Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи как средство развития памяти учащихся детского объединения «От звука к букве»
(обобщение педагогического опыта Тимофеевой Марины Михайловны, педагога дополнительного образования высшей категории)
|
Автор: |
|
Тимофеева Марина Михайловна, |
|
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории |
Оренбург 2023
Содержание
Оглавление
1. Информационный лист. 3
2.Актуальность опыта. 4
3. Теоретическая база опыта. 5
3.1 Ведущая идея опыта. 5
3.2 Цель и задачи опыта. 6
3.3 Этапы накопления и систематизации опыта. 6
1.1 Изучение теоретических аспектов. 6
1.2. Разработка и проведение диагностики учащихся. 7
1.3. Определение основных форм работы с детьми. 7
3.4 Основные понятия. 9
3.5. Общие подходы при проведении дидактических игр. 9
4. Технология опыта. 10
5. Результаты работы.. 10
6. Заключение. 11
Приложение. 12
1. Информационный лист
1. Общие сведения
1.1. Наименование передового опыта
Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи как средство развития памяти учащихся.
1.2. Адрес передового опыта:
Муниципальный уровень: МАУДО «Центр внешкольной работы «Подросток». Открытые занятия, мастер-классы, участие в семинарах на городских методических объединениях.
1.3. Объект передового опыта
Образовательный процесс детского объединения «От звука к букве», по развитию речи.
1.4. Сведения об авторе передового опыта:
· ФИО: Тимофеева Марина Михайловна
· Должность: педагог дополнительного образования
Образование: высшее, 2007 г, Оренбургский государственный педагогический университет, специальность «Учитель начальных классов», квалификация «Учитель начальных классов», специализация «Педагогика и методика начального образования»;
высшее, 2013 г., г. Санкт – Петербург, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт специальной педагогики и психологии», квалификация «Учитель – логопед по специальности Логопедия».
Тема: «Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи как средство развития памяти учащихся детского объединения «От звука к букве».
Идея опыта: использование дидактических игр с целью развития памяти учащихся.
Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является формирование психологической готовности к школе. Сегодня в центре внимания многих исследователей во всём мире находится проблема развития памяти детей дошкольного возраста. Этот интерес не случаен, так как дошкольный период жизни - наиболее эффективный для интенсивного развития. В период дошкольного детства происходит закладка фундамента здоровья ребёнка: физического, психического и нравственного. Его будущее во многом зависит от того, как и в каких условиях будет протекать дошкольное детство.
Для того, чтобы ребенок во время урока мог следить за объяснением учителя и обрабатывать воспринимаемую информацию, он должен быть в состоянии какое-то время удерживать в уме то, что слышит, но еще не понимает. Для этого ему необходим определенный объем кратковременной речевой памяти. Понимание инструкции или вопроса, обращенного к ребенку, также связано не только с мышлением, но зависит и от объема кратковременной речевой памяти. Поэтому и успешность процесса обучения будет определяться уровнем развития памяти.
Особенно большие требования к памяти ребёнка, предъявляет школьная программа обучения, так как в школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы обучения. Целенаправленное и систематическое овладение навыками и знаниями, которые предусмотрены школьной программой, предполагает высокий уровень развития памяти у детей. Всё более высокие требования предъявляются детям, идущим в первый класс.
Учитывая данные изменения в школьной программе, большое внимание необходимо уделять организации обучения и воспитания дошкольников. Оно должно быть направлено на формирование и развитие физического, психического и нравственного здоровья. Чем успешнее протекает процесс формирования и развития, тем положительнее это влияет на дальнейшее воспитание и образование ребёнка.
Так как, дошкольный возраст, это сенситивный период для развития памяти, необходимым является поиск и грамотный подбор наиболее эффективных методов и методик для формирования и развития памяти дошкольника, которые так необходимы для успешного обучения в школе.
