Обобщение педагогического опыта по теме: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».
Оценка 4.7

Обобщение педагогического опыта по теме: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитание
8 кл—10 кл
11.12.2023
Обобщение педагогического опыта по теме:  «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».
описание работы над проектами : "Выпуск газет", "Полиция и дети", "Птицы школьного двора"
обобщение по теме саообразования.docx

Обобщение педагогического опыта по теме:  «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. Это нельзя не учитывать. Но зачастую обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо их научить ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Основная цель моей работы на протяжении шести лет: включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

Для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «понять», «сделать вывод».

На уроках  и во внеурочное время уделяю особое внимание умению учащихся самостоятельно работать.  Школьники учатся понимать и извлекать  нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания.

Проектное-исследовательское обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но и сам процесс.

 Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в созидательную работу.

Практическая часть

Некоторые результаты моей работы.

С ребятами четвёртого класса мы работали над групповым проектом  «Выпуск газет». Продолжительность данного проекта – 2 недели, количество участников – 25 человек. Проект групповой.

В ходе работы была организована деловая игра, где каждый ребёнок был участником.

 Целью проекта – разработка познавательной игры для четвероклассников, повышение престижа работников типографии, расширение творческого потенциала школьников.

Была организована экскурсия в типографию нашего города Шумиха. Перед посещением дети поставили перед собой  вопросы, на которые находили ответы.

Вопросы  задаваемые детьми во время экскурсии:

·        Почему не рвётся бумага, выходя из рулона для печатания газеты?

·        Как скрепляются листы книги?

·        Как готовится оттиск газеты или книги?

·        Какую  продукцию,  кроме газет и книг, выпускает типография?

·        Почему не печатается  в данной типографии районная газета «Знамя труда»?

·        Нравится ли вам ваша работа?  Почему?

Дети  наблюдали, задавали вопросы сотрудникам типографии. Во время экскурсии  делали  снимки для  последующего отчёта, т.е. выпуска газеты класса.

Дети узнали много интересного: название профессий, процесс  работы  типографии.

Работа типографии – очень сложный процесс, где все в ответе за общую работу, за её результат. Каждый выполняет добросовестно и в срок свою часть работы.

Журналист (корреспондент) находит интересные и актуальные темы для статей. Его работа проходит не в офисе, а связан с выездом на место событий.

Фотограф – специалист, делающий снимки. Газета без фотографий не интересна.

Редактор - специалист, занимающийся редактированием (составляет, проверяет, исправляет содержание) издания газеты или книги.

Корректор – специалист, исправляющий орфографические, пунктуационные и прочие ошибки, пропущенные редактором.

Дизайнер – специалист, который определяет, как будет выглядеть внешний вид газеты или книги.

Вернувшись в школу, дети разделились на группы, где каждая начала свою работу с информацией, творческую работу.

На протяжении всего проекта перед детьми ставятся  решаемые проблемы:

·        написать статью, опираясь на материалы источников (роль составителя статьи);

·        написать статью, опираясь на свой жизненный опыт, наблюдения (роль автора статьи);

·        сочинить стихотворение (роль автора);

·        сделать подборку загадок и стихов на определённую тему (роль составителя);

·        сделать фотосъёмку;

·        выполнить  роль редактора, корректора, дизайнера – оформителя, верстальщика, печатника.

            «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат (исследовательская, информационная, практическая деятельность).

Конечным результатом был выпуск нашей классной газеты.

Групповой проект «Полиция и дети» очень увлёк детей. Он реализовывался на занятиях кружка «Легоконструирование», где ребята создавали транспорт сотрудников полиции, на  классном  часе, где были обыграны жизненные ситуации,  далее была организована встреча с сотрудниками полиции, был проведён конкурс рисунков «Защитник правопорядка глазами детей». Дети, чьи родители работают в органах полиции – писали сочинения (сочинение Поповой Тани было опубликовано в районной газете «Знамя труда»).

Проектно – исследовательская  деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.   

В первом классе тема  проектно – исследовательской работы была выбрана «Птицы школьного двора». Перед началом проекта учитель прогнозирует  Ожидаемый  результат:

В процессе выполнения  и завершения  данного проекта дети познакомятся:

1.     с разнообразием птиц, находящиеся на территории школы;

2.     с интересными фактами из жизни птиц;

3.     с разнообразием кормушек, сделанные совместно с родителями;

4.     с особенностями обитания  птиц в зимнее время.

5.     с народным праздником встречи птиц

  Соучастниками данной  проектно  – исследовательской работы  стали родители, сотрудники детской библиотеки. Родители  помогли в строительстве кормушек, в приобретении корма на весь период кормления (ноябрь-апрель, 6 месяцев). Ребята вели наблюдения за птицами  (не только в школьном парке, но и дома), о некоторых из них они   искали интересную информацию,  дети с удовольствием слушали друг друга, обсуждали свои наблюдения  и выступали с сообщениями перед классом, оформляли выставку рисунков.  В завершении проекта, в апреле, участвовали в празднике «Встреча птиц», который проводился совместно  с детской библиотекой. Дети развешивали печёных птичек на деревья, говорили заклички и загадывали желания.

Обязательным этапом технологии проектно – исследовательской работы  является анализ выполненной работы и оценивание. В случае групповых проектов в анализе необходимо указать, как складывалась работа в группе.

В период проведения  групповой  проектно – исследовательской работы формируются следующие компетенции: общеучебные, информационные, коммуникативные и творческие.

Роль учителя – создание благоприятного фона для формирования первого социального опыта.

Вывод.

Проектно-исследовательская деятельность

на уроках и во внеурочное время дает возможность:

повысить мотивацию школьников к учению;

расширить свой творческий потенциал;

способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет способы действия, применяет их для решения новых учебных задач, обосновывает свои действия.

И что немаловажно,  даёт возможность создать ситуацию успеха.

Проектно – исследовательская деятельность формирует невероятно большое количество умений и навыков детей.


 

Обобщение педагогического опыта по теме: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта по теме: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время»

Как скрепляются листы книги? ·

Как скрепляются листы книги? ·

Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат (исследовательская, информационная, практическая деятельность)

Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат (исследовательская, информационная, практическая деятельность)

Встреча птиц», который проводился совместно с детской библиотекой

Встреча птиц», который проводился совместно с детской библиотекой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2023