Доктор Айболит». Используются игрушки зверюшки и кукла-доктор. Каждый ученик ведя партию выбранной зверюшки, обращается к доктору с жалобами. Ведущий – доктор Айболит – лечит  зверюшек, назначает лекарство.

3)      Прочитать диалог и сказать, к каким картинкам (ситуациям) относятся (соответствующие картинки выставлены на доске).

4)      ( сл.8) Составить диалог по заданному образцу и описанию ситуации.

1        сентября Алёша и Саша встретились во дворе школы. Послушай (прочитай) их диалог (послушай, что он говорят).. (даётся текст диалога)

5)      прочитать (прослушать) диалог и сказать, где он происходит.

6)      Прочитать (прослушать) диалог и сказать, кто в нём участвует.

7)      ( сл.9) Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы

Миша: ….?

Игорь: Встретимся около магазина.

Миша: ….?

Игорь: Я думаю, в 12 часов.

8)      ( сл.10) Прочитать диалог и вставить подходящие по смыслу ответы.

Лена: Ты ходишь на каток?

Ира: ….

Лена: А почему?              

Ира: …

( сл.11) Ведение диалогов, благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу детей, а именно:

-обогащает представления учащихся об окружающем мире;

-формирует морально-нравственные и этические качества личности;

-развивает устную разговорную речь в диалогической и монологической формах;

-развивает слуховое восприятие.

Работа над диалогической речью  на уроках развития речи это одно из  средство формирования коммуникативной компетенции неслышащих обучающихся.


 

Диалогическая речь речи - как средство формирования коммуникативной компетенции неслышащих обучающихся в начальных классах

Диалогическая речь речи - как средство формирования коммуникативной компетенции неслышащих обучающихся в начальных классах

В силу этих причин обучение речи в школе для слабослышащих начинается именно с диалога

В силу этих причин обучение речи в школе для слабослышащих начинается именно с диалога

Алёша и Саша встретились во дворе школы

Алёша и Саша встретились во дворе школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2023