Эти позиции отражены и в нормативно-правовых документах Российской Федерации по развитию и модернизации системы дополнительного образования детей. Так в Федеральной программе развития и воспитания в системе образования России последовательно обоснована стратегия современного образования, раскрывающая сущность и значимость воспитания подрастающего поколения как успешных, творчески развивающихся, активно взаимодействующих социальных субъектов.
3.1 Ведущая идея опыта
Дидактические игры на занятиях по развитию речи является средством всестороннего воспитания и развития. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется, это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психические процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. При помощи дидактических игр развиваются, необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается на процессе школьного обучения и имеет большое значение для дальнейшего развития личности.
Дидактические игры представляют большую ценность в развитии памяти дошкольников. Память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития памяти ребенка.
В последние годы вопросы теории и практики дидактических игр, разрабатывались многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.M.Богославской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль, а память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития памяти ребенка. Этим обусловлена актуальность исследуемой нами темы: «Взаимосвязь дидактических игр и развития памяти ребенка дошкольного возраста». Используя возможности развития мышления и памяти дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед ними школьное обучение.
Использование дидактических игр создаёт условия для вариативности содержания учебно-воспитательного процесса, одной из приоритетных целей которого является развитие вербальной памяти учащихся.
Основной целью занятий является развитие у детей памяти, посредством использования дидактических игр.
Для решения данной цели были определены следующие задачи:
- изучить эффективные игровые технологии для развития памяти учащихся 6-7 лет;
- проанализировать состояние развития памяти учащихся 6-7 лет;
- организовать работу по развитию памяти посредством использования дидактических игр;
- описать опыт работы по внедрению эффективных игровых технологий обучения в детском объединении по развитию речи.
1 этап
Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
Поиск путей решения указанной проблемы был связан с изучением современных концепций развития образования, с анализом педагогической и методической литературы по данной проблеме, обобщением опыта работы коллег по этому направлению.
Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся русскому психологу Л.С. Выготскому, который в конце 20-х гг. первый начал изучать вопрос о развитии высших форм. Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко, раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.
Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируется представления о доступное их понимание конкретных фактах общественной жизни. В данный период закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает основные моральные нормы, нормы поведения. Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Возникает самостоятельная игровая деятельность. Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими.
Всё это привело меня к выводу о необходимости шире использовать дидактические игры с целью развития вербальной памяти учащихся.
Основной метод исследования при диагностике памяти — это диагностические методики. В работе с учащимися применялись методики Л.А. Ясюковой, которые служат для оценки объема памяти дошкольников:
Методика 1. Кратковременная речевая память. С помощью этого теста можно выяснить, какой объем пока еще неосмысленной рядоположенной словесной информации ребенок может удержать в уме, и оценить, достаточен ли он для преобразования этой информации в осмысленный целостный (симультанный) образ.
Методика 2. Кратковременная зрительная память. С помощью этого теста можно выяснить, какой объем зрительной кратковременной информации ребёнок может удерживать в памяти.
Для достижения данной цели мною велось наблюдение за детьми в процессе непосредственно организованной деятельности (развитие речи), учащиеся выполняли тестовые задания, результаты вносились в таблицу и обрабатывались.
Проведённое исследование показало, что только 16% детей имеет высокий уровень развития памяти. Выявилась проблема: относительно низкая доля учащихся с высоким уровнем развития памяти.
Основная форма– занятие-игра.
Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у учащихся начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Теория и практика игры включает в себя многообразный комплекс различных проблем и вопросов, основными из которых являются классификация детских игр и методика руководства ими. Условно все многообразие детских игр можно разделить на 2 большие группы: сюжетно-ролевые творческие игры и игры с правилами.
В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка. Рассмотрим более подробно дидактические игры на занятиях по развитию речи. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Руководя играми на уроках по развитию речи, необходимо учитывать возросшие возможности детей.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен помнить, зачем нужно запомнить. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.
Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников - обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5 - 6-летние дети впервые принимают указания, как надо запомнить.
Овладение приемам запоминания зависит от следующих условий:
степени освоения соответствующих мыслительных операций;
содержания и характера материала;
характера обучения. Только при его организации запоминание становится логическим;
наличия потребности в правильном и точном запоминании и припоминании, стремления проверить его результаты.
Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнемическую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не показывая открыто дидактическую позицию.
2 этап – основной
2.1. Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
- непосредственно образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.
3 этап – внедренческий
- обобщение педагогического опыта;
- распространение опыта на совещаниях, методических и педагогических советах.
Дидактическая игра — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Память - один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации.
Запоминание - это процессы памяти, в результате которых происходят закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее.
Сохранение - это процесс удерживания, заученного в памяти.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти [41].
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной [41]
Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами [29]
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитие у человека способности к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит [10]
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно - логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой [16]. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого - либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память - это память на переживание. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма [37].
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних и внешних связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
При работе с детьми седьмого года жизни по-прежнему очень важен принцип индивидуального подхода. Ведь в игре чётко проявляются особенности развития каждого ребёнка: его кругозор, воображение, характер взаимоотношений с товарищами. Педагогу желательно уделить особое внимание застенчивым детям, помочь освоить им новую социальную роль, предусмотренную игрой, включиться с общение.
Для реализации цели и задачи исследования на занятиях применяю различные методы такие, как ассоциация, фантазирование, перевоплощение, импровизация, но в основу занятий положено игровое начало.
Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе обращать внимание на начало игры (кто инициатор), на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции), конец игры (было ли логическое завершение и т.д.) Косвенное (непрямое) развитие игры должно обеспечить развитие положительного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут отражаться в игре. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и т.д. Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно-игровой среды. В предметно-игровой среде должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием. Непосредственное (прямое) развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущение, что их «обучают» в игре. Нарастание самостоятельности детей в игре зависит от руководства игровой деятельности педагога. Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре). Далее, педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывания сюжете). Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх).
Успешность работы по развитию памяти учащихся 6-7 лет посредством использования дидактических игр подтверждается следующими результатами.
Повышается уровень выполнения заданий детьми, они активно выражают готовность общаться как со взрослым, так и со сверстниками. Уровень развития образной и вербальной зрительной памяти дошкольника повысился, вырос объём долговременной вербальной памяти. Учащиеся больше сохраняют в памяти картины, предметы, тексты, стихотворения. Развитие словесно – смысловой памяти расширяет области познания учащегося. Начинает закладываться произвольная память. Память всё больше объединяется с речью и мышлением приобретая интеллектуальный характер.
В работе я изучила теоретические основы памяти, дидактической игры, подтвердила, что игра является средством развития памяти ребёнка, уточнили роль игрового общения в жизни детей 6-7 летнего возраста. Игровое общение очень важно для ребёнка, посредствам игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребёнка. Установила характерные особенности дидактической игры, виды игр, основные компоненты игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли. Также изучила организацию игровой деятельности детей. Провела диагностическое исследование уровня развития памяти учащихся у детей 6-7 лет в начале 2022/2023 учебного года. В процессе диагностического исследования я выяснила, что дети не всегда могут удерживать в памяти вербальную инструкцию, объём кратковременной речевой и кратковременной зрительной памяти достаточно низок. Игровые действия не всегда многообразны, в основном присутствует монологическая речь, а не диалог. Дети редко используют игрушки заместители. Не всегда выполняют правило игры. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию памяти у детей 6-7 лет средствами дидактической игры. На основании проведённой работы я смогла убедиться в том, что дидактическая игра является особым видом деятельности детей 6-7 лет, работа над которой способствует развитию памяти учащихся. Приведённые наблюдения зафиксировали рост уровня игровой деятельности у детей в возрасте 6-7 лет.
