Обобщение педагогического опыта по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения стратегий критического мышления».

  • docx
  • 16.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала обощение опыта.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Комитет образования администрации Березовского района

МБОУ Игримская СОШ №1

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта по теме

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения стратегий критического мышления».

 

 

Учитель: Айдемирова Т.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Игрим, 2025г

Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения стратегий критического мышления.

Введение

Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. В двадцать первом веке объёмы учебного материала, высокие требования к учащемуся и учителю подталкивают нас, педагогов, к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов.

В преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, русского языка и литературы, использование технологии критического мышления дает возможность по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволяет отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики информационного текста и художественного произведения. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса при планировании учебного материала. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания законов построения текста, умения вести его анализ на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это способствует развитию диалогического мышления, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, развитию творческих способностей учащегося по созданию текстов разных стилей, типов, жанров, необходимых современному человеку.

Актуальность темы заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в среднем и старшем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространённым явлением, например, на уроках русского языка становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.
Цель данной работы: показать использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы для обеспечения возможностей становления и развития личностных функций (искать во всем смысл, проявлять творчество, давать критическую оценку) учащихся общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:


1.     Апробировать методику и содержание технологии развития критического мышления. 

2.     Показать возможности технологии развития критического мышления учащихся общеобразовательной школы в овладении умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания; в освоении способов познавательной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества и государства.

3.     Описать свой опыт работы и доказать эффективность данной методики.

1.      Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные мною конспекты уроков с использованием технологии РКМ могут использоваться в процессе преподавания русского языка в общеобразовательной школе другими педагогами.

Применяя достаточно долгое время технологию развития критического мышления, я заметила очевидные ее преимущества, как для учителя, так и для ученика.
Технология критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология критического мышления дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. 

Уроки русского языка и литературы способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

Сама информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль необходимо переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у учащихся от 12 лет, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Мыслительные способности учащихся будут еще совершенствоваться при обучении, но именно благодаря критическому мышлению процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Однако познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, сложность обучения критического мышления состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем» /Джон Бин/. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий ученик находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения проблемы, и старается доказать, что выбранные им решения логичнее и рациональнее прочих.

Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, то уточняем и углубляем свою собственную позицию, поэтому, работая в русле критического мышления, я стараюсь использовать на уроках виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся.

Применение технологии развития критического мышления раскрепощает, придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Учащийся в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя.

В процессе применения критического мышления:

  • происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Учитель, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран: 

  • информативный материал, способствующий развитию критического мышления; 
  • метод (отдельный прием, стратегия) занятия. 

2.      Образовательная технология развития критического мышления.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.

1 В основу технологии положен базовый дидактический цикл. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Итак, в технологии критического мышления выделяют три стадии:

Схематично стадии урока можно рассмотреть в таблице.

I стадия (фаза)

Вызов :

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.


Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе


Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.


Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Аквариум
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II стадия Осмысление содержания : получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» 
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения:   «инсерт»;  «фишбоун»;   «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения. 
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.
Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Приемы и стратегии технологии развития критического мышления

Приведу примеры некоторых технологий критического мышления, используемых мною на уроках русского языка и литературы.

Кластеры 
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

 Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.


hello_html_m46e513f4.gifhello_html_3d303018.gifhello_html_m35a39f1e.gifДеепричастие

hello_html_279b034b.gifhello_html_697ddc5b.gifhello_html_42d9d94b.gifhello_html_28bc7edb.gifhello_html_m461b7403.gifПризнаки глагола Признаки наречия

Обр. от глаг. Обозн. добав. действ.

Сов. В. Несов. В. Не изменяется Явл. обстоят.

Двухчастный дневник Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники я использую при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Затем я знакомлю учащихся с собственными комментариями, если хочу привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

 «Тонкие» и «толстые» вопросы

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Толстые вопросы: Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    В чем различие ...?     Предположите, что будет,    если... ?

Тонкие вопросы: Кто ?    Что ?     Когда ?    Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?

Так при анализе отрывков из повести «Капитанская дочка» используются вопросы разного вида.

Одной из художественных форм письменной рефлексии является синквейн.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах7.
На первых порах я предлагаю учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные.

На уроке по теме «И.С.Тургенев «Муму» ученики составляют синквейн о Герасиме. Вот пример одного из таких пятистиший:

Герасим

Глухонемой, сильный

Работает, заботится, страдает

Сохраняет чувство человеческого достоинства

Богатырь

Прием «Инсерт»
На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».

Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:

Инсерт — это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно5. 
٧ – уже знал    + - новое    - - думал иначе    ? – не понял, есть вопросы

Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете

Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, является для вас новым.

Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете.

Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Графическая форма работы в отличие от устной, когда ученикам можно и отсидеться, превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (еще до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.

Методика «Шесть шляп мышления».
На протяжении некоторого времени мне нравится применять на уроках методику «Шесть шляп мышления». 

«Шесть Шляп Мышления» – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу. По мнению Э.де Боно, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Методика «Шесть шляп» универсальна. Например, я часто использую ее на своих уроках, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Я предлагаю надеть белую шляпу — это значит, что я жду от них полной информации и факты. 

 Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места.

 Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа — антагонист черной, она позволяет видеть выгоды и достоинства. Мысленно надев желтую шляпу, человек превращается в оптимиста.

Зеленая шляпа: творчество. Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы в сложившейся ситуации 

 Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, периодически предоставляет учащимся возможность высказаться: «Наденьте-ка свою красную шляпу и скажите, что вы думаете о моем предложении».

 Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, я ее используют в начале урока для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и поставить новые цели.

Черная шляпа должна выявить негативные стороны влияния метели на судьбы героев повести, подумать, за что наказана Марья Гавриловна, почему лишь один Владимир не нашел дороги в Божий храм. Желтая шляпа выявляет положительные стороны влияния метели на судьбы героев. Детям предлагается подумать, как повлияла метель на судьбу Марьи Гавриловны, за что награждены Маша и Бурмин в конце повести. Красная шляпа описывает чувства, испытанные при чтении разных эпизодов повести, а также чувства героев в различных ситуациях. Зеленой шляпе предлагается подумать и написать, что бы они изменили в тексте повести, как бы они поступили на месте каждого из героев. Синюю шляпу на этом уроке надеваю я сама. Задача учителя помочь философски осмыслить проблему. Важно подвести ребят к ответу на вопрос: какую же роль играет метель в произведении. В результате дети поймут, что метель в повести изображена как живое существо и несет в себе символическое значение судьбы.

6.Заключение

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы позволяют мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. Поэтому данные приёмы частично или полностью могут быть использованы мною и в дальнейшей работе. 
Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению. 
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений). 
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения русскому языку и литературе позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.


























 

Скачано с www.znanio.ru