Обобщение педагогического опыта по теме: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Это нельзя не учитывать. Но зачастую обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо их научить ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Основная цель моей работы на протяжении шести лет: включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.
Для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «понять», «сделать вывод».
На уроках и во внеурочное время уделяю особое внимание умению учащихся самостоятельно работать. Школьники учатся понимать и извлекать нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания.
Проектное-исследовательское обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в созидательную работу.
Практическая часть
Некоторые результаты моей работы.
С ребятами четвёртого класса мы работали над групповым проектом «Выпуск газет». Продолжительность данного проекта – 2 недели, количество участников – 25 человек. Проект групповой.
В ходе работы была организована деловая игра, где каждый ребёнок был участником.
Целью проекта – разработка познавательной игры для четвероклассников, повышение престижа работников типографии, расширение творческого потенциала школьников.
Была организована экскурсия в типографию нашего города Шумиха. Перед посещением дети поставили перед собой вопросы, на которые находили ответы.
Вопросы задаваемые детьми во время экскурсии:
· Почему не рвётся бумага, выходя из рулона для печатания газеты?
· Как скрепляются листы книги?
· Как готовится оттиск газеты или книги?
· Какую продукцию, кроме газет и книг, выпускает типография?
· Почему не печатается в данной типографии районная газета «Знамя труда»?
· Нравится ли вам ваша работа? Почему?
Дети наблюдали, задавали вопросы сотрудникам типографии. Во время экскурсии делали снимки для последующего отчёта, т.е. выпуска газеты класса.
Дети узнали много интересного: название профессий, процесс работы типографии.
Работа типографии – очень сложный процесс, где все в ответе за общую работу, за её результат. Каждый выполняет добросовестно и в срок свою часть работы.
Журналист (корреспондент) находит интересные и актуальные темы для статей. Его работа проходит не в офисе, а связан с выездом на место событий.
Фотограф – специалист, делающий снимки. Газета без фотографий не интересна.
Редактор - специалист, занимающийся редактированием (составляет, проверяет, исправляет содержание) издания газеты или книги.
Корректор – специалист, исправляющий орфографические, пунктуационные и прочие ошибки, пропущенные редактором.
Дизайнер – специалист, который определяет, как будет выглядеть внешний вид газеты или книги.
Вернувшись в школу, дети разделились на группы, где каждая начала свою работу с информацией, творческую работу.
На протяжении всего проекта перед детьми ставятся решаемые проблемы:
· написать статью, опираясь на материалы источников (роль составителя статьи);
· написать статью, опираясь на свой жизненный опыт, наблюдения (роль автора статьи);
· сочинить стихотворение (роль автора);
· сделать подборку загадок и стихов на определённую тему (роль составителя);
· сделать фотосъёмку;
· выполнить роль редактора, корректора, дизайнера – оформителя, верстальщика, печатника.
«Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат (исследовательская, информационная, практическая деятельность).
Конечным результатом был выпуск нашей классной газеты.
Групповой проект «Полиция и дети» очень увлёк детей. Он реализовывался на занятиях кружка «Легоконструирование», где ребята создавали транспорт сотрудников полиции, на классном часе, где были обыграны жизненные ситуации, далее была организована встреча с сотрудниками полиции, был проведён конкурс рисунков «Защитник правопорядка глазами детей». Дети, чьи родители работают в органах полиции – писали сочинения (сочинение Поповой Тани было опубликовано в районной газете «Знамя труда»).
Проектно – исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
В первом классе тема проектно – исследовательской работы была выбрана «Птицы школьного двора». Перед началом проекта учитель прогнозирует Ожидаемый результат:
В процессе выполнения и завершения данного проекта дети познакомятся:
1. с разнообразием птиц, находящиеся на территории школы;
2. с интересными фактами из жизни птиц;
3. с разнообразием кормушек, сделанные совместно с родителями;
4. с особенностями обитания птиц в зимнее время.
5. с народным праздником встречи птиц
Соучастниками данной проектно – исследовательской работы стали родители, сотрудники детской библиотеки. Родители помогли в строительстве кормушек, в приобретении корма на весь период кормления (ноябрь-апрель, 6 месяцев). Ребята вели наблюдения за птицами (не только в школьном парке, но и дома), о некоторых из них они искали интересную информацию, дети с удовольствием слушали друг друга, обсуждали свои наблюдения и выступали с сообщениями перед классом, оформляли выставку рисунков. В завершении проекта, в апреле, участвовали в празднике «Встреча птиц», который проводился совместно с детской библиотекой. Дети развешивали печёных птичек на деревья, говорили заклички и загадывали желания.
Обязательным этапом технологии проектно – исследовательской работы является анализ выполненной работы и оценивание. В случае групповых проектов в анализе необходимо указать, как складывалась работа в группе.
В период проведения групповой проектно – исследовательской работы формируются следующие компетенции: общеучебные, информационные, коммуникативные и творческие.
Роль учителя – создание благоприятного фона для формирования первого социального опыта.
Вывод.
Проектно-исследовательская деятельность
на уроках и во внеурочное время дает возможность:
повысить мотивацию школьников к учению;
расширить свой творческий потенциал;
способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет способы действия, применяет их для решения новых учебных задач, обосновывает свои действия.
И что немаловажно, даёт возможность создать ситуацию успеха.
Проектно – исследовательская деятельность формирует невероятно большое количество умений и навыков детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.