Приложение 1
Содержание методики исследования
Одним из самых важных показателей памяти является объем кратковременной памяти. Опишем методики Л.А. Ясюковой, которые применялись нами в работе с детьми для оценки объема памяти:
Методика 1. Кратковременная речевая память
Методика 2. Кратковременная зрительная память
Методика №1. Кратковременная речевая память
Цель: диагностика объема кратковременной речевой памяти.
С помощью этого теста можно выяснить, какой объем пока еще неосмысленной рядоположенной словесной информации ребенок может удержать в уме, и оценить, достаточен ли он для преобразования этой информации в осмысленный целостный (симультанный) образ.
Инструкция:
«Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке»
Четко произносятся слова: «Куст, Зонт, Лук, Шелк, Гром, Нос, Лес, Мак, Стул» с интервалом в полсекунды, по окончании экспериментатор кивает головой и тихо говорит ребенку: «Говори»
Слова для запоминания предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и после этого выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой» вариант.
Экспериментатор записывает все, что говорит ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя и не критикуя его ответы.
Обработка результатов эксперимента
Обработка осуществляется посредством сравнения слов, воспроизведенных ребенком с первого предъявления, с теми словами, которые ему были зачитаны. За каждое совпадение выставляется 1 балл. Порядок воспроизведения не учитывается. Засчитываются только точно воспроизведенные слова, допустимы лишь незначительные отклонения от стимульных слов, например, «зонтик» вместо «зонт». Если ребенок говорит «гроза» вместо «гром» или «шерсть», «ткань» вместо «шелк», то за такие ответы дается 0 баллов. Оценка уровня развития кратковременной памяти происходит посредством сравнения полученной суммы баллов с нормативными данными (см. Таблицу1).
Методика 2. Кратковременная зрительная память (автор Л.А. Ясюкова)
Цель: диагностика объема кратковременной зрительной памяти.
Оборудование: таблица с 16 картинками (см. Приложение)
Процедура и инструкция: перед ребенком кладут таблицу с 16 картинками.
Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке»
Время предъявления картинок — 20-30 секунд.
Записывается все, что скажет ребенок дословно. Когда ребенок замолчит, ему предлагается еще одна инструкция: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще что-то увидишь». Обычно детям удается вспомнить что-нибудь еще.
Обработка результатов эксперимента
Так как в тестовом задании ребенок сам выбирает слова для обозначения картинок, которые ему надо запомнить, допускается неабсолютная однозначность ответов.
Правильным считается любое смысловое соответствие. Например, «корабль», «лодка», «парусник», «яхта» — все ответы правильны, любой из них оценивается в 1 балл. Ответы интерпретируются как неправильные и оцениваются в 0 баллов, если в них происходит смысловое искажение. Например, «цветок» — вместо «бабочка»; «молоток» — вместо «топор»; буква «Б» вместо «В»; называние каких-либо цифр, букв, предметов, которых вообще не было на картинке. Может встречаться неточное или частичное воспроизведение информации. Например, «СО» — вместо «С02»; «треугольник» — вместо «треугольник с кружком внутри»; «квадрат» — вместо «кубик». В этих случаях ответ оценивается в 0,5 балла.
Подсчитывается общая сумма баллов, результаты сравниваются с нормативными данными (см. Таблицу 1).
I - II зоны — Зрительная память практически не развита. Наличие наглядной информации не будет улучшать запоминание материала, напротив, ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятие и запоминание информации.
III зона — Средний уровень развития зрительной памяти. Зрительная память все еще характеризуется как простая, ассоциативная, она не может компенсировать недостатки кратковременной речевой памяти.
1V – V зоны — Хороший и высокий уровни развития зрительной памяти. Можно говорить о наличии структурной зрительной памяти, то есть о ее качественно более высоком уровне развития. При этом недостатки речевой памяти (II зона, но не I) могут быть легко компенсированы.
Таблица 1
Нормативные данные методик диагностики памяти Л.А. Ясюковой
Методика |
Количество баллов/ уровень (зона) |
||||
Очень низкий |
Низкий |
Средний |
Хороший |
высокий |
|
1 зона |
2 зона |
3 зона |
4 зона |
5 зона |
|
Речевая память |
0-1 |
2 |
3-4 |
5-6 |
7-9 |
Зрительная память |
0-1 |
2-4 |
4,5-7 |
7,5 - 9 |
10 -16 |
Итог |
0-2 |
4-7 |
7,5-11 |
12-15 |
17-25 |
Приложение 2
Таблица 2
Состояние кратковременной речевой и зрительной памяти учащихся детского объединения «От звука к букве» на начало исследования 2021 – 2022 учебный год
№ |
ФИО |
Количество баллов |
Сумма |
Степень сформирован-ности памяти, зона |
|
1 |
2 |
||||
1 |
Варя П. |
5 |
4 |
9 |
3 |
2 |
Таня Д. |
3 |
5 |
8 |
3 |
3 |
Олег Н. |
2 |
3 |
5 |
2 |
4 |
Максим К. |
2 |
5 |
7 |
2 |
5 |
Боря В. |
3 |
4 |
7 |
2 |
6 |
Лена К. |
4 |
9 |
13 |
4 |
7 |
Никита У. |
2 |
7,5 |
9,5 |
3 |
8 |
Оля В. |
3 |
5 |
8 |
3 |
9 |
Толя К. |
3 |
5 |
8 |
3 |
10 |
Костя Ф. |
3 |
4,5 |
7,5 |
3 |
11 |
Дима Р. |
2 |
5 |
7 |
2 |
12 |
Леша Г. |
4 |
8 |
12 |
4 |
13 |
Люба Р. |
5 |
8 |
13 |
4 |
14 |
Юра К. |
2 |
3 |
5 |
2 |
15 |
Сережа Ш. |
2 |
5 |
7 |
2 |
16 |
Данил Г. |
3 |
4,5 |
7,5 |
3 |
17 |
Соня К. |
3 |
4,5 |
7,5 |
3 |
18 |
Регина К. |
4 |
5 |
9 |
3 |
19 |
Андрей Р. |
2 |
8 |
10 |
3 |
20 |
Марат Г. |
1 |
1 |
2 |
1 |
Уровень сформированности функции |
2,9 |
5,2 |
8,1 |
|
Примечание: 1. - Кратковременная речевая память, 2. - Кратковременная зрительная память
5 зона – высокий уровень развития памяти – не выявлено.
4 зона – хороший уровень развития памяти – отметила у 3 учащихся. Эти дети понимали инструкцию с первого предъявления, для актуализации слов длительного времени не требовалось. Они вспоминали 4-5 слов и 8- 9 картинок, что говорит о хорошем объеме памяти.
3 зона – средний уровень развития памяти - выявила у 10 детей группы. Для актуализации слов этим учащимся требуется более длительное время, о чем говорит наличие многочисленных пауз и остановок. Они вспоминали 3-4 слова и 5-7 картинок, что говорит о среднем объеме памяти.
2 зона – низкий уровень развития памяти выявила у 6 учащихся. Эти дети плохо контролируют себя при воспроизведении (неоднократно повторяют одни и те же названия, не замечая, что уже называли их), недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в отсутствии стремления, старания вспомнить заученное, наличия неустойчивости внимания. Учащиеся не сразу поняли инструкцию, долго припоминали слова, часто отвлекались, выполняли задание с неохотой, постоянно требовали одобрения своих действий. Они чаще называли слова, расположенные в начале и конце предложенного для запоминания ряда. Нарушения актуализации слов и бедность словаря у учащихся вызывали множественные ошибки, например, замены: «бабочка» – «жук», будильник – «часы», «топор» - «молоток». Кроме того, называемые слова часто имели искажения слогового и звукового состава, например, «кораблик –кобалик», «кубик» - «тубит».
1 зона - очень низкий уровень развития памяти выявила у одного ребенка, в ходе обследования у него отмечалась некоторая астенизации, повышение утомляемости.
Состояние кратковременной речевой и зрительной памяти учащихся детского объединения «От звука к букве» на конец исследования 2022 – 2023 учебный год
№ |
ФИО |
Методика / балл |
Сумма |
Степень сформированности памяти, зона |
|
1 |
2 |
||||
1 |
Варя П. |
4 |
7 |
11 |
3 |
2 |
Таня Д. |
2 |
8 |
10 |
3 |
3 |
Олег Н. |
4 |
7 |
11 |
3 |
4 |
Максим К. |
2 |
9 |
11 |
3 |
5 |
Боря В. |
4 |
7 |
11 |
3 |
6 |
Лена К. |
2 |
4 |
6 |
2 |
7 |
Никита У. |
4 |
7 |
11 |
3 |
8 |
Оля В. |
2 |
7 |
9 |
3 |
9 |
Толя К. |
4 |
7 |
11 |
3 |
10 |
Костя Ф. |
6 |
9 |
15 |
4 |
11 |
Дима Р. |
4 |
7 |
11 |
3 |
12 |
Леша Г. |
3 |
7 |
10 |
3 |
13 |
Люба Р. |
6 |
9 |
15 |
4 |
14 |
Юра К. |
7 |
10 |
17 |
5 |
15 |
Сережа Ш. |
3 |
7 |
10 |
3 |
16 |
Данил Г. |
7 |
10 |
17 |
5 |
17 |
Соня К. |
8 |
9 |
17 |
5 |
18 |
Регина К. |
3 |
7 |
10 |
3 |
19 |
Андрей Р. |
8 |
9 |
17 |
5 |
20 |
Марат Г. |
3 |
7 |
10 |
3 |
Уровень сформиро-ванности функции |
4,3 |
7,7 |
12 |
4 |
Примечание: 1. - Кратковременная речевая память, 2. - Кратковременная зрительная память
3 зона – средний уровень развития памяти - выявила у 13 учащихся группы.
Среднее количество слов, которые запомнили дети в обеих методиках составило – 12 названий, что относится к 4 зоне - уровень развития памяти детей старшего дошкольного возраста– хороший.
3.3 Сравнительный анализ результатов исследования памяти у дошкольников с нормальным речевым развитием и у детей с
Примечание: 1. - Кратковременная речевая память
2.-Кратковременная зрительная память
Анализ результатов выполнения данного теста показал, что уровень развития памяти учащихся после работы с дидактическими играми выше, чем до данной работы: среднее количество баллов, которое набрали учащиеся на контрольном тестировании составило – 4,3 балла, а на начальном – 2,9 балла.
Приложение 3
Дидактические игры, направленные на развитие памяти у учащихся на занятиях по развитию речи
Задание 1. «Запомни и найди нужное»
Цель: развитие речевой памяти и внимания.
Оборудование: речевой материал из разных лексических групп - овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.; предметные картинки, соответствующие предложенным словам, наборное полотно.
Ход игры: Педагог произносит ряд слов, а ребенок из выставленных на наборном полотне картинок выбирает те, которые соответствуют данным словам.
Задание 2. «Запомни и найди»
Цель: развитие речевой памяти и внимания.
Оборудование: речевой материал из разных лексических групп - овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д., соответствующие лексическому материалу предметные картинки.
Ход игры: Педагог выкладывает в определенном порядке на столе несколько картинок. Затем он называет ряд картинок, а ребенок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда. Когда у детей это задание будет хорошо получаться, мы его усложняем. Логопед называет ряд картинок, а ребенок должен не просто запомнить и выбрать из общего ряда, но и расположить их в том же порядке, в каком они назывались.
Задание 3. «Повтори слова»
Цель: развитие речевой памяти.
Оборудование: речевой материал из разных лексических групп - овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.
Ход игры: Ребенок должен внимательно прослушать те слова, которые скажет логопед, запомнить их, а потом повторить. Сначала дается два слова, потом - три. Постепенно количество слов увеличивается. Круг предлагаемых слов зависит от того уровня речевого развития, на котором находится ребе нок.
Например, стол, стул, кровать (мебель); яблоко, груша, персик (фрукты).
Постепенно число слов увеличивается. Слова даются по нескольким темам одновременно.
Например, яблоко, груша, морковка (овощи и фрукты); самолет, машина, кошка, собака (транспорт и животные); паровоз, рука, шапка, шкаф, яблоко (транспорт, части тела, одежда, мебель, фрукты).
Задание 4. «Повтори за мной»
Цель: развитие внимания, слуховой памяти.
Оборудование: речевой материал из разных лексических групп - овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.
Ход игры: Педагог произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина), а ребенок должен повторить их в заданной последовательности.
Задание 5. «Назови и повтори»
Цель: развитие внимания, речевой памяти, актуализация словаря.
Оборудование: речевой материал из разных лексических групп - овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт и т.д.
Ход игры: Учащиеся встают в круг. Педагог предлагает вспомнить, кто знает какую посуду (мебель, одежду, транспорт и т. д.). Дети «по цепочке» передают друг другу названия, например, мебели. Причем каждый ребенок должен повторить уже сказанные слова и добавить свое слово.
Например, стол – стул, стол – стул – шкаф, стол – стул – шкаф – полка и т. д.
Задание 6. «Цепочка ассоциаций»
Цель: развитие речевой памяти, мышления, актуализация словаря.
Педагог показывает предметные картинки и предлагает запомнить их, собрав все слова — названия картинок в цепочку ассоциаций. Первый ребенок придумывает ассоциацию, соединяющую 1-ю и 2-ю картинки; второй ребенок придумывает ассоциацию, соединяющую 2-ю и 3-ю картинки, и т. д., пока не кончатся все картинки. После того как ассоциации придуманы, надо постараться их вспомнить.
• Объяснить, что такое ассоциация. (Это слово обозначает связь, нахождение связи между предметами, словами.)
• Потренироваться в нахождении связи между любыми двумя словами.
• Начать игру: прослушать объяснения детьми связи между словами в каждой паре.
• Предложить вспомнить все картинки по придуманным ассоциациям.
Например, даны предметные картинки для автоматизации звука Л в прямых слогах: луч, лужа, малыш, ложка, лук, лоб, тулуп, водолаз, кулак, пила, юла, мыло, голубцы.
Возможный вариант придуманных ассоциаций: луч часто отражается в луже, по луже ходит малыш, малыш ест ложкой, в ложке лежит лук, лук горький, приходится морщить лоб, когда его ешь; лоб холодный, и тулуп носят, когда холодно; тулуп надевает водолаз, чтобы согреться; водолаз машет кулаком, в кулаке много пальцев, и зубьев у пилы много; пила из металла, и юла тоже; юла крутится, и мыло крутится в руках; мыло завернуто в упаковку, и голубцы завернуты в капусту.
Для развития памяти на основе зрительного восприятия предлагаются следующие задания.
Задание 1 «Найди, что покажу»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти, актуализация словаря.
Оборудование: по количеству участников игры - подносы, фрукты или овощи; салфетка.
Ход игры: На подносах разложены одинаковые наборы овощей или фруктов. Один поднос для логопеда накрыт салфеткой. Педагог на короткое время показывает один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его. Теперь он предлагает учащимся найти на своем подносе такой же и вспомнить, как он называется. Дети по очереди выполняют задание пока все фрукты и овощи не будут названы.
Задание 2. «Чего не стало?», «Что появилось?».
Цель: развитие зрительного внимания и памяти
Оборудование: игрушки
Ход игры: На столе выставляются знакомые игрушки (две, три, четыре, пять - количество их увеличивается постепенно). Название этих игрушек проговаривается детьми. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время логопед убирает одну игрушку (потом можно убрать 2-3). Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, какую игрушку убрали со стола. Либо ребенок становится спиной столу, а логопед добавляет еще одну игрушку (потом 2-3). Осмотрев игрушки, ребенок должен сказать, какая игрушка появилась. Правильный ответ обязательно поощряется.
Задание 3. «Назови игрушки»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти
Оборудование: игрушки
Ход игры: На столе выставлены 2-4 игрушки. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребенок по памяти воспроизводит те игрушки, которые были выставлены на столе.
Задание 4. «Вспомни, что увидел»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: предметная или сюжетная картинка
Ход игры: Ребенок берт одну из картинок, лежащих вниз рисунком, и посмотрев на нее, передает другому ребенку, затем карточка передается ведущему. Первый ребенок рассказывает, что изображено на картинке, второй ребенок добавляет то, что не назвал первый. От детей требуется вспомнить все детали в нарисованного.
Задание 5. «Что бы это значило?»
Цель: развитие памяти, восприятия, актуализация словаря.
В основе игры лежит (в несколько измененном виде) методика Е. П. Торренса «Неполные фигуры». Игра проводится с группой детей. Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями предметов. У каждого ребенка разные карточки. Надо угадать, что недорисованное, затем дорисовать схематично. Когда все предметы дорисованы, логопед предлагает запомнить их, составив цепочку ассоциаций. Рекомендуется на первом этапе с целью автоматизации звуков выбирать предметы, которые легко узнать по их нарисованной части. Далее, усложняя игру можно предложить элементы предметов, не указывающие на явные признаки целого предмета, но при этом поставить условие: в названии дорисованного предмета должен быть определенный звук (тот, который нужно автоматизировать).
Задание 7. «Сломанный телевизор»
Цель: развитие памяти, ассоциативного мышления.
Логопед рассказывает, что на экране телевизора изображение с помехами, и предлагает определить, какой предмет показывают по телевизору. Игра проводится с группой детей. Все дети получают разные карточки с «зашумленными» изображениями предметов. После того как дети назвали все предметы, педагог предлагает запомнить их в определенной последовательности, составив цепочку ассоциаций. Карточки убираются, дети вспоминают слова в нужной последовательности. Рекомендуется на первом этапе предлагать изображения с меньшим уровнем «шума», а затем, для усложнения, в сильном «зашумлении». Для автоматизации звуков необходимо подбирать предметы, имеющие в названии соответствующий звук.
Задание 8. «Собери цепочку»
Цель: развитие памяти, ассоциативного мышления.
Педагог раздает детям одинаковые карточки. На карточках изображены 10 предметов. Предмет, с которого надо начать игру, отмечен любым значком (либо игроки договариваются, с какого предмета начать игру). Надо составить цепочку картинок, соединив их стрелками в любой последовательности. Каждый ученик строит свою цепочку ассоциаций и запоминает все картинки. Затем дети уже без карточек восстанавливают свои цепочки, называя слова в последовательности, установленной ими самими. Используя эту игру на этапе автоматизации звука, надо подбирать картинки, в названиях которых есть нужный звук.
Задание 9. «Разложи картинки»
Цель: развитие памяти, логического запоминания
Педагог раздает карточки с предметными картинками, расположенными попарно. Дети должны запомнить пары картинок, связав их ассоциацией. Затем первые карточки убираются, предлагаются вторые карточки, где нарисованы предметы лишь одного столбика. Надо по памяти расположить предметы второго столбика. Целесообразно вначале использовать пары предметов, между которыми легко установить ассоциативную связь. Усложнить игру можно, расположив на второй карточке предметы не по порядку, а вразброс; можно также в набор предметных картинок добавить лишние картинки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.